Искусство Эгейской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение искусства крито-микенской цивилизации с момента ее возникновения.
Для этого следует:
Обозначить особенности цивилизации в целом
Изучить письмена, которые помогли понять о том, что происходило в тот период времени
Изучить экономические и социальные отношения
Дать характеристику трем основным периодам цивилизации

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.38 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Правдивое отражение  действиетльности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения – все это определяет непреходящую ценность античного искусства.

Творцами античной культуры были древние греки. Искусство  античного мира родилось на земле  Древней Эллады в первые века I тысячелетия до н. э. Время его существования охватывает почти пятнадцать столетий и завершается с падением Римской Империи в V веке н. э.

Куьтура античного  мира не возникла внзапно. Ей предшествовала богатая и своеобразная цивилизация, которую создали в III –II тысячелетиях до н. э. племена, обитавшие на территории Греции и островах Эгейского моря. В Эгейском море находятся сотни больших и малых островов, которые служили прекрасным ориентиром для мореплавателей. Раньше всего освоили греки морские пути на восток, к берегам Малой Азии и остров Крит, где находились важнейшие центры эгейской культуры.1

Название цивилизации  принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные  раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами  коридоров, ванными комнатами, с  его изысканными фресками и керамикой.2 Раскопки английского археолога А. Эванса (1851— 1941) на Крите, открывшие  великолепную догреческую культуру, показали нам древнейший и неизвестный мир. То, что история греческого народа начинается не с Гомера, стало ясно еще раньше, благодаря трудам немецкого археолога Г. Шлиманна (1822—1890), которому удалось откопать на холме Гиссарлык в Малой Азии Трою, а в другом месте — Микены и Тиринф. Дальнейшие раскопки, проведенные в Эпидавре, Амиклах, на Эгине и в других местах, открыли так называемую микенскую культуру. На Крите поиски шли еще до Эванса, но только он, раскопав Большой и Малый дворцы в Кноссе, обнаружил целый мир культуры, названной им минойской — по имени мифического критского царя Миноса.

Археологи работали также на островах Аморгос, Парос, Сифнос, Сирое, Наксос, Тера, Мелос, Делос.

 В результате  всех этих изысканий сложился  целостный образ многовековой  эгейской культуры.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что изучение искусства древних цивилизаций помогает нам узнать больше о том, как зарождалось искусство, как протекал процесс его становления. Как оно изменялось и совершенствовалось. В древние время происходило множество событий, которые могли в корне изменить мироощущение людей. Человек показывает через искусство, что для него на данный момент является первостепенным. К примеру, в первобытном обществе, люди изображали охоту на диких зверей, т. к. это было самым главным для их выживания. В крито-микенской культуре так же есть свои особенности. Захваты земель другими племенами, месторасположение городов, все это отражается в искусстве. Оно формируется в зависимости от обстоятельств, в которых находиться общество.

Поэтому исследование данной культуры имеет не менее важную роль в становлении греческой  культуры.

Целью курсовой работы является изучение  искусства крито-микенской цивилизации с момента ее возникновения.

Для этого  следует:

  1. Обозначить особенности цивилизации в целом
  2. Изучить письмена, которые помогли понять о том, что происходило  в тот период времени
  3. Изучить экономические и социальные отношения
  4. Дать характеристику трем основным периодам цивилизации

 

 

Глава 1. Эгейская цивилизация. Особенности в целом

1.1 Общие  сведения об эгейской цивилизации

Эгейская культура (крито-микенская культура), общее название цивилизаций бронзового века (в период около 3000 - 1100 до н. э.) на островах Эгейского моря, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии).

Благодаря раскопкам были обнаружены ранее неизвестные рабовладельческие государства Восточного Средиземноморья. На берегу Малой Азии были найдены руины легендарной Трои, на острове Крит – богатые города и дворцы, на полуострове Пелопоннес – мощные крепости греческих правителей.3 С каждым годом растет число удивительных памятников эгейской культуры, из которых вырисовывается древняя цивилизация. Во  II тысячелетии до н. э. важнейшими центрами этой культуры были остров Крит и Микены на полуострове Пилопоннес. Поэтому эгейскую цивилизацию часто называют крито-микенской.

