Искусство Эгейской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение искусства крито-микенской цивилизации с момента ее возникновения.
Для этого следует:
Обозначить особенности цивилизации в целом
Изучить письмена, которые помогли понять о том, что происходило в тот период времени
Изучить экономические и социальные отношения
Дать характеристику трем основным периодам цивилизации

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.38 Кб (Скачать)

Подобно критским, микенские сооружения точно ориентированы  по сторонам света, и мегарон всегда обращен портиком на юг.

Львиные ворота и  коридор обнесенны стеной. Здесь находилось кладбище и именно здесь в 1876 г. Шлиманн раскопал древнейшие, так называемые шахтные гробницы, выдолбленные в скале. В гробницах вместе с костями умерших было найдено множество необычайно ценных предметов: сосуды, украшения, оружие и, что самое интересное, золотые посмертные маски, запечатлевшие для нас усатые и бородатые лица микенских владык.

Глазам изумленного  археолога открылись золотые  царские короны, украшенные богатым  орнаментом, бронзовые мечи, инкрустированные серебром и золотом, золотая «бижутерия»  в форме бабочек, осьминогов, грифонов, пластинки из золота с вытисненными на них звездами, наконец, золотые и серебряные кубки. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота.

Но пришло время, когда «шахтные гробницы» перестали  удовлетворять микенских правителей, могущество которых в конце XIV в. до н. э. значительно возросло. «Шахтные гробницы» их предков оказались  теперь в пределах дворцовых укреплений, для себя же микенские цари воздвигали величественные «купольные гробницы», или толосы. Среди них археологи  выделяют старшие и младшие. К  младшим и наиболее пышным усыпальницам следует отнести «гробницу Агамемнона», воспетую польским поэтом Ю. Словацким.33

Гробницей Агамемнона – или Сокровищницей Атрея  – называют крупнейшую из девяти купольных  гробниц, открытых на сегодняшний день в Микенах. Это здание, внешне напоминающее улей, датируют 1250 годом до н. э.; оно  было построено без использования  кладочного раствора. 

Ее диаметр - 14 м, а высота купола достигает 13 м. Длинный коридор, ведущий в гробницу, высечен в  скале и образуется колоннами  с богатым орнаментом и перемычкой. Массивные двери, высотой более пяти метров, перекрыты сверху двумя громадными каменными блоками, один из которых весит, предположительно, 120 т. Над блоками располагается треугольное отверстие, призванное облегчить нагрузку на дверной проем и закрытое порфировой плитой. Внутри усыпальницы обращает на себя внимание величественный купол, выложенный из 33 каменных колец, в которых первоначально находились бронзовые розетки.34

Предметы, что были найдены  в гробницах, относятся к так  называемому переходному от среднеэлладского (2100-1600 гг. до н. э.) к позднеэлладскому (1500-1100 гг. до н. э.) периоду и указывают  на связь между Грецией и Критом в середине II тыс. до н. э.

В период, когда сооружались  гробницы, микенское общество переживало существенный подъем. Богатство шахтовых гробниц свидетельствует о большом  развитии этой культуры во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое  применение бронзы, обилие драгоценных  металлов и их щедрое использование - явный пример уже происшедшего отделения труда ремесленников  от земледельцев. Наличие некоторых  вещей говорит о широких связях, возможно, торговых, с отдаленными  странами (Египет занимал лидирующую позицию). 35

На исходе XIV в. до н. э. в Микенах появился второй дворец, намного больше первого, с традиционным мегароном и прекрасными фресками в критском стиле. Тогда же был  перестроен и украшен и дворец в Тиринфе.

Тиринфский дворец занимает вдвое меньшую площадь, чем дворцы на Крите. Бросается в  глаза и другая его черта —  оборонительный характер сооружения, его хорошая защищенность. Чтобы  попасть во дворец, необходимо было преодолеть особый проход, идущий вдоль  высокой стены крепости и устроенный таким образом, что атакующие  должны были поворачиваться к этой стене правым, не прикрытым щитом  боком, — это делало обстрел, который  вели со стены защитники крепости, особенно эффективным. Если же противник  овладевал воротами, он попадал в  узкий длинный (около 75 м) коридор  между наружной и внутренней оборонительными  стенами. Только пройдя коридор, враг мог  добраться до так называемых больших  пропилеев. Но и овладение ими  не означало еще захвата дворца: предстояло также преодолеть террасу, а затем малые пропилеи, которые, собственно, и вели к дворцу.

