Искусство Эгейской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение искусства крито-микенской цивилизации с момента ее возникновения.
Для этого следует:
Обозначить особенности цивилизации в целом
Изучить письмена, которые помогли понять о том, что происходило в тот период времени
Изучить экономические и социальные отношения
Дать характеристику трем основным периодам цивилизации

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.38 Кб (Скачать)

Среди минойских  дворцов самый знаменитый – Кносский (Дворец царя Миноса). « Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв будущее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей». (Емохонова,68)

Критский царь, якобы  рожденный от союза бога-быка и  богини плодородия, наделялся священной  властью на девять лет, а затем  должен был получить подтверждение  своих полномочий на тот же срок. Дворец, будучи резиденцией царя-жреца, был приспособлен, прежде всего, для совершения мучительного обряда инициации (лат. initiaio – таинство), связанного с переводом царя в ранг бога, а юношей и девушек через ритуальную смерть в ранг взрослых мужчин и красивых женщин.

Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными ходами – и его декор  в виде бычьих рогов отражали миф  о соединении бока-быка с богиней  плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.

Дворец возвышается  на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом 8-10 м. Выровненная  вершина горы образует обширный прямоугольный  двор, расположенный с севера на юг. В него по периметру выходят  фасады парадных построек: тронный  зал, главное святилище, бассейн  для очищения, зал для культовых  игр с быками, сокровищница для  хранения ритуальной утвари, сосудов  и статуэток богини со змеями.

На стене тронного зала Кносского дворца, с креслом из алебастра и скамьями для старейшин, на красном фоне, по которому проходят какие-то светлые волны, четко вырисовываются фигуры грифонов — полульвов, полуорлов, как бы охраняющих владыку этих мест. Гордо подняты их головы, а хвосты задраны в унисон с головами. Высокие  цветы обрамляют эти изящно-величественные изображения. Чудесно-декоративная фантастика, исполненная сказочного очарования.

Пленительны изображения  летающих рыб, дельфинов, рыб в аквариуме  — мотивы, почерпнутые из мира морских  глубин. Эти мотивы очень часты  и в живописи, и в замечательной  критской керамике, как, например, в  знаменитой «Вазе с осьминогом» (Гераклейон, Музей). Мы ясно чувствуем  у критских художников любовь к морю, к вечному движению, царящему в  нем, к цветовым переливам морской  волны. 25

Уровнем ниже находятся жилые  комнаты царя и царицы, малый тронный  зал и ванная комната. С трех сторон покои царя окружали колонные портики. Главным украшением дворцовых покоев была живопись — самое полное и замечательное выражение критского художественного идеала. Вот, например, фрагмент стенной росписи, изображающий совсем юную девушку в профиль.

Огромный глаз, изображенный, как в египетских росписях и рельефах, в фас. Влияние Египта часто сказывается  в критском искусстве. Но в нем  дышит совсем иной дух. Во-первых, сам  образ. Оживленное личико, вздернутый нос, вишневый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки  темных кудрей. Прозрачные кружева  и лиф ярких голубых и пурпурных  тонов. Эту живопись назвали «Парижанка».26

Самый нижний уровень  дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.

Все эти парадные залы, ритуальные и жилые комнаты, веранды и открытые террасы соединяются  лестницами с внезапными спусками и  подъемами, запутанными ходами и  тупиками.27

В XVI в. до н. э. дворец в Кноссе подвергся перестройке. Хотя Кносский дворец несет на себе признаки восточной пышности, его  отличают, скорее, живость линий, открытость просторных помещений; огромное количество залов соединены между собой столь же многочисленными коридорами вокруг центрального двора. Не монументальность является решающей, но выгода и комфорт, поскольку, хотя построен дворец с виду хаотично и представляет собой конгломерат отдельных сооружений, включенных в единый комплекс, архитектура его цельна и в совершенстве приспособлена к требованиям местного климата. В залы дворца проникал свет с обширного центрального двора; если же до какой-либо точки он не доходил, архитектор помещал световые отверстия в перекрытиях, как это имеет место, например, в тронном зале, или же делал специальные окна верхнего света.

Световые дворики  — одна из наиболее характерных  идей критского строительства. С  моря дворец выглядел особенно живописно; ряды колоннад как бы карабкались  вверх, создавая впечатление обширного  архитектурного пространства.

