Искусство Романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Термином «романтизм» (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Пришедший на смену идеологии Просвещения (см. Просвещения эпоха), Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы, равенства и братства», неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи, которые «оказались вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф.).

Оглавление

Введение
1. Романтизм в литературе
2. Романтизм в изобразительном искусстве
3. Романтизм в музыке
4. Романтизм в театре
5. Романтизм в архитектуре
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.72 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Саратовский Государственный Университет имени  Н.Г. Чернышевского

Философский факультет

Кафедра философии культуры и культурологии 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине « История  культуры Нового времени  »

На  тему « Искусство  романтизма » 

                                                                                
 

Выполнила:

Студентка 3 курса 

Заочного  отделения

Специализации « культурология »

Костенко  М.А

Проверил:

Парфенов А.И 
 
 

Саратов 2012 

Введение

1. Романтизм  в литературе

2. Романтизм  в изобразительном искусстве

3. Романтизм в музыке

4. Романтизм  в театре

5. Романтизм  в архитектуре

Заключение

Список литературы

 

Введение 

      Термином  «романтизм» (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Пришедший на смену идеологии Просвещения (см. Просвещения эпоха), Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы, равенства и братства», неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи, которые «оказались вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф.). Отрицание современной действительности, критика капиталистической цивилизации с её господством «бессердечного чистогана» и новыми формами порабощения народных масс, обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом. В отличие от просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность исторического прогресса, романтики столь же односторонне видели преимущественно теневую, негативную сторону капиталистического развития. Разоблачение уродства и прозы буржуазной действительности, стремление к цельности развития человеческой личности и гармоническому общественному устройству были неразрывно связаны у романтиков с поисками новых идеалов, приобретавших в условиях того времени иллюзорный, утопический характер. Противоречия Романтизма. находились в историч. соответствии с идеологией широких общественных движений 1-й половины 19 в. Огромное влияние на формирование Романтизма оказали национально-освободительные войны против наполеоновской Франции, которые «носили двойственный характер: возрождения и реакции в одно и то же время» (Маркс К.). Эта двойственность накладывала печать и на романтическую идеологию этого периода, в которой подлинный пафос освободительной борьбы сочетался во многих случаях с поэтизацией «иллюзий прошлого». В области литературы и искусства Романтизм дал наиболее значительные результаты, хотя и в этой области противоречия Романтизма сказались со всей остротой. Романтики объявили беспощадную борьбу омертвевшим рационалистическим канонам классицизма, его нормативному «прекрасному идеалу», его догматизму. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к яркому национальному и индивидуальному своеобразию, к правдивому выражению характера, к постижению богатства человеческих чувств. Вместе с тем в искусстве романтиков часто сказывалось одностороннее отрицание современного общества, противопоставление прозаической буржуазной действительности субъективной поэтической свободы человеческого духа. Изображение общественных противоречий в романтическом искусстве обычно приобретало характер контрастного противопоставления личности героя с его миром сильных чувств и идеальных порывов убогой и враждебной окружающей действительности. Отсюда вытекали характерные для Романтизма мотивы трагического разлада с жизнью, иронии и горькой насмешки над несоответствием мечты и реальности, восхищение стихийной жизнью природы, в которой находят отзвук переживания героя, тяга к отдалённым странам и эпохам, к далёкому от современной цивилизации укладу жизни. Творческий метод романтиков характеризуется тяготением к изображению исключительных характеров и обстоятельств, к выражению субъективного мира человеческих чувств и фантазии, к идеалам, зачастую смутным и неясным. По определению В. Г. Белинского, сфера Романтизма – вся та «почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею».

