История развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Для декоративно-прикладного искусства классицизма характерны общие черты этого стиля – тяготение к строгости и ясности форм, прямым линиям и логической упорядоченности. На примере мебели видно, что растительный узор уступает место геометрическому орнаменту – рельефной резьбе и медальонам, восходящим к античным прототипам. На смену яркой раскраске и позолоте приходит теплая гамма красного дерева, более спокойная по рисунку обивка мебели и стен.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………...……3
1. История развития………………………………………………………………………………………….4
1.1 Основные виды декоративно-прикладного искусства……………………...6
1.2 Исторические закономерности развития декоративного творчества……...7
1.3 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству………...13
2. Задачи по знакомству в детском саду………………………………………15
2.1 Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством…...18
2.2 Практическая часть………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Декоративно-прикладного искусства.docx

— 58.70 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Кокшетауский университет имени  Абая Мырзахметова

 

Инженерно — экологический факультет

 

Кафедра дизайна

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «декоративно-прикладного искусства»

 

на тему: «история развития»

 

 

 

 

 

 

           автор                        Бабаев Ж.К.                          ___________

                                                                    (фамилия, инициалы)                                       (подпись, дата)

 

 

           РУКОВОДИТЕЛЬ         Ахмедова У. А.                          ___________

                                                                                   (фамилия, инициалы)                                                            (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокшетау. 2012


 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1.   История развития………………………………………………………………………………………….4

1.1 Основные виды декоративно-прикладного искусства……………………...6

1.2 Исторические закономерности развития декоративного творчества……...7

1.3 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству………...13

2.   Задачи по знакомству в детском саду………………………………………15

2.1 Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством…...18

2.2 Практическая часть………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

Введение

Для декоративно-прикладного искусства  классицизма характерны общие черты  этого стиля – тяготение к  строгости и ясности форм, прямым линиям и логической упорядоченности. На примере мебели видно, что растительный узор уступает место геометрическому  орнаменту – рельефной резьбе и медальонам, восходящим к античным прототипам. На смену яркой раскраске  и позолоте приходит теплая гамма  красного дерева, более спокойная  по рисунку обивка мебели и стен. Осветительные приборы, декоративная скульптура малых форм и особенности  костюма также отмечены общим  тяготением к благородной сдержанности.

А. М. Горький сказал: «Человек по натуре своей художник: он всюду так или  иначе стремится внести в свою жизнь красоту».

Любовь к красоте и желание  украсить свой быт с давних времен были свойственны человеку. Несмотря на тяжкий гнет царизма, на эксплуатацию и жестокую нужду, русские люди сумели сохранить великое чувство любви  к родной природе. Народные умельцы  вдохновлялись красотой родной земли.

В каждом доме живут и служат нам  различные предметы. И если их коснулась  рука художника или народного  умельца, они становятся произведениями декоративно – прикладного искусства. Прикладное и значит то, к чему приложено  умение, искусство.

Если порыться в бабушкиных вещах, можно найти старинное полотенце, вышитое красными петухами и с  кружевом на концах, или черную, словно лакированную коробочку.

В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства.

Сидя при лучине долгими вечерами, плели тончайшие кружева вологодские  кружевницы. Узоры, которые они создавали, напоминали то веточку дерева, то нежный цветок, то рисунок инея на замерзшем  окне избы.

Мастера из Хохломы (село в теперешней Горьковской области) раскрашивали деревянные изделия золотыми и багряными  красками осенних лесов.

В старинном Дымкове, под Кировом, рождались удивительные игрушки: забавные олени с ветвистыми рогами, мальчик  верхом на коне, кормилица с ребенком на руках или нарядная, в старомодном  туалете, жеманная дама. Фигурки эти  лепили из глины, обжигали и потом  раскрашивали. А как хороши ковры, вытканные руками народных мастеров!

Красными отблесками горят туркменские, цветными узорами покрыты украинские, дагестанские, армянские, узбекские, башкирские…

 Яркость, красочность, декоративность  – важнейшие черты народного  творчества, отражающие доброе, светлое  отношение народа к миру.

1. История развития

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного  искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Декоративно-прикладное искусство (см. декор, декоративность; искусство; прикладное искусство) — вид художественной деятельности, границы которой определяются не предметом, а спецификой творческого метода. Термин "декоративно-прикладное искусство" является собирательным (на это указывает дефис), условно объединяющим два различных рода искусства: декоративное и прикладное. Поэтому традиционные подходы к определению специфики декоративно-прикладного искусства, исходя из особенностей предмета деятельности художника, терпели неудачу (см. морфология изобразительного искусства). Декоративное творчество основывается на стремлении художника связать разнородные формы (архитектурные, скульптурные, живописные, графические) в целостный ансамбль. Работа художника-прикладника состоит в ином — в приведении к единству утилитарной и художественной функции бытового предмета (мебели, посуды, одежды).