Эгейская культура развивалась  неравномерно, ее центры переживали эпохи  упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с  башнями и бастионами, с общественными  зданиями и храмами появились  в западной Анатолии в 3-м тысячелетии до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции — в конце 3-го тысячелетия; на Крите крепости неизвестны со 2-го тысячелетии до н. э. Вообще весь процесс формирования эгейской культуры был сложным и длительным.4

Жители Крита обрабатывали его плодородные земли и собирали урожаи, они разводили сады, занимались ловлей рыбы и пасли скот. В Крите  были проложены дороги, построены  мосты и водопроводы, воздвигнуты  города и дворцы правителей. Крит находился  на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья. Благодаря  этому были развиты торговые и  культурные связи. Критские мастера использовали в зодчестве колонны. Внутренние стены богатых домов и дворцов покрывались яркой декоративной живописью. Около 1600 года до н. э. мастера Крита освоили технику фрески. Использовались такие краски как: черная, белая, красная, желтая, синяя и зеленая. Узорами покрывались так же и потолки.

Одним из лучших созданий критской живописи считаются фрески в Кносском дворце, изображающие игры с быком  – любимое развлечение юношей и девушек древнего Крита.5 Критяне не строили храмов и поклонялись своим священным божествам в пещерах, в священных рощах и на горных вершинах. Так же не было и больших статуй правителей и богов. Критяне довольствовались лишь небольшими фигурками великой богини природы.

К искусству эгейской цивилизации  можно отнести различные вазы, украшавшие дворцы, резьбу по камню, миниатюрные  изображение на перстнях и печатях, фигурки зверей и птиц, художественные произведения из бронзы, золота и серебра, а так же расписная керамика.

Уже в конце III тысячелетия до н. э. была изобретена для покрытия сосудов особая краска темно-лилового  или черного цвета с металлическим блеском, которая делала стенки ваз непроницаемыми для воды.

В XVI веке до н. э. в технике росписи происходят изменения, появляются изображения, сделанные коричневой краской на светлой поверхности.

Культурным центром в  раннеэгейский период являлись Киклады. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские  идолы», — мраморные статуэтки  или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с  четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные»  фигуры, статуэтки обнаженных женских  тел).

Около 2300 г. до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура, с этого времени остров занимает доминирующее положение в Эгеиде.

С 2000 г. до н. э. начинается строительство «Старых дворцов», которые являлись хозяйственными и религиозными центрами, появляется иероглифическая письменность (так называемый Фестский диск), возникают государственные образования. Среднеэгейский период (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) характеризуется наибольшим единством Эгейской культуры, о чем свидетельствует характер керамики, металлических изделий и др.

В конце среднеминойского периода трижды в течение одного столетия (около 1700,1660 и 1600 гг. до н.э.) дворцы подвергаются разрушению (по неизвестной  нам причине). На развалинах Старых дворцов в начале XVI в. возникают еще более величественные Новые дворцы, самые известные из памятников эгейского искусства, включали обширные горизонтальные плоскости (дворы) и комплексы двухэтажных и трехэтажных помещений, световые колодцы, пандусы, лестницы. Вокруг дворцов вырастали обширные поселения из одноэтажных домов. Особым отличием дворцов являлось отсутствие, каких бы то ни было, оборонительных укреплений. На их стенах сохранились многочисленные фрески, изображающие различные стороны жизни минойского общества, в том числе ритуальные «игры с быком» (именно для них, возможно, предназначался открытый двор в центре дворцов), кулачные бои (фреска с острова Тира).6

В декоративно-прикладном искусстве  Крита орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более конкретной передачей образов растительного и животного мира и человека. Например: вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, глиптики.

