Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа
Краткое описание
Для декоративно-прикладного искусства классицизма характерны общие черты этого стиля – тяготение к строгости и ясности форм, прямым линиям и логической упорядоченности. На примере мебели видно, что растительный узор уступает место геометрическому орнаменту – рельефной резьбе и медальонам, восходящим к античным прототипам. На смену яркой раскраске и позолоте приходит теплая гамма красного дерева, более спокойная по рисунку обивка мебели и стен.
Оглавление
Содержание Введение……………………………………………………………………...……3 1. История развития………………………………………………………………………………………….4 1.1 Основные виды декоративно-прикладного искусства……………………...6 1.2 Исторические закономерности развития декоративного творчества……...7 1.3 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству………...13 2. Задачи по знакомству в детском саду………………………………………15 2.1 Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством…...18 2.2 Практическая часть………………………………………………………….20 Заключение……………………………………………………………………….23 Список использованной литературы…………………………
Характерно, что вскоре после появления
первых электрических приборов освещения
предпринимаются попытки использовать
их для вечерней иллюминации города
(«русский свет» в Париже на Эйфелевой
башне). Сегодня благодаря простоте
и безопасности устройства сложных
систем электрической иллюминации
декоративная театрализация пространства
и действий с помощью света, применявшаяся
уже в древности с использованием
факелов (например, факельные шествия),
получила грандиозный размах.
На жанровое развитие декоративного
искусства существенное влияние
оказывает социальное развитие общества,
неуклонно ведущее к демократизации
жизни, вовлечению в активную деятельность
все больших слоев общества. В
частности, с переходом от рабовладельческой
общественно-экономической формации
к феодальной начинается развитие собственно
народного декоративного творчества
и его своеобразных жанров, зачастую
неповторимых у разных народов: расшитых
или вышитых полотенец, глиняной
игрушки, резной декорировки фасадов
изб, ковроделия и др. В современную
эпоху декоративное творчество ознаменовалось
еще большим развитием самодеятельного
начала, в том числе самодеятельности
у детей и школьников. Оно прочно
проникло в общественный быт, производственный
и учебный процессы, став их необходимым
элементом в виде стенгазет, досок
объявлений, пригласительных билетов,
плакатов, наглядных учебных пособий
и др.
Особенностью развития декоративного
искусства, связанной со спецификой
его эстетической функции служить
художественному обогащению обстановки
жизни, является то, что его жанры, однажды
появившись, уже не умирают. Некоторые
из них на время, иногда значительное,
как бы забывались.
Строгой классификации жанров декоративного
искусства нет. Принято их различать
по признакам материала, техники
исполнения и типам назначения. В
настоящее время существуют следующие
основные жанры декоративного искусства:
оформление интерьеров (бытовых, общественных,
производственных, учебных), оформление
музеев, выставок и выставочных территорий,
садово-парковое искусство, оформление
улиц, в том числе вечернее, в
праздники и т.п., театрально-декорационное
искусство, одежда, декоративные бытовые
изделия и украшения, сувениры и
значки, игрушки, малые графические,
формы, декоративный плакат и стенгазета,
станковая чеканка, монументальные
виды чеканки, живописи и графики (входят
в оформление интерьеров, территорий,
улицы), гобелен, художественная мебель,
ювелирное искусство и др.
Другой срез в развитии декоративного
искусства — смена художественных
стилей.
В декоративном творчестве своеобразные
черты художественного стиля
наиболее ярко обнаруживаются в организации
и оформлении интерьеров, уличных
и садово-парковых ансамблей, то есть
в специфических для той или
иной эпохи принципах, приемах и
средствах комплексного решения
декоративной среды. Ведущая роль этих
жанров в стилевом развитии всего
декоративного искусства объясняется
тем, что импульсы стилевого развития
исходят от архитектуры, с которой
эти жанры связаны самым тесным
образом. Стили в архитектуре
в своих основных чертах почти
сразу находят отклик и поддержку,
развитие в декоративном творчестве.
Поэтому периодизация стилей последнего
в основном совпадает со стилевой
периодизацией истории архитектуры.
Однако, изучая историю декоративно-прикладного
искусства, нужно учитывать, что
наблюдались отдельные периоды,
когда этот вид искусства играл
сравнительно с архитектурой более
важную роль в создании художественного
образа интерьера. Это относится, в
частности, к современному интерьеру
жилых и общественных зданий. Их
архитектурно-строительная основа отличается
конструктивным рационализмом, одной
из причин чего являются жесткие экономические
нормативы массового строительства.
Третий срез исторического развития
декоративного искусства — темы,
мотивы и сюжеты произведений, в
том числе орнаментации. Их изменение
происходит в прямой связи с появлением
в декоративном искусстве новых
жанров и сменой стилей. В тематике
декоративного искусства всегда
находили и будут находить отображение
преимущественно такие темы и
мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной
и общественной деятельностью людей.
