История развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Для декоративно-прикладного искусства классицизма характерны общие черты этого стиля – тяготение к строгости и ясности форм, прямым линиям и логической упорядоченности. На примере мебели видно, что растительный узор уступает место геометрическому орнаменту – рельефной резьбе и медальонам, восходящим к античным прототипам. На смену яркой раскраске и позолоте приходит теплая гамма красного дерева, более спокойная по рисунку обивка мебели и стен.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………...……3
1. История развития………………………………………………………………………………………….4
1.1 Основные виды декоративно-прикладного искусства……………………...6
1.2 Исторические закономерности развития декоративного творчества……...7
1.3 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству………...13
2. Задачи по знакомству в детском саду………………………………………15
2.1 Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством…...18
2.2 Практическая часть………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Декоративно-прикладного искусства.docx

— 58.70 Кб (Скачать)

Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства  в детских садах Российской Федерации позволяет говорить о многочисленных примерах реализации воспитателями эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. Например, воспитатели старших групп г. Костромы и области увлеченно работают с детьми над темами, связанными с народной художественной росписью и резьбой по дереву. С этой целью происходит знакомство не только с памятниками деревянного зодчества родного края, но и широко привлекается искусство народных мастеров соседних областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Горьковской. Благодаря педагогическому мастерству небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров,

В детских садах Загорска Московской области - центре по производству традиционной деревянной русской игрушки - воспитатели  разнообразно проводят занятия с  опорой на искусство русской игрушки. Много воспитательных возможностей открывается перед детским садом  по пропаганде русского народного искусства  в совместной работе с сотрудниками Загорского государственного музея-заповедника.

Неисчерпаемое богатство художественных идей таит в себе изучение народного  костюма, и, как свидетельствует  практика, особенно перспективны два  направления в разработке этой темы. Изучение истории народного костюма  родного края и интерпретация  мотивов в иллюстрации преданий, исторических событий края, создание сувениров. Такой подход отражен  в работе воспитателей-специалистов детских садов г. Павлово Горьковской  области. Другая трактовка темы связана  с изучением действующего центра народных художественных промыслов, продукция  которого связана с использованием народных эстетических традиций в современном  костюме. Такую работу ведут воспитатели-специалисты  в г. Павловском Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные  платки.

 

2.2 Практическая часть

Построение новой системы учебно-творческих заданий на основе народного декоративного  искусства мы рассматриваем как  построение части системы занятий  по изобразительному искусству в  детском саду в целом. Систему  изучения изобразительного искусства, как и всякую методическую систему  характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые  определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.

Ведущая цель, поставленная обществом  перед нашим предметом - достичь  тесного единства трудового, нравственного  и эстетического воспитания для  всестороннего, развития личности каждого  ребенка. В учебно-воспитательном процессе на занятиях по декоративному рисованию  решение столь важной государственной  задачи мы видим в реализации системы  учебно-творческих заданий на материале  народного декоративного искусства. Такая система должна служить  раскрытию духовных сил ребенка, быть эффективной для эстетического  развития личности дошкольника, активизировать декоративное творчество ребят.

Социальный заказ современного общества должен отразиться на содержании преподавания декоративного рисования  средствами народного декоративно-прикладного  искусства. С этой целью нами учитывались  единство содержательной и процессуальной сторон обучения с точки зрения дидактики, разработка современного состояния  преподавания изобразительного искусства  в детском саду. Это дало нам  основание определить следующие  ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий:

- системное и комплексное планирование  учебно-воспитательных целей и  задач на занятиях декоративного  рисования;

- системный отбор произведений  народного декоративно-прикладного  искусства, объектов действительности  для эстетического познания и  декоративной работы детей;

- дифференцирование методов, приемов  педагогического руководства, методов  стимулирования как процессом  эстетического познания, так и  декоративной работой детей;

- учет оценки уровней эстетической  воспитанности по результатам,  достигнутым детьми в декоративной  работе.

Учет названных методологических предпосылок в построении системы  учебно-творческих заданий позволил нам выделить существенные стороны  учебно-воспитательного процесса на уровне: виды декоративной работы детей; ведущие эстетические знания и формы  эстетического познания; межпредметные  и внутрипредметные связи; объем  графических умений и навыков.