К концу XV в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».

В 1580-1450 гг. до н.э. наступает  расцвет единого Критского государства  с центром в Кноссе, главной  достопримечательностью которого являлся  Кносский дворец. Помимо Кносского  дворца, существовали и три других дворца в Фесте, Маллии, Като-Закро, каждый из которых, как и Кносс, являлся  религиозным, культурным и хозяйственным  центром своей части Крита. Центром  эгейских владений Крита считается  дворец на острове Тира. С 1600 до н. э. на Крите возникает линейное письмо «А», которое (за исключением некоторых символов) остается нерасшифрованным.

Около 1600 до н. э. вторжение  в материковую Грецию новых племен (возможно, ахейцев), воины которых  использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших  государств так называемого микенского периода вокруг других центров —  Микен, Тиринфа, Орхомена, Пилоса. XVI-XIII вв. до н. э. — период расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами (так называемая «циклопическая» кладка из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в два уровня — нижний город (для окрестного населения) и акрополь (укрепленная крепость с дворцом правителя). В архитектуре жилища складывался тип прямоугольного с портиком здания — мегарона. Раскопаны также купольные гробницы-толосы («гробница Атрея» близ Микен, XIV-XIII вв. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в XVII-XVI вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах, погребальные маски и сосуды, в том числе «маска Агамемнона» и «кубок Нестора»). Ахейское искусство XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению.7

Культурное влияние проявлялось  не только в искусстве, хозяйственная  деятельность акрополей заимствовала хорошо организованную критскую систему; ахейцы приспособили под свой язык критское письмо (оно получило название линейное письмо «Б»), наибольшее число хозяйственных табличек найдено в Пилосе. Линейное письмо «Б» после его дешифровки является одним из древнейших памятников индоевропейской письменности.

Около 1470 до н. э. некоторые  центры эгейской культуры, особенно на Крите, в значительной степени пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира, находившийся здесь  дворец был погребен под пеплом.

 В конце XIII в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.8

Таким образом, эгейская цивилизация относиться к бронзовому веку. Она располагалась на островах Эгейского моря, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии). Эгейская культура развивалась неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время.

1.2 Язык табличек  эгейской цивилизации

Как нами уже упоминалось в предыдущем подразделе, в Кносском дворце и во дворце Пилосса археологи открыли сотни глиняных табличек с таинственными письменами (линейные письмена «А» и «Б»). Тексты этих табличек содержат ценные сведения о социально-экономических отношениях и политическом строе рабовладельческих государств эгейского мира в середине II тысячелетия до н. э.

В книге С.Л. Утченко  «глазами историка» (1966г.) сообщалось, что блестящим достижением тех  лет можно было считать дешифровку этой так называемой минойской письменности.9 Не смотря на начальные этапы исследования, загадка этой письменности была далека от решения. Была лишь набросана в общих чертах картина эволюции минойской письменности.

Из письменности пиктографической, существовавшей на Крите примерно 2000-1700 гг. до н.э., возникает линейное письмо, условно названное линейным письмом «А». Затем на базе этого письма развивается новая система письменности, более упрощенная и облегченная - письмо «Б».

Разгадать впервые  тайну письма «Б» удалось англичанину М.Вентрису. В 1953г. он вместе с Дж. Чадвиком10. Изучению дешифровки линейного письма «Б» большое внимание уделил известный советский профессор С.П. Лурье.

Авторы труда  «Всемирная история»: у истоков цивилизации. Обращают внимание на то, что ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам; его знали служители  в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан11. Важным для них также считалось, что ахейцы к XV веку уже имели знаки для гласных звуков, что весьма способствовало выработке алфавитного письма.

Таблички с письмом «Б» в основном представляют собой документы финансово – административного характера. В них содержатся данные о раскладке обложений, распределении натуральных повинностей и скота по пастбищам, инвентарные списки, списки жертвоприношений богам и др.

Информация о работе Искусство Эгейской цивилизации