Искусство Романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Термином «романтизм» (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Пришедший на смену идеологии Просвещения (см. Просвещения эпоха), Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы, равенства и братства», неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи, которые «оказались вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф.).

Оглавление

Введение
1. Романтизм в литературе
2. Романтизм в изобразительном искусстве
3. Романтизм в музыке
4. Романтизм в театре
5. Романтизм в архитектуре
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.72 Кб (Скачать)

В России романтические черты и тенденции  проявились у многих мастеров. Романтическая  приподнятость и взволнованная  страстность образа характерны для  творчества переселившегося в Россию Орловского, для многих портретов О. А. Кипренского (1782 – 1836),увлечение романтическими мотивами – для некоторых произведений Ф. П. Толстого (1783 – 1873). Существенное влияние оказал Романтизм на формирование русского реалистического пейзажа, что сказалось в работах С. Ф. Щедрина (1791 – 1830), М. И. Лебедева (1811 – 37) и особенно М. Н. Воробьёва (1787 – 1855) и И. К. Айвазовского (1817 – 1900).Наиболее яркое выражение романтической идеи и приёмы нашли в творчестве К. П. Брюллова (1799 – 1852), пришедшем в столкновение с господствовавшей системой академического классицизма и сыгравшем важную роль в развитии русского искусства на пути к реализму.Романтические тенденции консервативного характера сказались в творчестве некоторых представителей академизма (Ф. А. Бруни, 1799 – 1875) и так называемой брюлловской школы.

      Музыка 

      Романтизм – одна из наиболее ярких и значительных эпох в истории музыкального искусства. Еще в 18 в. возникают течения, в  той или иной мере предвещающие музыкальный  Романтизм [напр., сентиментализм, представленный в оперном творчестве П. А. Монсиньи и А. М. Гретри (Франция), в клавирной музыке Ф. Э. Баха (Германия)]. Романтические черты проявились в творчестве В. А. Моцарта (Австрия), напр. в опере «Дон Жуан» (1787); в операх композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 в. (Л. Керубини и др.); в некоторых произведениях Л. Бетховена 1800 – 10-х гг. (6-я симфония – «Пасторальная», 1808, ряд фортепьянных сонат, песен и др.).

      Как самостоятельное направление Романтизм  сложился в музыке к середине 10-х  гг. 19 в. почти одновременно в Австрии (Ф. Шуберт, 1797 – 1828), Германии (Э.Т.А. Гофман, 1776 – 1822, К. М. Вебер, 1786 – 1826, Л. Шпор, 1784 – 1859, и др.), Италии (Н. Паганини, 1782 – 1840, Дж. Россини, 1792 – 1868), а также  в творчестве жившего в России ирландского композитора Дж. Фильда (1782 – 1837), позднее во Франции (Ф. Буальдьё, 1775 – 1834). Дальнейшее развитие музыкального Романтизма (2-я четверть 19 в.) связано с именами: в Польше – Ф. Шопена (1810 – 49), в Германии – Ф. Мендельсона-Бартольди (1809 – 47), Р. Шумана (1810 – 56), Р. Вагнера (1813 – 83), в Венгрии (и Германии) – Ф. Листа (1811 – 86), во Франции – Г. Берлиоза (1803 – 69), Д. Ф. Обера (1782 – 1871), Дж. Мейербера (1791 – 1864), Л. Герольда (1791 – 1833), в Италии – В. Беллини (1801 – 35), раннего Дж. Верди (1813 – 1901) и др. В России Романтизм нашёл отражение в творчестве А. А.Алябьева (1787 – 1851) и А. Н. Верстовского (1799 – 1862), отчасти в ранних произведениях М. И. Глинки (1804 – 57).

      В музыкальном Романтизме преобладало  прогрессивное направление. В творчестве передовых композиторов-романтиков получили выражение национально-патриотические и демократические идеи, связанные  с освободительными движениями против национального и социального  гнёта, с протестом против подавления человеческой личности в условиях феодально-буржуазного  строя. Такие произведения, как цикл песен «Лира и меч» Вебера (1814), кантата («героическая сцена») «Греческая революция» Берлиоза (1826), увертюра «Polonia» («Польша») Вагнера (1832 – 36) идр., явились непосредственными откликами на события большого общественного значения. Революционным пафосом, глубокой патриотической идеей проникнут ряд фортепьянных произведений Ф. Шопена, в том числе этюд до минор опус 10, № 12 (1831). Интерес к народной жизни, к народным сказаниям и песням, к национальной культуре, историческому прошлому, любовь к природе – отличительные черты творчества выдающихся представителей национальных романтической школ. Отсюда – расцвет народно-бытовой и фантастической оперы («Вольный стрелок» Вебера, 1820, пост. 1821, «Аскольдова могила» Верстовского, 1835), романтико-героической оперы («Вильгельм Телль» Россини, пост. 1829, «Гугеноты» Мейербера, 1835, пост. 1836, «Тангейзер» Вагнера, 1845, и др.), развитие жанров баллады, песни, танца (Шуберт, Шуман, Шопен, Лист и др.), программной симфонии («Фантастическая симфония» Берлиоза, 1830, «Шотландская симфония» Мендельсона, 1830 – 42,) программной концертной увертюры («Сон в летнюю ночь» Мендельсона, 1826), симфонической поэмы («Прелюды» Листа, 1848 – 54), концертных музыкально-драматических произведений («Осуждение Фауста» Берлиоза, 1846), характеристических фортепьянных пьес («Карнавал» Шумана, 1835) и т. д. Особое внимание романтиков к душевному миру человека влекло за собой повышение роли лирики, поиски новых средств эмоциональной выразительности.