Центр его образовывал  «тенистый», как говорит о нем  Гомер, мегарон — большой прямоугольный  зал, опирающийся на четыре колонны. Посреди зала дымился очаг. Мегарон  действительно был «тенистым», не имел окон: свет поступал туда только через  двери, а дым от очага выходил  через отверстие в потолке. В  Тиринфе за малыми пропилеями располагался еще внутренний двор, а за ним  двухколонный портик; оттуда через  три двери можно было пройти в  так называемый продром и лишь затем, наконец, в мегарон. В том, что центральное место в микенских  дворцах занимал изолированный  мегарон, состояло важное отличие их от дворцов на Крите, где весь комплекс построек размещался вокруг открытого  двора, что облегчало связь между  отдельными сооружениями. В теплом климате острова Крит не было необходимости  в постоянном очаге, устроенном греками  в мегароне, конструкцию которого они принесли с собой с севера. Критяне, как мы помним, дорожили светом, делая специальные световые отверстия. Напротив, жители Микен, скорее, ограничивали доступ света, дабы уберечь себя от непогоды. Но, несмотря на эти различия в конструкции, интерьер микенских  дворцов был типично критским. И здесь стены покрывали фресками, и здесь выделяются два стиля, причем в живописи «второго стиля», как и на Крите, художники проявляют  гораздо меньше воображения и  изобретательности, чем прежде. Преобладают  в Микенах, как уже сказано, сцены охотничьи и батальные. Влияния критского искусства отчетливо заметны в росписях второго дворца в Тиринфе: изображения женщин в затянутых красных критских корсетах, с глубоким вырезом на груди, в длинных колоколообразных юбках, — слегка откинувшись назад, женщины важно шествуют процессией со шкатулками в руках; сцена парадного выезда придворных дам на колесницах на охоту. Фрески представляют жизнь царей и аристократии, но почти ничего не сообщают о быте простых людей, чьими руками были воздвигнуты монументальные крепости и гробницы. Жилища земледельцев и пастухов, обитавших по соседству с дворцами, не дошли до нашего времени.36

В прикладном искусстве  ахейцев исключительно большое  место занимали предметы, выполненные  из драгоценных металлов, главным  образом золота. Среди них выделяются выполненные из тонкого листового  золота маски, наделенные портретными чертами. Из золота чеканились и массивные, тяжеловесные кубки, чаши, сосуды. На некоторые из них наносился простой растительный орнамент (пальметты, листья, розетки и т.д.). К числу предметов, связанных с заупокойным культом, относился золотой ритон, с лаконичной сдержанностью, изображающий львиную голову.

Интересен серебряный сосуд с рельефным изображением батальной сцены, исполненной движения и грубоватой жизненности, хотя и несколько хаотичной по композиции (Афины, Национальный музей).

Наивысшего совершенства ахейское прикладное искусство достигло в художественной обработке оружия. Таковы знаменитые бронзовые мечи-кинжалы, инкрустированные золотом, серебром, украшенные чернью. Сцены охоты, украшающие их, превосходно вписаны в формат клинка, неожиданной свободой отличаются полихромные эффекты, полученные сочетанием различных металлов. Правда судя по всему эти изящные клинки были не местной, а критской работы, возможно созданные специально для экспорта в Микены.

В течении XIVи XIII вв. до н. э. в ахейской вазописи появляются фигурные изображения, и возникает новый стиль исполнения. Таковы геометрические изображения двух воинов на боевой колеснице или лентообразное изображение шествующих микенских воинов на приземистом кратере. Идущие гуськом воины повторяют одну и ту же схему движения и подобны друг другу, что придает единообразный вид композиции. Вместе с тем при всей схематичности в этих росписях наличествует присущая эгейской культуре своеобразная динамика рисунка.  С XIII в. до н. э. в ахейской керамике резко активизируются новые черты – появляются вазы с очень примитивным геометрическим узором )например, кратер из Микен с росписью метопного стиля), и на протяжении XII в до н. э. из эгейского искусства так характерная для него «органичность» форм.37

Таким образом, Микены достигли наивысшего подъема между XVI и XIII в. до н. э. Созданная ахейскими греками культура во многом была близка к критской. До наших дней сохранились величественные крепости Микен и расположенного неподалеку Тиринфа. Ахейцы строили свои поселения и дворцы на высоких холмах и защищали их от врагов мощным кольцом крепостных стен. Стены Микен и Тиринфа сложены из огромных, весом в пять-шесть тонн, грубо отесанных глыб, лежащих одна на другой. Центральным входом в микенскую крепость служили ворота – Львиные ворота. План микенского дворца отличается простотой и строгой упорядоченностью архитектурного замысла. В центре его расположен так называем мегарон – парадное помещение, служившее для праздничных пиршеств и собраний.

Шлиманн раскопал древнейшие, так называемые шахтные гробницы, выдолбленные в скале. В гробницах  были найдены: золотые царские короны, украшенные богатым орнаментом, бронзовые мечи, инкрустированные серебром и золотом, золотая «бижутерия» в форме бабочек, осьминогов, грифонов, пластинки из золота с вытисненными на них звездами, наконец, золотые и серебряные кубки. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота. На смену «шахмантыным гробницам» приходят  «купольные гробницы». Примером такой гробницы служит гробница Агамемнона – или Сокровищница Атрея.

