Искусство Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 11:18, реферат

Краткое описание

В общем и целом в римском искусстве господствовала древнегреческая школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы искусства во многом определялись местными традициями.
Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью — то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.

Файлы: 1 файл

реферат искусство древнего рима н.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

От эпохи Флавиев до нас дошли несколько замечательных портретов и два шедевра зодчества. Основателем династии Флавиев был Веспасиан, под внешней простотой которого скрывался недюжинный ум. Изображения императора лишены аристократизма и холодной элегантности, отличавших портреты эпохи Юлиев — Клавдиев. Они более естественны, человечны и пластичны: морщинистый лоб, хитровато прищуренные глаза, строго сжатый рот.

Примерно в те же годы в Помпеях был создан известный портрет ростовщика Цецилия Юкунда. Облик ростовщика передан с поразительной живостью и естественностью. Его некрасивое, ассиметричное лицо с бородавкой на щеке и кривым носом — тем не менее очень выразительно.

В 70—80-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий. Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян к I в. н. э.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев — знаменитая Триумфальная арка Тита. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти. Этот памятник был призван увековечить поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление храма Соломона.

Триумфальные арки — также римское архитектурное новшество, заимствованное, вероятно, у этрусков. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов. Однако их изначальный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом.

По сторонам проема арки Тита стоят две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу «от сената и народа римского». Наверху — статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Таким образом, арка являлась одновременно архитектурным сооружением, постаментом для статуи и мемориальным памятником. С таким почетом хоронили лишь людей, наделенных исключительными личными качествами: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Внутри арки выполнены высокие рельефы с изображением триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шествуют к арке с трофеями.

Искусство поздней империи

В 98—117 гг. Римской империей правил Траян, по происхождению испанец. При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит мужественным и суровым, и в то же время умным и смелым политиком. При Траяне возродился старый тип портрета, лишенный пышных причесок, богатой светотеневой моделировки и психологизма. Искусство того времени привержено идеалу простоты. Вместе с тем портреты Траяна полны внутренней силы и глубины, в них проявляются величие и мощь, которых не было прежде.

При Траяне в Испании были построены два моста — мост в Алькантаре через реку Тахо и акведук в Сеговии. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проемами. Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Сеговии двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня, благодаря чему он гармонично вписывается в окружающий пейзаж.

Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов, выросших вокруг Форума Романум, этот наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества — покровителя Марса Ультора, были две библиотеки — греческая и латинская. Между ними стояла Колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Она была воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). Раскрашенные рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.

Правивший вслед за Траяном Адриан (117—138) был приверженцем всего греческого. С легкой руки Адриана римляне стали носить усы и бороду, что ранее было не принято. Сохранилось много его портретов как в Риме, так и в провинциях. Адриан любил элегантность и красоту и сам являл идеальный образ римского патриция. Император был высокого роста, с благородными чертами лица и умным, пристальным взглядом всегда задумчивых глаз. При Адриане волосы стали изображать более пышными, чем при Траяне. Вместе с усами и бородой они живописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему создавалась иллюзия, что статуя «смотрит живым взглядом».

При Адриане (ок. 125) было создано самое грандиозное купольное сооружение Древнего мира — Пантеон, храм всех богов, который и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник, избежавший разрушения или перестройки в эпоху Средневековья. Снаружи Пантеон представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен глубокий портик. Некогда в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе покоится купол. Купол имеет пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений), вверху же заканчивается проемом.

Своеобразным архитектурным музеем стала вилла Адриана в Тибуре (ныне Тиволи). Здесь была Золотая площадь с главным зданием в виде креста, имеющего выпукло-вогнутые формы, Морской театр, библиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в водах бассейна. Помимо этого на территории виллы были возведены архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались Адриану во время его путешествий.

В Риме по указу Адриана был выстроен мавзолей, частично перестроенный в Средневековье и получивший название Замка Святого ангела. К мавзолею вел мост через Тибр, специально сооруженный для этой цели. Украшавшие его статуи были заменены в XVII в. работами известного мастера Лоренцо Бернини.

Новый поворот к духовному, произошедший при Адриане, очевиден и в изменении погребального обряда. Царившая тысячелетия кремация уступила место ингумации — захоронению усопших в земле. В связи с этим появился новый жанр — скульптурный саркофаг, украшенный рельефами на мифологические темы. Саркофаг ставили в подземную гробницу или задвигали в стенную нишу — аркосолий. Обычно саркофаги имели прямоугольную форму и высокий рельеф с одной стороны.

Антонины — Пий (138—161), Марк Аврелий (161—180), Комод (180—192) — в самом Риме строили мало. В честь Пия и Марка Аврелия возвели колонны, подобные Траяновой, но не столь замечательные. Необычна одна деталь. На цоколе колонны Пия были изображены сам император и его супруга, возносимые на небеса крылатым гением. Крылатого гения сопровождают два орла — по древнему поверью души покойных пребывают в образе птиц. Прежде такая тема в искусстве не встречалась.

