Методики постижения мировой художественной культуры в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:15, реферат

Краткое описание

Урок — главная форма организации обучения и воспитания в школе и, естественно, главная форма преподавания МХК.
Стало быть, урок мировой художественной культуры должен подчиняться всем закономерностям процесса обучения и воспитания. Урок — логическая единица темы, раздела, всего курса.

Файлы: 1 файл

Методики постижения мировой художественной культуры в школе.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный университет культуры и искусств

Факультет социально-культурных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по предмету: “Методика постижения искусства”.

Тема: “Методики постижения мировой художественной культуры в школе”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка VI курса

Группы 30622

Воронцова Т.М.

Проверил:

Щирин Д. В.

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

 

 

 

Методики постижения мировой художественной культуры в школе.

 

Урок — главная форма организации обучения и воспитания в школе и, естественно, главная форма преподавания МХК. 

Стало быть, урок мировой  художественной культуры должен подчиняться  всем закономерностям процесса обучения и воспитания. Урок — логическая единица темы, раздела, всего курса. Следовательно, он должен иметь свою строгую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями, содержанием, средствами, методами и приемами обучения. «Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся». Но на уроке МХК на первый план выдвигается не задача управления познавательной деятельностью учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. ачит, урок МХК как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат на уроке ведущую роль организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков. Стремление определить эти специфические особенности потребовало обращения в создании урока к законам самого искусства, и прежде всего к законам искусства драматургического.

Попытаюсь обосновать нашу позицию. Цель и задачи, которые  поставлены перед предметом МХК и которые должен решать каждый его урок, определили важнейшее требование к методике преподавания предмета — наилучшим образом организовать общение учащихся с шедеврами мирового искусства.Организовать его так, чтобы это общение вызвало у молодых людей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые разворачивает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Задача каждого урока — воспитывать способность к сопереживанию, к целостному восприятию произведения искусства и на этой основе — способность и стремление понять те идейно-нравственные проблемы, которые лежат в основе художественного произведения. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.

«Взволновав, заставить задуматься» — эта формула стала концентрированным выражением сущности методики преподавания МХК.Постижение произведений искусства — процесс очень сложный и постепенный. Великое творение открывается человеку в течение всей его жизни и на ее различных этапах по-разному. Постижение искусства — это «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира, окружающей и своей собственной  жизни. Но познание жизни через искусство — особый процесс, отличный от логического познания.Предмет познания искусства — это прежде всего познание отношения человека к явлениям жизни.Известно, что определение своего отношения к миру, выбор своего пути — одна из главнейших духовных задач, которые человек решает в юности. Искусство способно «подсказать» решение. Оно включает человека в мир событий, явлений, проблем, созданных воображением автора, и, используя силу эмоционального воздействия, заставляет его вместе с героями произведения пережить ситуацию, принять решение. «Только непосредственное переживание — испытанное чувство радости, восхищения, сочувствия и т. п., — характер и сила испытанного чувства становится единственным, необходимым и достаточным основанием оценочного суждения. Не рассудок, не логический анализ, не обращение к авторитетам, а голос собственного чувства диктует человеку оценку „красиво“, или „уродливо“, или „комично“... Пережить что-либо — это значит приобщить данное явление к своей личной жизни, и, напротив, если переживание не возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным и осмысленным, оно может остаться в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки, мироощущения личности, «не внедрится в глубины сознания» [2].

От чувства к мысли, через эмоциональное к рациональному — таков путь воздействия искусства на человека. Но как на уроке организовать переживания? Как включить ученика, органически, деликатно и ненавязчиво, в решение жизненных проблем, предложенных произведением искусства? Как организовать урок, на котором будет «господствовать» искусство и на котором в то же время учащиеся будут получать знания, необходимые им для его восприятия?

Опыт преподавания в  школе мировой художественной культуры показал, что это можно сделать, если прибегнуть к многовековому опыту искусства театра — «школы для взрослых», как называли театр древние греки. Именно для драматических произведений в их сценическом воплощении важны, органичны остроконфликтные ситуации, властно втягивающие зрителей в их разрешение, в определение своего отношения к участникам конфликта.

Конечно, конфликт как  художественная форма отражения  противоречий в жизни людей — характерная особенность всех произведений искусства. Каждый человек, оставаясь наедине с большим искусством, испытывает на себе силу его воздействия, вместе с героями произведений любит и ненавидит, страдает и испытывает чувство счастья. И такое общение — один на один с искусством — ничем заменить нельзя. Оно необходимо, как необходимо человеку побыть одному, сосредоточиться на главном, решающем сейчас в его жизни, как необходима встреча с близким другом, которому можно поведать сокровенные тайны души.

