Использование игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности в разных возрастных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

1. Психолого –педагогическое обоснование использования игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности.
2. Виды игровых приёмов.
3. Методика использования игровых приёмов.
4. Практическая часть (конспект занятия, работы детей).

Файлы: 1 файл

к.р. изо.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     В тех случаях, когда воспитатель даёт показ способа изображения, можно использовать приём обыгрывания и создаваемого образа с целью объяснения сосредоточения внимания на способах действия. Например, воспитатель сопровождает показ способа рисования дерева словами: «Растёт дерево… толстая веточка выросла, а вот растёт ещё одна. Когда я кисточку немножко наклоняю, вот так, получается толстая веточка. Наклонила кисточку – ещё толстая веточка выросла. А сейчас будут то-о-нкие веточки расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросли то-о-нкие веточки? Вот и выросла… ещё одна…»

     При анализе и оценке рисунков при таком типе занятия обычно используют обыгрывание готовых детских работ. Дидактическое назначение этих игровых приёмов: помочь ребёнку увидеть качество работы, качество освоения нового способа изображения в тесной связи с восприятием выразительности. В данном случае особенно важно, чтобы игровые действия были разнообразны по содержанию и по форме, так как при типичных ошибках воспитателю трудно избежать однообразия в оценках. Например, дети средней группы рисовали огурцы на грядках. Изображение овальной формы они усваивают не сразу, и далеко не у всех получается плавная округлая линия. Воспитатель, оценивая рисунки, вдруг удивилась: «Мышка с огорода побежала, наверное, погрызла огурчики». И действительно, «покусанные» огурцы «росли» на грядках, их дети сами нашли и показали. Потом воспитатель с детьми нашли огурчики, которые солнышко плохо пригрело, и они выросли кривые. Дети «срывали» огурцы зелёные, сочные, ровные и угощали Чебурашку.

     На занятиях  творческого характера в первой  части обыгрывание игрушек используется  для того, чтобы объяснить творческое  задание, вызвать желание придумать  и выполнить рисунок по-своему, интересно. Например, на занятие  по рисованию сказочной птицы  приходит печальный Иванушка. Воспитатель спрашивает: «Что, Иванушка, не весел, что ты голову повесил?» Узнают, что царю надо жар-птицу поймать, а Иванушка никогда не видел чудо-птицы. Дети рассказывают, как она может выглядеть. «Не печалься, Иванушка, мы твоему горю поможем». Воспитатель предлагает «поймать» и подарить Иванушке красивую сказочную птицу. Самую красивую и сказочную он понесёт царю. Дети рисуют птицу на листках, оформленных в виде красивой клетки (чтобы Иванушка руки не обжёг, чтобы птица не улетела). Таким образом, игровой приём в первой части занятия стимулирует творческую активность детей.

     При руководстве  воплощением замысла нет принципиальной разницы в используемых игровых приёмах по сравнению с другими типами занятий. Воспитатель реже использует совет, больше – вопросы, поощрения. Игровые приёмы оформляют постановку вопросов («В твоём парке только берёзки растут?»), образные характеристики детских работ («Ух какая красавица-птица прилетела… Сияет, словно солнце, даже глаза закрываются»). Смысл их использования заключается во «введении» детей в изображаемые ситуации, в образ, направлении ребят на поиск своих способов изображения, поддержании интереса к деятельности.

     При анализе  и оценке творческих работ  используют те же самые игровые приёмы, что и в других типах занятия, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребёнком. «Дети, постоим тихонько… посмотрим, чем заняты воробьи. Ой, какой неуклюжий… Почему он не может взлететь? А вот этот нахохлился, обиделся. Почему? Где самый озорной воробей?» Клоун, для которого дети рисовали цирковых собачек, узнаёт, что они любят делать, выбирает самых ловких и умелых, чтобы выступать с ними в цирке.

     Вышеизложенная  методика применения игровых  приёмов может быть использована  для руководства изобразительной  деятельностью детей во всех возрастных группах. Это обусловлено тем, что современное обучение детей всех возрастов предполагает единый путь: от сообщения новых знаний и ознакомления с новыми способами изображения к упражнению в их применении и формированию при этом обобщённых умений и навыков. То есть таких умений и навыков, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

     Игровые приёмы  в оптимальном сочетании с  другими методами и приёмами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, его творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Конспект занятия.

Тема: «Золотая осень»

 

Задачи: Вызвать интерес к созданию рисунка.

Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Любование листопадом. Игры с осенними листочками.

Дидактическая игра «С какого дерева листочек?».

Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.

Тематические плакаты «Осень», «Листопад».

Содержание занятия:

Воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой «Ветрено!»:

Ветрено! Ветрено! Ветрено!

                                          Вся земля проветрена!

                                          Ветер листья с веток

                                          Разогнал по свету:

                                          Липовый, берёзовый,

                                          Жёлтый лист и розовый,

                                           Красный, разноцветный,

                                           Старый лист газетный…

Ребята сейчас мы попробуем, как художники, нарисовать золотую осень. Вспомните, какую природу мы видели на прогулке, какими были деревья, кусты, небо. Вы знаете, что настроение в картине выражает цвет. Вспомните о холодных и тёплых цветах. Не бойтесь смешивать краски прямо на поверхности листа.

Дети работают самостоятельно. В конце занятия необходимо одобрить рисунки детей, обратить внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать золотую осень.

Дидактические игры с осенними листьями на развитие восприятия цвета. Чтение отрывка из стихотворения А.К. Толстого «Осень»:

                                             Осень. Обсыпается

                                             Весь наш бедный сад,

                                             Листья пожелтелые

                                             По ветру летят.

Материалы, инструменты, оборудование: кисточки, краски, бумага, салфетки бумажные и матерчатые; клеёнка большого размера или старые газеты для застилания пола или столов во время работы с красками.                                                      

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности в разных возрастных группах