      Романтизм в литературе и искусстве не был  единым. В нём явственно различаются  две тенденции, в своей основе противоположные друг другу: прогрессивный  и реакционный Романтизм Соотношение  этих тенденций было, как правило, очень сложным. Борьба между прогрессивными и реакционными романтиками часто  приобретала открытые формы, но вначале  они нередко выступали совместно; переплетение прогрессивных и реакционных  элементов наблюдается в творчестве многих романтиков (напр., Э. Т. А. Гофмана). Прогрессивный Романтизм явился выражением протеста широких общественных кругов против капиталистического и  феодального порядка, господства политической реакции. В лучших своих проявлениях  он поднимался до подлинной революционности (революционный Романтизм). Искусство прогрессивного Романтизма., выдвинувшее таких писателей, как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер, молодые А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов; таких композиторов, как Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз и Ф. Лист; живописцев, как Т. Жерико и Э. Делакруа; актёров, как Г. Модена, Э. Кин, П. С. Мочалов, б. ч. прямо или косвенно связано с национальными и социальными освободителными идеями. Художники прогрессивного Романтизма отразили в своём творчестве борьбу народных масс за свободу, их стремление к справедливости и счастливому будущему, героизм и душевное благородство человека. Прочно связанные с лучшими национальными традициями, с народным творчеством (в музыке и поэзии), прогрессивные романтики стремились цельно и ярко воплотить в своём творчестве дух народа. Возникнув в резкой и непримиримой борьбе с догмами позднего классицизма и академизма, прогрессивный Романтизм явился во многих случаях исходным пунктом для развития реалистического искусства 19 в. В этом отношении характерна творческая эволюция Дж. Байрона, Стендаля, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. И. Глинки, Г. Гейне, Ш. Петефи, А. Леметра. Творчество прогрессивных художников-романтиков – Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Рюда, И. Манеса, П. Михаловского, К. П. Брюллова – можно рассматривать как особый своеобразный этап в развитии реализма в изобразительном искусстве.

      Идейную основу реакционного Романтизма составляют реакция на победу буржуазного строя  и на идеологию буржуазного просветительства, страх перед революционными народными  движениями. Выступая нередко с резкой, хотя и односторонней критикой капиталистического общества, реакционные романтики  искали выход из социально-исторических. противоречий в апологии средневекового прошлого, монархии и религии. Они пропагандировали «возвышение» искусства над жизнью, выдвигали на место разума и логики религиозную мистику. Реакционный Романтизм также обращался к жизни народа и народному творчеству, но при этом обычно фальсифицировал их, идеализируя «органический» патриархальный уклад жизни, рисуя народную жизнь неподвижной и косной, а народ – благочестивым и покорным. Эстетика реакционного Романтизма была разработана главным образом немецкими философами, писателями и критиками: В. Г. Ваккенродером, Л. Тиком, Ф. Нова-лисом, братьями Августом Вильгельмом и Фридрихом Шлегель, Ф.В. Шеллингом. Особенно характерен реакционный Романтизм для явлений литературы и искусства, порождёных феодальной реакцией как в Германии (художники-назарейцы), так и во Франции (Ф.Р. Шатобриан), Англии (поэты «озёрной школы») и др. Реакционный Романтизм явился предшественником многих буржуазно-дворянских эстетских художественных направлений 19 – начала 20 вв. Декадентские течения – символизм, «модерн» и т. д., поднимали на щит теорию и практику реакционного Романтизма и культивировали своеобразный «неоромантизм», имевший в основном крайне упадочный антиреалистичный характер.

      Романтические черты или влияния сказались  в творчестве почти всех крупных  художников 1-й половины 19 в. Но развитие реализма сковывалось в известной  мере рамками Романтизма; художники-реалисты не могли удовлетворяться отрицанием современной действительности, но должны были в ней самой черпать содержание своих произведений. Наряду с борьбой  против реакционного Романтизма передовые  художники преодолевают ограниченность Романтизма в целом. Размежевание и  полемика с Романтизмом отчётливо  выступают в творчестве И. В. Гёте, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Г. Гейне, О. Бальзака, Стендаля, П. Мериме.