На исходе XIV в. до н. э. в Микенах появился второй дворец – Тиринфский. Он занимает вдвое меньшую площадь, чем дворцы на Крите.

В прикладном искусстве  ахейцев исключительно большое  место занимали предметы, выполненные  из драгоценных металлов, главным  образом золота. Так же широко применяется бронза. Наивысшего совершенства ахейское прикладное искусство достигло в художественной обработке оружия.

Менее яркая и  впечатляющая, чем критская, художественная культура ахейцев имела большое значение как передатчик культурного опыта, накопленного эгейским миром, пришедшей ему на смену культуре античной Греции.

В качестве вывода по 2 главе следует сказать, что основными элементами искусства Киклад считаются: похоронная пластика Киклад, мраморные статуэтки или головы, великолепные ювелирные и камнерезные изделия, изделия из камня, изделия из металла: меди, бронзы, серебра и золота. Кикладские украшения.

Расцвета Крита  в эгейском мире начался на рубеже III—II тысячелетий до н. э. Были построены первые дворцы. Самые большие дворцы представляют собой колоссальные лабиринтообразные системы помещений. Среди них самый знаменитый – Кносский (Дворец царя Миноса). Фрески и керамика древнего Крита являлись  источником сведений о жизни и культуре островитян. На фресках представлена вся придворная и религиозная жизнь острова. Женщины играли в жизни Крита очень важную роль, о чем говорят не только фрески, но и то, что в пантеоне критян на первом плане стояли женские божества.

Монументальная  архитектура дворцов и фресковые  росписи—главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций.

Микены достигли наивысшего подъема между XVI и XIII в. до н. э. Культура во многом была близка к критской. До наших дней сохранились  величественные крепости Микен и  Тиринфа. Стены Микен и Тиринфа сложены из огромных, весом в пять-шесть тонн, грубо отесанных глыб, лежащих одна на другой. Центральным входом в микенскую крепость служили ворота – Львиные ворота. План микенского дворца отличается простотой и строгой упорядоченностью архитектурного замысла. В центре его расположен так называем мегарон – парадное помещение, служившее для праздничных пиршеств и собраний.

Были найдены  шахтные гробницы, выдолбленные в  скале. В гробницах были найдены: золотые царские короны, украшенные богатым орнаментом, бронзовые мечи, инкрустированные серебром и золотом, золотая «бижутерия», пластинки  из золота с вытисненными на них  звездами, наконец, золотые и серебряные кубки. На смену «шахмантыным гробницам» приходят  «купольные гробницы». Примером такой гробницы служит гробница Агамемнона – или Сокровищница Атрея.

В прикладном искусстве  большое место занимали предметы, выполненные из драгоценных металлов, главным образом золота. Так же широко применяется бронза. Наивысшего совершенства ахейское прикладное искусство достигло в художественной обработке оружия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Творцами античной культуры были древние греки. Искусство  античного мира родилось на земле  Древней Эллады в первые века I тысячелетия до н. э. Время его существования охватывает почти пятнадцать столетий и завершается с падением Римской Империи в V веке н. э.

Куьтура античного  мира не возникла внзапно. Ей предшествовала богатая и своеобразная цивилизация, которую создали в III –II тысячелетиях до н. э. племена, обитавшие на территории Греции и островах Эгейского моря. Раньше всего освоили греки морские пути на восток, к берегам Малой Азии и остров Крит, где находились важнейшие центры эгейской культуры.

Эгейская цивилизация относиться к бронзовому веку. Эгейская культура развивалась неравномерно. Расшифровка глиняных табличек показала, что в то время существовали и развивались государства. Крупная держава управлялась единым политическим центром. Микенские дворцы были центрами независимых правителей. Самая большая территория управлялась из Кносского дворца.

Жители Крита  обрабатывали земли и собирали урожаи, они разводили сады, занимались ловлей рыбы и пасли скот. В Крите были проложены дороги, построены мосты  и водопроводы, воздвигнуты города и дворцы правителей.

В эгейскую культуру входят: искусство Киклад, искусство  Крита и искусство Микен и Тиринфа.

Основными элементами искусства Киклад считаются: похоронная пластика Киклад, мраморные статуэтки или головы, великолепные ювелирные и камнерезные изделия, изделия из камня, изделия из металла: меди, бронзы, серебра и золота. Кикладские украшения.

Основными элементами Крита считаются: великолепные дворцы, живописные фрески, монументальная архитектура, лабиринт дворца, керамика древнего Крита, разнообразные керамические изделия, печати, каменные сосуды, металлические орудия и ювелирные изделия.

Информация о работе Искусство Эгейской цивилизации