Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 18:11, контрольная работа
1. Психолого –педагогическое обоснование использования игровых приёмов на занятиях по изобразительной деятельности.
2. Виды игровых приёмов.
3. Методика использования игровых приёмов.
4. Практическая часть (конспект занятия, работы детей).
Министерство образования и науки Мурманской области
ГООУ СПО «Мурманский педагогический колледж»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Методика развития детского
изобразительного творчества»
Тема: Использование игровых приёмов на занятиях
по изобразительной деятельности в разных возрастных группах
Мурманск, 2011
ПЛАН:
Используемая литература:
1.
Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приёмы.
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А.Флёриной, Н.П. Сакулиной, Р.И. Жуковской, Е.И. Радиной, З.М. Богуславской и др.
В ряде психологических
исследований, проведённых под руководством
А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, обнаружено,
что такие психические
Исследование З.М. Богуславской, специально посвящённое изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до пяти лет в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или изобразительно – продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы «конкретных действий». Причём игровые мотивы, как отмечает З.М. Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.
Всеми исследователями
обучающий эффект игры
Воспитатель
должен знать существенные
Специфика
игровых приёмов такова: с одной
стороны, как и всякие приёмы,
они должны быть направлены
на решение дидактических
Игровая задача в этих приёмах – это своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Построим мишке домик» или: «Позовём Петрушку в гости»; «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку».
В процессе использования игрового приёма может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.
Иногда педагог
ограничивается постановкой
В тех случаях,
когда дети увлечены
В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто» (А.Н. Леонтьев). Смысл действия соответствует реальному («Зажечь огни на ёлке…»), а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге). В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.
Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внешний рисунок продуктивного (имитируемого) действия (машет руками, как птица крыльями; двигает лепку – по столу – движется корабль и т.п.); изобразительным действием (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие снегопад); звукоподражанием ( я – шофёр, я везу зерно на элеватор… би-би-би).
Таким образом, игровые приёмы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
2.
Игровые приёмы выбираются педагогом с учётом особенностей игры детей, логики её развития – с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности, с другой. Только в этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребёнка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения.
Все игровые приёмы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Рассмотрим сначала приёмы, когда игровые приёмы дифференцируются по характеру игрового материала. Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр развёртываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объёмных или плоскостных предметов. Ребёнок и воспитатель действуют с ними как в режиссёрских играх. Другие игровые ситуации этого типа развёртываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы и режиссёры, и как актёры.
Приём обыгрывания предметов или игрушек (объёмных и плоскостных), картин-панорам, природного, «бросового» материала очень распространён. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.). Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог); пожалеть, погладить, «посыпать зёрнышек» (жест); петушок бегает по полянке (имитация движения с игрушкой).
Приём обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребёнку интерес к предметам и действиям с ними.
Используя этот приём, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героями.
Поэтому такой
приём (обыгрывание игрушек) вполне
может быть использован в
Обыгрывание
игрушек (предметов) помогает привлечь
внимание к изображаемым
Например, дети средней группы учили Незнайку лепить грибы. У него плохо получалось, ребята объясняли ему его ошибку, показывали, советовали.
Другой приём – обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или ещё незавершённое изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.
Что представляет
собой приём обыгрывания
Как правило, этот приём применяется по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.
Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зёрна и т.д. Нарисовал малыш дорожку – по ней будут «ходить» звери, люди.
Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни.
Педагог может использовать и такой приём, как обыгрывание незаконченного (ещё только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот приём направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.
Способы выполнения
игрового действия в этом
В руководстве
изобразительной деятельностью
возможно применение другой