В памятниках искусства кочевых
племен мы видим почти исключительно
изображения животных, на которых
были сосредоточены интересы и помыслы
человека. В тематике декоративного
творчества оседлых земледельческих народностей
решительно преобладает растительный
мир и разнообразная, порой космологическая,
символика, связанная с основными циклами
жизни природы и сельскохозяйственной
деятельности.
В последующие столетия тематическая
структура декоративного искусства
значительно усложнилась. Но в ней
все равно довольно четко прослеживается,
пусть часто и не прямое, воздействие
главных интересов повседневной
жизни людей. Правда, распространение
в Европе в VI — Х веках христианства
привело к определенной нивелировке
местных тематических особенностей
декоративного творчества, к интернационализации
тем и мотивов. Все же некоторые
специфические национальные мотивы
сохраняются, особенно в народном творчестве,
вплетаясь в композиции общеевропейского
типа.
Значительно прочнее сохранялись
и во многом дошли до наших дней
национальные особенности в художественной
трактовке, манере, почерке построения
форм и характере выразительных
приемов и средств.
Сегодня в декоративном искусстве
также находят широкую разработку
темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной
и общественной деятельности людей,
например такие, как индустриальное
производство, научные исследования,
освоение космоса, борьба за мир, забота
о сохранении памятников старины
и др. Главным образом это относится
к изобразительным жанрам декоративного
искусства: монументальной живописи, графике,
станковой чеканке. Но и в орнаментальных
его жанрах легко прослеживается
влияние современного уклада жизни,
косвенно выражающееся в лаконизме,
точности и нетрадиционности ритмов,
цветовых сочетаний, фактур, силуэта
и в других композиционных качествах
произведений.
О народных умельцах рассказывается
в Ипатьевской летописи. Наглядное
представление о красочности
древних хором дают миниатюры
Остроумова евангелия. В Изборнике
Святослава 1073 года содержатся изображения
расписных фасадов зданий.
Народное ремесло Киевской Руси
было представлено мастера множества
профессий, в том числе художественных
и отделочных.
Места концентрации народных художественных
промыслов определились давно и
связаны прежде всего с наличием
того или иного природного материала,
а также с перекрестками торговых
путей, центрами культуры и рядом
других факторов. К XVI — XVII векам на
землях нашего государства в основном
уже сложилась нынешняя география
промыслов, определилось их национальное
и местное своеобразие в композиционном
решении формы, в понимании материала,
в рисунке и пластике, цвете
и отделке.
Тесная связь народного прикладного
искусства со всем бытом людей, его
условиями и традициями определила
в нем черты правдивости и
эмоциональной непосредственности.
Так, не случайна графичность монохромной,
скупой на цвет мезенской росписи, зародившейся
па Севере страны. Закономерно и постоянное
стремление народов солнечной Средней
Азии к яркой многоцветной палитре и в
керамике, и в ковроделии, и в мозаике.
Народы часто заимствовали друг у друга
технику выполнения, рецепты отделки изделий
и даже их форму. Но каждый раз, попав в
новые условия, заимствованные элементы
подвергались переработке в духе национальных
традиций или приобретали новое звучание
благодаря своеобразной национальной
основе изделий.
Народное прикладное искусство
зачастую впитывает в себя те или
иные достижения в творчестве профессиональных
мастеров. Известна, в частности, роль
живописцев конца XIX — начала XX века
в деятельности подмосковных и Смоленских
художественных промыслов, в возрождении
вятской игрушки, в развитии мелкой
костяной пластики.
Основным видом материала художественного
ремесла в лесных районах страны
с древних пор и до наших
дней служит древесина. Почерк ее обработки
самый разный, например, резьба в
Сергиевском посаде, Богородском (богородская
резьба) и Хотькове, точение с
раскраской в Семенове, Хохломе и
Рородце. Довольно давно применяется
также техника инкрустирования
древесины металлом, цветными камнями,
ракушечным перламутром, «черепахой»,
а также техника интарсии —
набора картинок или орнамента на
поверхности предметов и досок
из разнотонных кусочков древесины
разных пород, в том числе ценных
привозных.
В центральной полосе страны много
изделий вырабатывалось из лозы черемухи
и ивы — в Костроме, Кинешме,
в Ивановской области. Почти повсеместно
применялась и береста, из которой
изготавливались бураки (туески) для
воды, молока и кваса, набирухи, или
корзины, для ягод и грибов, короба
и пестери (вид заплечного короба).
Для изготовления разных бытовых
изделий и игрушек шла также
солома злаковых растений (в Прибалтике
и на юге — камыш, на Кавказе
— бамбук).
Изготовление глиняной посуды всегда
было одним из самых распространенных
промыслов на всей территории страны.