На стенах дворцов, воздвигнутых в эпоху «второй  гегемонии» Крита, можно видеть великолепные фрески. Художник здесь уже в полной мере владеет техникой живописи. Перед  нами предстают сильно декольтированные дамы, сверкающие драгоценными камнями, мужчины, элегантные и стройные. Наряду со сценами из придворной жизни есть изображения растений и животных. Прекрасна большая живописная композиция в одном из залов в Агиа Триада, представляющая кабана в натуральную  величину, преследующего зайца, а  также кота, подкарауливающего петуха.

Фрески и керамика древнего Крита интересны не только своей художественной ценностью, но и как источник сведений о жизни  и культуре островитян.

Фреска из Кносса, ныне одно из великолепнейших украшений музея  в столице Крита Гераклейоне. Игры с быком. Такие игры, очевидно, занимали значительное место в спортивных развлечениях, а быть может, и в религиозных обрядах обитателей острова.

Вспомним Зевса в образе быка, похитившего Европу. И опять-таки, согласно греческим мифам, бог морей  Посейдон подослал к супруге царя Миноса белоснежного быка, от которого она и родила быкоподобное чудовище; на Крите же Геракл одолел бешеного быка и переплыл на нем море. Огромный бык в неистовом галопе. Его нарочито удлиненная фигура мощной своей массой заполняет почти всю фреску. А перед ним, за ним и на нем самом стройные акробаты, проделывающие самые опасные упражнения. И все в этой композиции так живо, так порывисто и в то же время так непринужденно, что опять-таки воспринимаешь ее как легкое и приятное мимолетное видение.28

В необычный мир  придворной изысканности, запечатленный  на критских фресках, вводят нас также  современные им фаянсовые фигурки  из Кносского дворца, изображающие жриц в длинных расклешенных юбках, в корсетах, с обнаженной грудью и прядями волос, ниспадающими на изящные плечи.

Женщины играли в  жизни Крита очень важную роль, о чем говорят не только фрески, но и то, что в пантеоне критян на первом плане стояли женские божества, в которых некоторые ученые видят  прототипы греческих богинь. Так, на многих критских геммах и перстнях мы видим богиню со щитом — явный  прототип Афины. Другие памятники представляют богиню на вершине горы, между двумя львам, или же богиню с голубем (быть может, прототип Афродиты).

На фресках проходит перед нами вся придворная и религиозная  жизнь острова. Вот четверо слуг несут носилки с элегантной дамой. Вот легкой поступью движется процессия  юношей и девушек; прогнувшийся назад  молодой человек в желтой повязке  на бедрах держит большой голубой  сосуд — ритон. А вот и сам  правитель, слегка откинувшийся корпусом назад и стянутый в поясе, положив правую руку на грудь, идет среди цветущих лилий; и грудь, и голова его также украшены лилиями. На другой фреске во втором дворце в Кноссе мы видим поющих и играющих девушек, танцовщиц, юношей, несущих в руках ритуальные сосуды, наконец жрицу, держащую двойной топор — лабрис, распространенный на Крите культовый символ. Нередки и спортивные сцены: например, тавромахии — игры с быком, в которых одна гимнастка прыгает через быка, а другая готовится поддержать ее, когда та перепрыгнет. Тавромахии также, видимо, носили ритуальный характер, ведь культ быка у критян отразился еще в греческом мифе о Миносе, Минотавре, Ариадне и Тесее.

Монументальная  архитектура дворцов и фресковые  росписи—главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, носивших куда более примитивный характер.29

Яркие, насыщенные цвета использовались в минойском искусстве не только на фресках, но и в архитектуре, и  на керамике, изготовлявшейся на гончарном  круге. То, что минойцы зачастую раскрашивали мужчин в красный цвет, а женщин – в желтый, не было лишь условностью. Следуя широко распространенному в  древности обычаю, минойские мужчины  в церемониальных целях раскрашивали свои тела красным, а женщины подкрашивались желтой краской. Именно такими изображены люди на саркофаге из Агиа-Триады, где  они несут телят и другие дары и играют на лирах по случаю похорон  царевича.

Кроме того, минойцы производили  чрезвычайно разнообразные керамические изделия, печати, каменные сосуды, металлические  орудия и ювелирные изделия, продолжая  таким образом туземные ремесленные  традиции, которые предшествовали расцвету минойской цивилизации.30

Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чем свидетельствуют хотя бы два всемирно известных золотых  кубка, найденные в Вафио, в Спарте, но критское происхождение которых не вызывает сомнения (Афины, Национальный музей). С исключительной остротой и наблюдательностью на них изображены сцены ловли и приручения диких быков. Но, как нам кажется, образ быка в критском искусстве выступает наиболее ярко в ритоне. хранящемся в музее Гераклейона.