Но общение большинства  учеников с книгой, с музыкой, с  произведениями изобразительного искусства  вне стен школы и по их собственному желанию возникнет лишь в том случае, если школа приобщит их, разовьет в них потребность в этом общении, научит понимать язык искусства. Все это происходит на уроках искусства (может: МХК, чтобы не было повторов) в классе.

Теперь представим себе такую ситуацию: идет урок по теме «Лирика А. С. Пушкина». Класс заинтересованно слушает объяснения учителя, звучат вдохновенные стихи поэта. Но вот на одной из парт начинается перешептывание, полетела на соседнюю парту чья-то записка... — «Иванов, встань!» — прерывая объяснение, приказывает Иванову учитель. Ученик, нехотя, гремя партой и оправдываясь, встает. Раздаются возгласы сочувствия. Наконец порядок восстановлен. Но духовность урока исчезла. Исповедальные стихи поэта теперь не дойдут до сердец школьников, не потрясут их души...

На уроке мировой  художественной культуры такие действия недопустимы, невозможны. Они вызовут  в классе реакцию, подобную той, которая  возникла бы у вас на концерте, если бы актер, прерывая свое выступление, вдруг  сделал замечание слушателям или зрителю. Или если бы в самый патетический момент пьесы в напряженной тишине зрительного зала раздался чей-то неуместный смех.

Подобные ситуации могут  произойти и происходят не только потому, что ученики или зрители  недостаточно эстетически воспитаны. Может быть, именно в том, как был разработан урок и вел его учитель или как игрался спектакль, было нечто такое, что нарушало законы воздействия искусства на человека в условиях, когда силу этого воздействия одновременно испытывают многие люди. На школьных уроках — каждый отдельный ученик и все ученики класса одновременно. Действие этих законов при разработке методики преподавания уроков по искусству чаще всего не учитывается. Между тем искусство театра с древнейших времен требует от его деятелей строить драматургию спектакля исходя из его специфики. Она состоит в убеждении, что сопереживание многократно усиливается вследствие особой заразительности художественных эмоций, одновременно испытываемых многими.Театр и возник из стремления людей слиться в едином чувстве и, одновременно, в чужой судьбе увидеть свою судьбу. Чем выше искусство театра, тем органичнее удается ему слить в реакции зала общность чувствований всех, сидящих в нем, заставить каждого зрителя в меру развитости его воображения и чувств и незаметно для него самого «примерить на себя» ситуации и поступки героев, мысленно принять участие в разрешении идейных и нравственных проблем, которые и вызвали столкновение позиций героев. Соучастие зрителей в развитии и разрешении драматургических конфликтов — наилучший способ активизировать работу чувства и мысли зрителя.

Подобный способ активизации  чувства и мысли школьника  может быть успешно применен и  в методике преподавания предмета МХК. Способ исходит как из закономерностей самого искусства, особенностей его восприятия каждым отдельным человеком и коллективом слушателей, так и из законов современной дидактики. Имеется в виду прежде всего внедрение методов проблемного обучения в систему обучения и воспитания учащихся. Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс доказательного решения проблем и таким путем они «научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенное, овладевают опытом творческой деятельности». Систематическое включение учащихся в разрешение идейных и нравственных проблем на уроках мировой художественной культуры позволяет активизировать работу их чувства и мысли, способствует обогащению жизненного опыта юношества опытом поколений, сконцентрированным в шедеврах искусства.

Но происходит все  это лишь при выполнении непременного условия: в великих творениях мировой классики ученик должен почувствовать дыхание современности. Его должно увлечь живое значение идейно-нравственных проблем, выдвинутых творцами искусства прошлых эпох, их созвучность проблемам нашего времени, нашего общества, поискам смысла жизни 12–17-летним человеком. Только тогда учащиеся смогут испытать нечто подобное тому, что испытывали в юности А. И. Герцен и Н. П. Огарев от встреч с героями произведений Шиллера: «Лица его драм были для нас существующие личности, мы их разбирали, любили и ненавидели не как поэтические произведения, а как живых людей. Сверх того, мы в них видели самих себя». Добиться того, чтобы ученики от встречи с шедеврами искусства испытали подобные чувства, непросто. Но вне этого мы не сможем решить задач курса. Будем учиться у театра.

