Искусство барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.

Оглавление

Введение
Постановка проблемы
Термин
Идеологическая основа
Основные черты барокко
Архитектура
Одежда
Предметы быта
Заключение
Список источников
Приложение
Практические задания

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 51.00 Кб (Скачать)

3. Предметы  быта

 

За парадной помпезностью форм барокко во всем чувствуется  нечто театральное. Основные элементы барочного стиля, так же, как и  ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.

         Дворцовая мебель барокко для сильных мира сего служило средством самовосхваления перед критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное тяготение ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагромождению форм, портящему впечатление. Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим, перспективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.

Плавные геометрические линии  Ренессанса сменяют динамичные овалы, спирали и другие более сложные  и запутанные очертания. Спокойная  гладь поверхности предметов  нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются. Однако искривить, трудно поддающуюся  гнутью, древесину не так уж просто. Так по необходимости возникает  интереснейший приём отделки  мебели: деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых  поверхностей склеивали кусочки  фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно при этом возникающие, шлифовались и покрывались лаком. Отсюда - обилие в барочной мебели лаковой  работы. Так из необходимости зародился  интереснейший приём отделки  мебели: техника деревянного набора с сопровождающей её лакировкой. В  эпоху мебели барокко архитектурные  формы применяются без особой строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразованию подчас ведёт к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученные колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперь часто изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. В Италии мебель барокко особенно любят покрывать яркими росписями и лаком, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) прямолинейные очертания тоже изгибаются; мебель становится более лёгкой и уютной. Характерная новинка мебели барокко - гнутая ножка - на целое столетие войдёт в практику мебельщиков. Мебель для сидения отличается скорее богатством декоративных решений, нежели разнообразием типов. Она всё чаще обивается дорогими декоративными тканями - глазетом, гобеленом и украшается бахромой. Она становится дворцовой мебелью. В эту же эпоху впервые появляются так называемые гарнитуры или комплекты , состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом предметов обстановки. Появляется и один из важнейших предметов мебели XVIII в. - комод с выдвижными ящиками. Наиболее богато убранным предметом мебели является кровать, которая приобретает форму некоего шатра из пышных занавесей и драпировок, почти полностью скрывающих деревянные элементы.

Традиция устраивать парадные спальни с роскошными кроватями  восходит к царствованию того же Людовика XIV. Пробуждение и отход ко сну  Короля-Солнца сопровождались пышными  церемониями, а королевская спальня  превратилась из места отдыха в торжественный  зал. Постепенно спальня стала играть и роль приёмной: гостей принимали  или лёжа в кровати, или во время  сложной процедуры одевания. Крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи мебели барокко был А. Ш. Буль (1642-1732). После  смерти придворного столяра он в 1679 году возглавил мастерские в Лувре. С его именем связаны известные  всему миру изделия мебели в стиле  Буль . Они фанерованы чёрным деревом и богато украшены бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, позолоченной меди, олова и т. д. Булю принадлежит также и слава создателя классического комода. Среди барочной мебели особенно хотелось бы выделить голландскую. При соблюдении всех особенностей стиля, голландских мастеров не покидает здоровое чувство реальности: их мебель целесообразна, нарядна, но никогда не перегружена элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту и красоту текстуры древесины. Дворцовая мебель барокко и, плавно вытекающая из него, дворцовая мебель рококо до сих пор остались для массового сознания наиболее роскошными и представительными художественными стилями дворцовой мебели. 

III.Заключение

 

Таким образом, культура барокко  занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный догматизм,  приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства,  светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность,  театральность, преувеличенность  всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов...

 

В тоже время, барокко подготовило  новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)

Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого  времени, по законам барочной антиномии  уживается с напряженными духовными  исканиями. Чувственная красота  искусства барокко - залог любви  к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.

Лети душа, лети, долой пределы

Земного бытия, круг жизни разорви,

Отбрось утехи дальнего удела,

Тяжелое ярмо земной любви.

Душе легко, открыты небеса,

Там обручились вечность и краса.

фон Хоффмансвальдау

“Мир”.

 

 

IV. Список источников:

 

1. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском  искусстве. Ответственный редактор  Виллер. М.,”Наука”,1966

2. История искусства зарубежных  стран. Том 3. М., 1964

3. Н. М. Каминская. История костюма. – М., 1977 г.

4. Мода и стиль. М. Аксенова, Т.Евсеева и др.- Мир энциклопедий Аванта+, 2007 г.

4. http://mebel.remlist.ru/article.php?a=1&id_article=13

 


Информация о работе Искусство барокко