До наших дней дошла конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Статуя выполнена в соответствии с древней античной традицией, однако облик всадника не гармонирует ни с конем, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Судя по всему, Марк Аврелий думает не о военных победах, коих у него было немного, — а о проблемах человеческой души. Скульптурный портрет того времени приобрел особую духовность. Со времен Адриана сохранилась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчеркнуто большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. У зрителя создавалось впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.

При императорской династии Антонинов наблюдался расцвет искусств в римских провинциях. Замечателен храмовый комплекс в Баальбеке (Ливан), отличавшийся восточной пышностью. Главный храм находился в глубине квадратной площади, обнесенной колоннадой. К площади вели великолепные пропилеи (парадные ворота) с портиком и расположенным за ним шестиугольным двором, огражденным колоннадой и стенами. Большой и малый храмы, находившиеся вне площади, стояли на высоком цоколе и отличались весомостью ордера, частой расстановкой колонн и богатством декоративных деталей. В Пальмире (Сирия) до наших дней сохранились развалины города и его Большой колоннады с аркой и коринфскими колоннами, на выступах которых (консолях) стоят статуи. Знамениты гробницы Пальмиры, сохранившие древние традиции изобразительного искусства. Вокруг центрального захоронения родоначальника в стенах устраивали ниши, закрытые портретами людей. Сделанные из известняка, они сочетают в себе пластику и графику. Исключительно богатые памятники оставили африканские провинции. В Алжире прекрасно сохранилась трехпролетная арка в Тимгаде. В жаркой пустынной стране каждый архитектурный элемент получает особое звучание. Более высокий средний проем арки выразительно подчеркивает плоскую низменную местность. Арка сочетает плоские и пластичные формы (колонны), проемы и ниши, большой и малый ордер, различные виды арок. Несмотря на внешнюю простоту, арка в Тимгаде является настоящим произведением искусства.

Антонинов сменил на троне Септимий Север (193—211), властный и суровый правитель. Отличавшийся практичностью, за годы своего правления он существенно улучшил положение в Риме, сильно подорванное при поздних Антонинах. Септимий считал себя духовным наследником Марка Аврелия. До наших дней дошло много северовских портретов. В отличие от антониновского времени, мастера уделяют повышенное внимание душевному состоянию модели. В образе супруги Септимия Юлии Домны тонко переданы индивидуальные черты: масса пушистых волос, сросшиеся на переносице брови. Взгляд ее «антониновских» глаз все больше уходит в сторону. В портрете императора Каракаллы (211—217), сына Септимия Севера, также заметны новые веяния: рама из волос вокруг лица резко уменьшается, игра светотени в живописных прядях уже не интересует художника. Для него важна форма головы и выражение лица — хмурого, настороженного, подозрительного.

Вслед за правлением Септимия Севера наступила эпоха солдатских императоров, которых сажала на трон армия: Максимин Фракиец, Филипп Араб, Требониан Галл. Занесенные на вершины власти волей рока, они убивали других и сами становились жертвами. Их портреты — великолепный документ той драматической и противоречивой эпохи. Мастера перестали изображать пышные волосы, убрали усы и бороду. На зрителя смотрят затравленные роком властители позднего Рима, вовлеченные в вечную борьбу за императорскую власть.

Для зодчества эпохи упадка империи (III—IV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчеркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме. Термы (бани) для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий — палестрами и гимнасиями, библиотеками, музыкальными залами. Посещать термы было любимым занятием римского плебса, жаждавшего «хлеба и зрелищ». По всей империи было разбросано великое множество бань — частные и государственные, мужские и женские (или общие), простые и настоящие шедевры античной архитектуры. Термы Каракаллы занимали огромную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды. Они представляли собой сложное архитектурное сооружение, перекрытое сводами различных конструкций. Стены и своды терм были отделаны золотом, драгоценными камнями и мозаикой. Даже их руины поражают глаз своим величием.

В римских провинциях продолжался расцвет градостроительства, вследствие чего туда устремлялись лучшие мастера из Рима. Покоренный римлянами античный мир, несмотря на местные различия, стал приобретать некий единый облик.

Весьма распространенным римским сооружением являлась базилика — прямоугольное вытянутое здание, предназначенное для общественных собраний и советов. Здание разделялось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов — нефов. Средний неф был обычно шире и выше боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец при строительстве христианских храмов.

На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), была построена базилика, отличавшаяся особым замыслом и роскошью отделки. На узких сторонах базилика имела две полукруглые ниши — апсиды. Обрамлявшие их пилоны (столбы) посвящались Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов. Именно с этими героями античности отождествлял себя император, следуя примеру Александра Македонского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

 

Искусство Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от архитектурных сооружений и кончая стеклянными сосудами. Художественные принципы, выработанные древнеримским искусством, легли в основу христианского искусства Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список использованной литературы

 

    1. Соколов Г.И. Античная скульптура древнего Рима. М., 1990.
    2. Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. 1986.

3.     Штаерман А.М. Кризис античной культуры. М., 1975.

4.     Штительман Ф.М. Античное искусство. Киев., 1987.

  1. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись, М., 1979.

 

 

 

 


Информация о работе Искусство Древнего Рима