Театр во всех своих  спектаклях — будь то история трагической любви Луизы Миллер и Фердинанда в «Мещанской трагедии» Шиллера, «Ревизор» Гоголя или «Оптимистическая трагедия» Вишневского — непосредственно обращается к чувству и мысли современного зрителя. Таков основной закон театра.

Разумеется, любое выдающееся произведение искусства бессмертно именно потому, что оно обладает способностью говорить с потомками о вечных проблемах бытия, а его неисчерпаемость позволяет различным поколениям находить в произведении великих творцов ответы на вопросы своего времени, своей жизни. Но искусство театра в силу своей специфики требует от создателей спектакля — режиссеров, актеров, художников, музыкантов — вычленить, подчеркнуть современность звучания классических произведений, заострить всеми имеющимися в их распоряжении художественными средствами общность проблем, ситуаций, которые разворачиваются на сцене в художественных образах искусства, и тех, что волнуют сидящих в зале зрителей. Задача и деятелей театрального искусства, и учителя взволновать, еще лучше — потрясти зрителя-ученика и заставить его думать, размышлять — о жизни и смерти, о добре и зле, о жестокости и доброте, о смысле жизни... Ученику-зрителю необходимо «подсказать» ответы на сложнейшие вопросы жизни. Но чем незаметнее будет эта подсказка, тем лучше ученики-зрители воспримут урок-спектакль. Если же они начнут замечать, «что их учат, поучают... такую школу перестанут посещать».

Не навязывать ученику  готовые ответы, а подводить его  к ним. Мало того, не на все вопросы  могут быть даны обстоятельные ответы. Ведь это вопросы, которые задает жизнь, и у каждого один и тот  же вопрос звучит по-своему. Многое можно и нужно оставить для размышлений за пределами урока. Главное — определить проблему, включить ученика в ситуацию, требующую ее разрешения, направить его мысль.Если школьник уйдет с урока взволнованным, он будет стремиться решать эти вопросы в направлении, заданном учителем. Он испытает чувство, близкое тому, которое волнует нас, будоражит наши мысли после хорошего спектакля, после встречи с искусством. Нравственный вывод постепенно созревает в душе ученика, заставляет его еще и еще раз вернуться к тому, что он услышал на уроке. Такой вывод, не навязанный, а подсказанный и добытый самостоятельной душевной работой, будет убедительным и прочным. Но преобразующая сила искусства исчезнет, если оно будет выступать на уроке в качестве иллюстратора мыслей учителя, его оценок и выводов. Тогда и возможна будет на уроке ситуация, подобная той, описанная мною выше.

Есть еще одно обстоятельство, которое определило наше обращение  к опыту и формам драматургического  искусства. Дело в том, что крайняя ограниченность учебного времени (1 или 2 учебных часа в неделю), которое оказалось возможным выделить на преподавание курса МХК в сегодняшней школе, настоятельно требует поисков методических решений, позволяющих и в этих условиях развернуть перед молодыми людьми широкую панораму развития мировой художественной культуры, ввести их в мир героев произведений различных искусств и различных эпох. Но именно драматургия театра обладает способностью за короткое сценическое время раскрыть перед зрителем судьбы героев многостраничных романов Л. Толстого и Гюго, Достоевского и Бальзака, Айтматова и Хемингуэя и делает это так, что у многих зрителей потом, впоследствии, возникает непреодолимая потребность встретиться с этими героями еще и еще раз, теперь уже на страницах самого романа.

Искусство театральной  или кинодраматургии способно в  художественных образах раскрыть жизнь  духа великих творцов, ввести зрителя  в мир, который их окружал и  который они создавали, ярко, образно  вскрыть взаимосвязь и взаимовлияние  этих миров. Вспомним такие великолепные фильмы, как «Мусоргский», «Франсиско Гойя», «Рембрандт», телеспектакль о Достоевском, его времени и его героях, и др. [5]. Какие противоположные чувства возникали у школьников, с одной стороны, после просмотра подобных фильмов, спектаклей и с другой — после уроков по искусству, на которых учитель холодным скальпелем социологического и искусствоведческого анализа вспарывал живую ткань произведения! В первом случае с полок школьных библиотек исчезали книги о творцах искусства, за ними устраивалась очередь, ученики добывали билеты в оперный театр, просили учителя дать послушать пластинки, посмотреть альбомы, слайды — был очевиден разбуженный интерес к искусству, стремление узнать о его творцах как можно больше. Во втором — школьники выучивали по учебнику очередной урок, а бессмертные произведения читали по обязанности, «для учителя».

Информация о работе Методики постижения мировой художественной культуры в школе