Благодаря особой способности музыки глубоко  и проникновенно раскрывать богатый  мир человеческих переживаний, она  была поставлена романтической эстетикой  на первое место среди других искусств. Культ чувства приводил к утверждению  в музыкальной эстетике Романтизма примта чувства над разумом («разум заблуждается, чувство – никогда», говорил Шуман). Многие романтики подчёркивали в музыке интуитивное начало, подчас приписывали ей свойство выражать иррациональное, «непознаваемое». Однако, вопреки идеалистическим заблуждениям теоретиков Романтизма, творчество выдающихся композиторов-романтиков имело крепкую реалистическую основу. Связь с передовыми общественными устремлениями, интерес к жизни простых людей, жизненная полнота и правда чувств, опора на народное искусство, на музыку быта определяли реалистичность творчества лучших представителей музыкального Романтизма. Реакционные тенденции (мистика, бегство от действительности, крайний индивидуализм) присущи лишь относительно небольшому числу произведений романтиков. Они проявились отчасти в опере «Варианта» Вебера (1823), в некоторых музыкальных драмах Вагнера, оратории «Христос» Листа (1862) и др.

      Стремление  передовых романтиков к конкретности образного выражения приводит к  утверждению программности , как одной из ярчайших особенностей музыкального Романтизма.

      Программная музыка – музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной  программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны  с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений

      Для искусства романтиков характерны поиски картинности, красочной изобразительности  в передаче пейзажей и фантастических образов, решение новых задач  в области психологической выразительности  и воплощения многообразных оттенков эмоциональных состояний. С этим в значительной мере связано обогащение гармоничного языка (более широкое использование тональных сопоставлений, аккордов побочных ступеней, альтерированных гармоний), инструментовки (колористическая трактовка оркестра и отдельных инструментов, увеличение самостоятельной роли оркестровых групп, в частности духовых инструментов), музыкальной формы (более свободное применение сонатно-симфонической и вариационной форм, создание новых крупных одночастных форм – сонаты, концерта, симфонической поэмы, использование особых приёмов развития – лейтмотивов, монотематизма), вокальной декламации и так называемые Насыщение элементами красочности, колористичности, ослабление конструктивных связей нередко приводило, однако, к снижению интенсивности развития, особенно в крупных инструментальных формах.

      Романтизм нашёл выражение и в исполнительском  искусстве [скрипач Паганини, пианисты Фильд, Шопен, Лист, дирижёр Берлиоз, певец А. Нурри (1802 – 1839, Франция) и др.]. Романтический стиль исполнения отличается подчёркнутой эмоциональностью, стремлением к героическому пафосу и тончайшему психологизму, яркой контрастностью и красочностью звучания, широким виртуозным размахом, а с другой стороны – стремлением к лирической камерности, интимности.

      После 1848 значение музыкального Романтизма резко уменьшается. Для позднего Романтизма (т. н. неоромантизма) характерно философское усложнение романтической  проблематики, тяготение к крупным  формам (опера, программная симфония и симфоническая поэма). Прогрессивный  смысл Романтизма в этот период заключён главным образом в деятельности Листа (при всех противоречиях, свойственных его позднему творчеству), отчсти Вагнера. Ценные элементы Романтизма, связанные преимущественно с народной поэтической фантастикой и эпосом, содержатся в творчестве ряда крупнейших русских композиторов 2-й половины 19 в. (особенно Н. А. Римского-Корсакова) и классиков новых национальных музыкальных школ – чешской (Б. Сметана, А. Дворжак, 3. Фибих), норвежской (Э. Григ) и др. В то же время в искусстве ряда композиторов-романтиков (особенно Вагнера) и эпигонов Романтизма резко обозначаются черты кризиса – всё больше проникают реакционно-мистической идеи, выявляется тенденция к распаду музыкальной формы, к умалению роли мелодического начала (за счёт гипертрофии гармонии); этот процесс находит завершение в музыке периода модернизма.