От века к веку оно совершенствовалось:
научились подбирать сорта глины,
замешивать ее с добавками, обжигать
при различных режимах, обливать
стеклом, расписывать, штамповать. В
зависимости от ресурсов сырья и
топлива появилась специализация:
гончарные изделия производятся
в Скопине, Балхаре, Дымкове, Чернигове
и др., майолика — в Гжели, Косове
и др., фаянс и фарфор — на Верхней
Волге.
Украшение одежды — один из самых
массовых и самобытных видов творчества
у всех народов нашей страны. Ткань,
являющаяся почти всегда основным материалом
для изготовления одежды, подвергается
самой разнообразной художественной
отделке. На нее набивается орнамент
с резных досок (набойка), ее расписывают,
вышивают, в том числе жемчугом
и бисером, гофрируют, украшают вязаными
кружевами (Вологда, Вятка, Елец, Рязань
и т.д.). Бытовал промысел узорного
ткачества в России, на Украине, в
Белоруссии. В Прибалтике, на Украине и
Кавказе давно было распространено шерстяное
вязание.
Ковроделие, первоначально появившись
в кочевом хозяйстве, было воспринято
и развито оседлыми народами. На
Севере ковры делались из шкур, в
Казахстане и в горном Кавказе
— валяные.
У оседлых земледельческих народов
Средней Азии, Украины и других
высокого совершенства достигает многодельный
тканый ковер, вырабатываемый вручную
на больших станках.
Север страны славился изделиями из
меха и кожи. По ним вышивали цветной
ниткой, бусами, бисером. Часто в
одном изделии соединялись мех,
кожа и сукно. Кожу здесь красили
и тиснили (в Прибалтике), часто
подкрашивая тисненый орнамент.
Как и изделия из глины, изделия
из металла издревле получили повсеместное
распространение в качестве продукта
народного промысла. Металл ковали,
гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили.
Жестяные изделия в Жостове расписывались.
Из металла изготовлялся довольно большой
круг бытовых изделий, постепенно расширявшийся.
Часто декоративные детали из металла,
в основном из листового и полосового
железа, применялись как украшения
здания с полезной функцией: дымники,
водолеи, оковка дверей и др. Широко
они применялись и в мебели.
В северных районах страны (Холмогоры,
Тобольск, Якутия) видное место заняла
мелкая скульптура из кости, гравировка
на бивнях моржей, прорезная кость
для декорировки мелкой утвари. При
раскопках древнего Новгорода также
было найдено много костяных изделий,
среди которых и шахматные
фигуры. Южнее, например, под Москвой
в Хотькове, но особенно в горных
районах Кавказа (Кисловодск, аулы Дагестана
и др.) до сих пор существует промысел
обработки рога.
В республиках Прибалтики по сей
день видное место занимает янтарный
промысел. С древних времен Прибалтика
была поставщиком янтаря для всего
мира. Польский писатель Я. Маховский
в книге «История морского пиратства»
писал, что флибустьеры, корсары, каперы
специально охотились за кораблями,
которые шли из Прибалтики в Египет
с грузом янтаря. В Паланге во
дворце Тышкевичей в настоящее время
создан музей янтаря.
Позже других промыслов начали развиваться
обработка камня (Урал, Алтай) и изготовление
изделий из стекла (Ленинград, Гусь-Хрустальный
и др.).
В Центральных районах России в
конце XIX века начала появляться на базе
иконописания и лакокрасочного промысла
замечательная лаковая миниатюра
на мелких шкатулках и позже на
небольших платках (Федоскино, Палех,
Мстеры, Холуй). Это один из примеров
сравнительно недавнего появления
нового жанра в народном декоративно-прикладном
творчестве. Весьма большое распространение
получило также гипсовое литье (копилки
в виде кошечек, статуэтки), лубочные
картинки и др. Следует отметить
также такие, видимо, древние виды художественных
промыслов, как роспись яиц (Украина, юг
России) и выпечка фигурных и узорчатых
резных пряников (Тула, Москва и др.).
Вообще разнообразие промыслен
необычайно. Они появляются, по сути
дела, там, где в наличии имеется
какой-то свободный материал и, конечно,
определенная художественная идея. Сегодня
порой можно видеть на рынке, например,
сравнительно немного обработанные
(без сюжета) наплывы на стволах
деревьев, интересные и что-то напоминающие
корни растений и т. п. Слава российских
мастеров художественных промыслов
давно стала всемирной. Наша страна
богата художественными дарованиями.
Только в Российской Федерации ныне
работает свыше 70 тысяч мастеров. Среди
них видные художники, как Герой
Социалистического Труда, народный
художник СССР Н. Зиновьев, кружевница
Н. Васильева, народные и заслуженные
художники РСФСР палешанин Б.
Ермолаев, мастер хохломской живописи
О. Лушина, кубачинец Р. Алиханов и
многие другие. За последние несколько
лет более 30 художников народных промыслов
стали лауреатами премий имени И.Е.
Репина. В разных городах страны
организуются выставки народного творчества.