      Историко-художественное значение Романтизма исключительно  велико. В лучших произведениях романтиков воплотились подлинно народные стремления и идеалы, связанные с освободительными движениями эпохи. Романтики достигли значительно более высокой, чем  раньше, ступени познания народной жизни, таящихся в ней источников фантазии и творчества; они воскресили из забвения Данте, Шекспира, Сервантеса, готическое искусство. При всей своей  ограниченности Романтизм явился важной ступенью в общем ходе развития исторических взглядов. В этом отношении важную роль сыграли романы В. Скотта, произведения франц. историков Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри, история языка и поэзии, созданная братьями Я. и В. Гримм.

      Литература 

      Романтизм в литературе сложился на рубеже 18 – 19 вв. Он сохранял преемственную связь  с сентиментализмом, с течением «Бури  и натиска» в нем. поэзии, а также  с традициями английского «готического романа». Характерный для сентиментализма  культ чувства и природы получает в Романтизме дальнейшее развитие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В своих литературных манифестах и статьях они провозглашали  необходимость обширного исторического  охвата художественно-поэтических  явлений прошлого и настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.). Отказываясь  от догматической теории классицизма, романтики считали нормы античного  искусства неприменимыми к изображению  современного им мира и популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки. Так в литературе появились, наряду с романтической драмой новеллы, сказки лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма, ломавшая все прежние представления о границах между эпосом и лирикой, романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией, резким подчёркиванием субъективного отношения к вещам, национальным колоритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам, за которыми стояли непонятые романтиками реальные противоречия жизни; наконец, богатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику, широко используя народную песню, раскрывая настроения, душевный мир человека.

      Романтизм в России, развивавшийся как литературное направление в начале 19 в., был связан с подъёмом национального самосознания и началом революционного движения декабристов. В русском Романтизме отчётливо проявились два направления. В творчестве В. А. Жуковского (1783 – 1852) обнаружилось мастерство передачи внутреннего мира человека, его непосредственных чувств, поэтизация народной старины и фольклора; ему присуща музыкальность стиха. Однако консервативный характер романтизма Жуковского сказался в односторонности его поэзии, ограниченной миром личных переживаний, в идеализации прошлого, в созерцательных, религиозно-меланхолических настроениях. Революционное направление проявилось в творчестве декабристов – К. Ф. Рылеева (1795 – 1826), А. И. Одоевского (1802 – 39), В. К. Кюхельбекера (1797 – 1846) и др., в раннем творчестве А. С. Пушкина (1799 – 1837). Произведения поэтов-декабристов, как и «южные» поэмы Пушкина, проникнуты духом протеста против существующего общественного строя, духом утверждения свободы личности. Рост национального самосознания после Отечественной войны 1812 и углубление революционного движения в годы подготовки восстания 1825 вызвали к жизни мотивы борьбы за национальную и политическую свободу. Представителем революционно-романтической поэзии в 30-х гг. выступил М. Ю. Лермонтов (1814 – 41), у которого воплощение романтической темы было связано с утверждением свободолюбивой мятежной личности, противостоящей обществу. В эстетике прогрессивного Романтизма, в твочестве декабристов, Пушкина и Лермонтова постепенно совершался переход к реализму. Черты Романтизма проявились у писателей, входивших в кружок московских «любомудров» и находившихся под влиянием философии субъективного идеализма (повести В. Ф. Одоевского, 1804 – 69), лирика Д. В. Веневитинова (1805 – 27). В 30 – 50-е гг. в русской литературе утверждается реализм; Романтизм же продолжал существовать лишь в его эпигонской форме: повести А. А. Бестужева-Марлинского (1797 – 1837), стихи В. Г. Бенедиктова (1807 – 73), исторические драмы Н. В. Кукольника (1809 – 88). В 40 – 50-х гг. романтическое отрицание капиталистического прогресса нашло своё выражение в реакционной по своей сущности поэзии идеологов славянофильства (А. С. Хомяков, И. С. Аксаков и др.). 