      Театр 

      Под воздействием освободительного движения 10 – 30-х гг. 19 в. в театре различных европейских стран формируется прогрессивное направление Романтизма, главным содержанием которого является протест против несправедливости существующего строя. При всём различии национально-исторического содержания творчества крупнейших актеров романтического театра – П. С. Мочалова (1800 – 48) в России, Э. Кина (1787 – 1833) в Англии, Л. Девриента (1784 – 1832) в Германии, Г. Модена (1803 – 61) и А. Ристори (1822 – 1906) в Италии, П. Бокажа (1799 – 1862), М. Дорваль (1798 – 1849), А. Леметра (1800 – 76) во Франции, Г. Эгрешши (1810 – 66) в Венгрии и др. – их роднил гуманизм, страстная ненависть к мещанскому филистерству, к клерикальной и феодальной реакции. Творчество этих актёров, проникнутое революционно-демократическими и национально-освободительными идеями, утверждало новый тип героя – человека, живущего мечтой о свободе и справедливости. Общественный пафос прогрессивного Романтизма порождал в искусстве актёров бурную эмоциональность, яркую драматичную экспрессию. Для романтических актёров характерен культ сильной, свободной личности, высокого морального подвига и одновременно – трагическое обострение сценического образа, проистекающее из ощущения одиночества человека. Отсюда – одностороняя гиперболизация чувств, осложнение характера героя мотивами «мировой скорби», меланхолии, горькой иронии по отношению к собственным мечтам и порывам. Характерные особенности мировоззрения романтиков обусловили их разрыв с рационалистической эстетикой классицизма. Основой театральной эстетики Романтизма стало воображение и чувство. Восстав против классицистического принципа «облагороженной природы», актёры Романтизма сосредоточивали своё внимание на изображении противоречивых и контрастных сторон действительности. Стремясь достигнуть исторической характерности, яркой многокрасочности, они вносили в своё исполнение жизненные бытовые черты. Демократическое сочувствие к простому человеку порождало желание правдиво показать его на сцепе, конкретизируя не только внутренний, но и внешний облик. Напевная, стилизованная декламация, характерная для предыдущего периода развития сценического искусства, сменилась в игре актёров живой разговорной речью, способной благодаря своему интонационному разнообразию и богатству контрастных оттенков передать напряжённость душевной жизни персонажа, быструю смену психологического состояний. В театре получил распространение стремительный эмоциональный жест, лишённый нарочитой балетной округлости и благородного величия, типичных для классицизма.

        Романтический театр впервые  утверждал сценические переживание  в качестве основы актёрского  творчества. Непосредственность и  искренность игры крупнейших  актёров-романтиков (Мочалова, Кина, Леметра, Дорваль и др.) определяли огромную силу воздействия их искусства на зрителей. Мироощущение Романтизма несло в себе опасность творческого субъективизма, что приводило некоторых актёров к подчёркиванию в образе неповторимо-индивидуального, исключительного, причудливого, драматический конфликт переключался из социального плана в чисто психологический. Но наиболее прогрессивные и ценные тенденции сценического Романтизма способствовали глубокому раскрытию общественного конфликта, созданию социально-типичных образов. Тем самым определялась тенденция сближения прогрессивного Романтизма с критическим реализмом. Гениальным представителем революционного Романтизма был великий русский актёр П. С. Мочалов. Его искусство, насыщенное пафосом антикрепостнического протеста, призывало к защите достоинства и прав человека. Способность достигать в критике существующего порядка больших типичных обобщений определила эволюцию творчества великого французского актёра-романтика А. Леметра, ставшего основоположником критического реализма во французском театре. Мотивы острого социального протеста несло в себе искусство великого английского актёра Э. Кина.

      Романтизм обогатил выразительные средства театра в целом. Огромную роль сыграло при  этом требование воссоздания «местного  колорита», исторической верности декораций  и костюмов, жанровой правдивости  массовых сцен и постановочных деталей. Искусство художника, композитора, машиниста сцены было подчинено  единой задаче эмоционального воздействия  на зрителя, выявления динамики, неповторимой оригинальности пьесы. С Романтизмом  связан новый период в развитии режиссёрского  искусства. Прогрессивные тенденции театрального Романтизма органически вошли в театральное искусство различных стран, внеся важный вклад в развитие демократического направления в театре 19 в. Так, например, с традициями высокого героического Романтизма связано в России искусство великой актрисы М. Н. Ермоловой, выдающихся актёров Ф. П. Горева, А. И. Южина, позднее Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева и др. 

Архитектура

Развитие  классицизма и романтизма в архитектуре  совпало с началом использования  новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические  конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Вначале  их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием  научных теорий в этой области. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в  1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали. Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Несмотря на то что романтизм вызвал широкий интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре стала готика. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Одновременно появляются ростки сознательного движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию.

Информация о работе Искусство Романтизма