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

С началом классового расслоения общества всё большее значение приобретает  интерес к богатству материала  и декора, к их редкостности и  изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов  знати), в которых ради повышения  их эмоционального звучания мастера  нередко жертвуют бытовой целесообразностью  построения формы.

Произведения декоративно-прикладного  искусства отвечают нескольким требованиям:

    • обладают эстетическим качеством;

    • рассчитаны на художественный эффект;

    • служат для оформления быта и интерьера.

Такими произведениями являются:

    • Одежда.

    • Плательные и декоративные ткани.

    • Ковры.

    • Мебель.

    • Художественное стекло.

    • Фарфор.

    • Фаянс.

    • Ювелирные и другие художественные изделия.

В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация  отраслей декоративно-прикладного  искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация  обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве  и его непосредственной связью с  производством.

Декоративное творчество основывается на стремлении художника связать  разнородные формы (архитектурные, скульптурные, живописные, графические) в целостный ансамбль. Работа художника-прикладника  состоит в ином — в приведении к единству утилитарной и художественной функции бытового предмета (мебели, посуды, одежды). Иначе говоря, декоративное творчество концептуально, прикладное — предметно. Поэтому их соединение неоднородно. Не случайно исследователи  пытались всячески обойти столь неудачное, неловкое название. Предлагались иные: "искусство бытовой вещи" (Д. Е. Аркин), "производственное искусство" (Б. И. Арватов), "преобразительное искусство" (А. Б. Салтыков), "прикладное искусство" (М. С. Каган), "искусство предметного  мира" (Н. В. Воронов). Ни одно из этих названий не прижилось, потому что термин "декоративно-прикладное искусство", действительно противоречивый, освящен  историей. До эпохи Возрождения отдельного "декоративно-прикладного" искусства  не существовало. Специализация мастеров в области ремесел была и ранее, но функционально, только с XVI—XVII вв., в  связи с отделением живописи и  скульптуры от архитектуры и превращением их в станко́вое искусство — картину  в раме и статую, не связанных  с архитектурной средой, появилась  область профессиональной деятельности, для которой и было найдено  специальное название. Изобразительное  искусство у Гомера вполне тождественно с ремеслом, и нет никакой возможности  провести здесь определенную границу  между тем и другим". В знаменитом описании золотого щита Ахилла в "Илиаде", будто бы выкованного самим богом  Гефестом, на нескольких страницах  показывается целый мир всевозможных сцен и сюжетов, чудесным образом  уместившихся на одном изделии2. Предполагается, что в основе этой поэтической  фантазии — действительно существовавшие огромные щиты, закрывавшие воина  с головы до ног в микенскую  эпоху. В древних германских языках слово "kraft" — "мастерство, умение, искусство" — означало также: "сила, мощь". В представлении древних  народов первыми мастерами —  кузнецами, ткачами, гончарами —  были сами боги. Выражение "не боги горшки обжигают" появилось позднее и  отражает изменившееся отношение к  ремеслу. У древних норманнов  ремесленники возводились в ранг полубогов и приравнивались к  жрецам. 

1.1 Основные виды декоративно-прикладного искусства

Батик

    • Холодный батик

    • Горячий батик

Гобелен

Нитяная графика

Художественная резьба

    • Резьба по камню

    • Резьба по дереву

    • Резьба по кости

Керамика

Вышивка

    • Древнерусское лицевое шитье

Вязание

    • Вязание крючком

    • Вязание спицами

Макраме

Ковроделие 

    • Ворсовый ковёр

    • Безворсовый ковёр

Ювелирное искусство

Художественная обработка  кожи

Художественная обработка  металла 

    • Христианская оловянная миниатюра

    • Художественная ковка

    • Художественное литье из благородных металлов, бронзы и  

    • латуни

    • Художественное литье из чугуна

Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)

Работа со стеклом 

    • Витраж

    • Витражная роспись

    • Мозаика

Набойка

Бисероплетение

1.2 Исторические закономерности развития декоративного творчества

Декоративное искусство прошло огромный путь развития — от элементарных украшений первобытными людьми различных  орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий  в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним  из них выступает жанровое развитие декоративного искусства. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий  круг объектов окружения и сегодня  стало едва ли не универсальным. Новые  жанры возникали и возникают  в нем не только при втягивании в сферу декоративного творчества новых явлений, например кораблестроения  в Х — XI веках, книгопечатания в XIV — XV веках, садово-паркового дела в XVI — XVII веках и т. д. Они появляются также в силу развития технологий декоративной обработки материалов. Так, в XVII — XVIII веках возникает европейское  производство фарфоровой посуды, вскоре давшее толчок развитию мелкой декоративной пластики. В XIX веке зарождается и  результате прогресса в металлургии  и металлообработке жанр станковой  художественной чеканки, ныне получившей весьма широкое распространение  наряду с новым ее жанром — монументальным, вышедшим на улицу.

Информация о работе История развития