      Изобразительные искусства 

      В изобразительных искусствах Романтизм  наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо –  в скульптуре. В архитектуре Романтизм  получил слабое отражение, наложив  печать главным образом на направление  так называемой ложной готики.

      ЛОЖНАЯ  ГОТИКА (псевдоготика), направление  в архитектуре 18-19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики. Предромантический декоративный характер носила в 18 — нач. 19 вв. (постройки В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, использовавших как готические, так и русские средневековые мотивы).

      Первые  предвестия Романтизма можно видеть уже в позднем творчестве испанского художника Ф. Гойя (1746 – 1828), исполненном  страстного протеста против феодального  и национального гнёта и насилия, а во Франции – в некоторых  романтически взволнованных портретах, созданных Ж. Л. Давидом (1748 – 1825) в  период буржуазной революции конца 18 в., в ранних, полных напряжённого драматизма батальных картинах и  портретах А. Ж. Гро (1771 – 1835), в проникнутых мечтательным лиризмом произведениях П. П. Прюдона (1758 – 1823).

      Наиболее  последовательная и прогрессивная  романтическая школа сложилась  во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и рационалистической отвлечённостью официального искусства академического классицизма. Основателем школы явился Т. Жерико (1791 – 1824), смелый новатор в живописи, в творчестве которого всё более нарастали тенденции демократизма и критического реализма, а признанным главой её стал с 20-х гг. 19 в. Э. Делакруа (1798 – 1863), создавший ряд картин, проникнутых революционным пафосом («Свобода на баррикадах», 1830), наиболее полно и ярко воплотивший прогрессивные тенденции Романтизма.К ним примыкали А. Г. Декан(1803 – 60), пейзажисты Ж. Мишель (1763 – 1843) и П. Гюэ (1803 – 69), скульпторы П. Ж. Давид д'Анже (1788 – 1856), А. Л. Бари (1796 – 1875), Ф. Рюд (1784 – 1855) – автор шедевра революционно-патриотического искусства – рельефа «Марсельеза» (1833 – 36), и др. Враждебные будничной буржуазной действительности, французские романтики обращались преимущественно к исключительным событиям современности и особенно исторического прошлого, к экзотике востока, к литературным образам Шекспира, Байрона, Гёте и т. д. В портрете их привлекали яркие индивидуальности, напряжённая духовная жизнь человека, в пейзаже – стихийная мощь природы. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к мятежной страстности и героической приподнятости образов, к напряжённо-выразительной, взволнованной передаче натуры в её неповторимых проявлениях. В противовес классицизму, они культивировали свободную, динамичную и живописную композицию, изоб изображение бурного движения и безграничного пространства, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и цвета, быструю лёгкую манеру письма. Романтики сделали более массовым и демократичным искусство графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной гравюре на дереве (Н. Т. Шарле, 1792 – 1845, А. Девериа, 1800 – 57, Ж. Жигу, 1806 – 94, и др.). С романтической школой связано и творчество крупнейшего демократического графика-карикатуриста О. Домье (1808 – 79), на живопись которого Романтизм повлиял особенно сильно. Слабыми сторонами романтической школы были разрыв между высокими идеалами и будничной жизнью, приводивший нередко к трагическому пессимизму, идеализация далёких от повседневности явлений, склонность к субъективной трактовке образов, к необычным, подчас театральным эффектам. Реакционный Романтизм с его культом средневековья, монархии и религии нашёл проявление в творчестве многих французских художников (Э. Девериа, 1805 – 65, А. Шеффер, 1795 – 1858) и повлиял даже на лидера враждебного романтического классицизма Д. Энгра (1780 – 1867) и его учеников. Особенно многочисленны были художники, эклектически соединявшие романтические принципы с академизмом, трактовавшие романтические темы в салонном мелодраматическом и натуралистическом духе (П. Деларош, 1797 – 1856, О. Берне, 1789 – 1863, и др.).

Информация о работе Искусство Романтизма