Ритон в виде бычьей морды  из черного стеатита с глазами  из черного хрусталя, найденный в  Малом Кносском дворце. Ведь бык, чей  образ принял повелитель богов, потому заслужил доверие Европы, что он был прекрасен и покорно лег  у ее ног, — тогда то финикийская  царевна и села на его спину, и  он помчал ее по волнам на Крит. Прекрасен  и бык, изображенный в этом творении искусства критским художником, ибо, как кажется нам, мощь и сознание ее сочетаются у него с ласковой благосклонностью и готовностью  ее проявить.31

  После вторжения ахейских племен на территорию Крита был положен конец политическому и культурному расцвету острова. Жители Крита заново отстроили свои дома, но дворцы так и не обрели своей былой красоты.

Таким образом, расцвета Крита в эгейском мире начался на рубеже III—II тысячелетий до н. э. Этот период так же можно считать периодом «первых дворцов». Критские дворцы не были укреплены: ни рвов, ни мощных крепостных стен не обнаружено вокруг них. Это связанно с тем, что они находились близко к морю и считали, что их флот достаточно могуч, чтобы отразить любое нападение.

Самые большие дворцы представляют собой колоссальные лабиринтообразные  системы помещений. Среди них самый знаменитый – Кносский (Дворец царя Миноса). На стенах дворцов можно видеть великолепные фрески. Фрески и керамика древнего Крита интересны не только своей художественной ценностью, но и как источник сведений о жизни и культуре островитян. На фресках проходит перед нами вся придворная и религиозная жизнь острова. Женщины играли в жизни Крита очень важную роль, о чем говорят не только фрески, но и то, что в пантеоне критян на первом плане стояли женские божества.

Монументальная  архитектура дворцов и фресковые  росписи—главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, носивших куда более примитивный характер. Кроме того, минойцы производили чрезвычайно разнообразные керамические изделия, печати, каменные сосуды, металлические орудия и ювелирные изделия. Так же критские художники были замечательными мастерами чеканки.

2.3 Искусство Микен и Тиринфа

Микены достигли наивысшего подъема между XVI и XIII в. до н. э. Микены были раскопаны ещё до критских дворцов. Раскопки вел немец Генрих Шлиман (1822— 1890).32

Созданная ахейскими  греками культура во многом была близка к критской, но вместе с тем ей присущи оригинальные и самобытные черты. Наиболее ярко они проявились в памятниках монументального зодчества, а так же в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались сцены войны и охоты.

Города Крита  не нуждались в укреплениях, их оберегало  море. Ахейцы же строили свои поселения  и дворцы на высоких холмах и защищали их от врагов мощным кольцом крепостных стен. Впоследствии такие поселения  стали называться «акрополь», что  означает «верхний город».

До наших дней сохранились величественные крепости Микен и расположенного неподалеку Тиринфа. Их сооружение относится к  XIV-XIII векам до н. э. Они расположены на крутых скалистых холмах. Неприступный акрополь Микен господствует над окружающей долиной. Его стены длинной в 900 м имеют толщину от 6до 10 м. Грандиозное впечатление производят стены Тиринфа. Их толщина достигает 17.5 м, внутри них устроены галереи и кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Стены Микен и  Тиринфа сложены из огромных, весом  в пять-шесть тонн, грубо отесанных  глыб, лежащих одна на другой. Щели между  ними заполнялись  глиной или мелкими  камнями.

Центральным входом в микенскую крепость служили  ворота, воздвигнутые из четырех огромных монолитов. К воротам вел узкий  проход, образованный выступавшими вперед бастионами, с которых с которых  можно было обстреливать подступающих врагов. Над пролетом ворот находится  треугольная плита с рельефным  изображением. В центре плиты высится  колонна – священный символ правителей Микен, а по сторонам застыли в  одинаковых позах львы. Львиные ворота – это единственный образец монументальной скульптуры в эгейском искусстве, они воплощали несокрушимую мощь Микенского государства.

План микенского дворца отличается простотой и строгой  упорядоченностью архитектурного замысла. В центре его расположен так называем мегарон – парадное помещение, служившее  для праздничных пиршеств и собраний. Это большой прямоугольный зал  с очагом по середине, вокруг которого стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу с отверстием для дыма. К  залу примыкало помещение, где обычно ночевали гости, а перед ним был  наружный портик с двумя колоннами. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые комнаты. Вблизи дворца находились дома знати, а у подножия холма лежал нижний город, где жили простые люди, купцы и ремесленники.

Информация о работе Искусство Эгейской цивилизации