Опираясь в изучении народного  искусства на реализацию важнейших  дидактических принципов, мы стремились к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведений народного искусства на занятиях декоративного рисования, а также к разработке критериев уровней эстетической воспитанности детей, имея в виду конечной целью эффективное творческое развитие личности дошкольника.

Принципиально важным в этой системе  является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) детей на материале  народного декоративно-прикладного  искусства, причем разрабатываются  такие методические приемы, которые  стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного  искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского  Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия  мастеров Севера, вышитые изделия  из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. В работе с детьми углубляются  и систематизируются эстетические познания дошкольников на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой - лубком.

Конкретизацию существенных сторон учебно-воспитательного  процесса на занятиях по декоративному  рисованию, проводимых на основа системы  учебно-творческих заданий, можно увидеть  в динамике форм эстетического познания и видов декоративной работы детей (таблица I).

Таблица 1

Примерные формы эстетического  познания детей

Примерные виды декоративной работы

1. Ознакомление о цветочным  узором в изделиях мастеров  современного Городца и Полховского  Майдана.

2. Понятие узор, ритм.

3. Простейшие приемы народной  кистевой росписи (ягодка приемом  тычка; листок приемом прикладывания  кисти; декоративный цветок "розан").

4. Интерпретация приемов.

Самостоятельное исполнение оформления эскизов предметов, в  украшении которых возможны простейшие орнаментальные композиции: чередование  элементов в полосе (для украшения  спинки детского стульчика, оконного наличника  сказочного домика, орнаментированной  полосы-фриза для украшения комнаты  и т.д.).

1. Ознакомление с русской  матрешкой, с русской деревянной  и глиняной игрушкой.

2. Элементарные понятия о единстве  практического назначения, конструкции  и узора (орнаментальной композиции).

3. Элементарные понятия о создании  декоративного изображения на  основе переработки и обобщения  объектов действительности.

4. Простейшие приемы народной  кистевой росписи.

5. Интерпретация приемов.

Самостоятельное выполнение эскизов игрушек. Роспись игрушек, выполненных на занятиях по труду, согласно эскизам.

1. Ознакомление с сюжетно-декоративной  росписью в бытовых изделиях  мастеров Севера, в лаковой миниатюре  Палеха.

2. Эстетическая, оценка явлений  действительности в декоративном  образе.

3. Приемы народной росписи, значение  силуэта как средства декоративной  композиции.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей, в  украшении которых возможны простейшие сюжетно-декоративные композиции: роспись  кухонной разделочной доски, роспись  памятного кубка, роспись сувенирной коробочки для русского пряника  и т. д.

1. Знакомство с произведениями  мастеров народной керамики Гжели,  Скопина.

2. Понятие о связи практического  назначения керамических изделий  с изобразительными элементами  в облике художественной вещи  в целом.

3. Дальнейшее представление о  создании декоративного образа  на основе переработки форм  реальных животных и птиц.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей на основе единства декоративного изображения  и практического назначения предмета: эскиз фигурного сосуда, масленки, чайника, подсвечника, фигурки для  фонтана в детском парке и  т.д.


 

 

Заключение

Яркое и самобытное декоративное искусство  раскрывает перед нами многообразие орнаментальных форм и мотивов, богатый  мир гармонии рисунка и красок. Оно свидетельствует о таланте  народа, о неиссякаемости его творческих сил и способностей. Оно повествует о том, что забитые нуждой народные умельцы опытом и смекалкой постигали  законы гармонии и ритма, симметрии  и пропорции, света и тени и  передавали свое мастерство из поколения  в поколение.

Только в наши дни по – настоящему понято научно – эстетическое и практическое значение творчества. Лучшие художественные традиции изучаются и пропагандируются, используется в художественной промышленности и современном декоративном искусстве, полиграфии и архитектуре, в деятельности коллективов художественной самодеятельности.

Этой же задаче – выявлению и  пропаганде лучших достижений декоративно  – прикладного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений  у учащихся. – М., 1989.
  2. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.
  3. Основы декоративного искусства в школе. – М., 1981.
  4. Авижанская  С., Бикбулатов Н.. - Народное искусство башкир. – Л.,1968 г.
  5. Даценко Л. М. – Роспись тканей и набойка. – Л., 1961 г.
  6. Каменева Е. О. – Какого цвета радуга. – М.,  1975 г.
  7. Онуфриева С. А. – Юный художник. – М., 1964 г.

 


Информация о работе История развития