Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:42, практическая работа
Цель урока:
1. Ознакомление учащихся с архитектурным стилем «Барокко»;
2. Формирование знаний, умений и навыков для анализа архитектуры стиля барокко.
Задачи:
* Обучающие:
o формирование умений применять полученные знания при анализе изучаемого материала;
o применение знаний при решении практических творческих заданий.
* Развивающие:
o развитие чувства прекрасного, вкуса, творческого мышления, воображения;
o развитие пытливости, трудолюбия, настойчивости в исследовании предлагаемого материала.
* Воспитательные:
o воспитывать чувство патриотизма, любви к историческому прошлому своей страны;
o воспитание толерантности, коммуникативности у студентов;
o воспитание любви к родному краю.
Министерство образования Российской Федерации
Нижнетагильская
Государственная Социально-
План конспект урока беседы по изобразительному
искусству на тему: «Стиль барокко на примере
архитектуры
Екатерининского дворца»
г. Нижний Тагил
2010 г.
Урок ИЗО. 8 класс.
Тема урока: «Стиль барокко на примере архитектуры
Екатерининского
дворца»
Цель урока:
Задачи:
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.
Методы: рассказ,
беседа, видеопоказ, наглядно-иллюстративный
тест.
Ход урока:
1. Организационный момент
2.Сообщение учебного материала преподавателем
Вступительная беседа:
-Здравствуйте класс, сегодня мы с вами поговорим о таком стиле архитектуры как барокко.
- Ребята, скажите, какие архитектурные стили вам уже знакомы?
Дети дают
определения архитектурным
Готика - архитектурный стиль в эпоху Средневековья, характеризуется устремленностью ввысь всех вертикальных деталей.
Классицизм - художественное направление в искусстве, архитектуре, отличающееся соразмерностью и гармонией всех составляющих художественного образа.
Модерн
- архитектурный стиль, возникший в конце
20 века. Характерен использованием современных
материалов (стекло, пластик, металл).
-Молодцы, правильно. А теперь я расскажу вам о таком стиле, как барокко. Прошу обратить ваше внимание на проектор.
Работа с ПК учителем и проектором:
Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.
Барокко
- архитектурный стиль, отличающийся
большим количеством декоративных деталей
и богатством декора фасадов.
Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.)
Преобладающие
и модные цвета |
Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом |
Линии | Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение |
Форма | Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры |
Характерные
элементы
интерьера |
Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления |
Конструкции | Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые |
Окна | Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру |
Двери | Арочные проемы с колоннами; растительный декор |
Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.
Характерные черты барокко
Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Интерьеры
барокко украшаются многоцветной скульптурой,
лепкой, резьбой; зеркала и росписи
иллюзорно расширяют
Типы сооружений барокко
Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
Екатерининский (Большой) дворец - один из архитектурных шедевров русского барокко середины XVIII века, красивейшая загородная резиденция русских монархов. Дворец строился и перестраивался с 1717 по 1756 год на протяжении почти 40 лет. В его строительстве принимали участие самые знаменитые архитекторы того времени. Его внешний и внутренний облик украшен прекрасной резьбой и позолотой, мрамор и живопись показывают неповторимость русского барокко. Французский дипломат, современник императрицы Елизаветы, назвал Екатерининский дворец драгоценностью, которой не хватает только футляра. И в самом деле, это величественное здание, выполненное в стиле русского барокко, поражает своей блистательной пышностью. В дворцово-парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов - белого, небесно-голубого и золотого - и прихотливостью архитектурных решений.
Уже при входе ты попадаешь словно в сказку, окунаешься в атмосферу 18 века. Главные ("Золотые") ворота расположены по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций. Они выполнены на Сестрорецком заводе по рисунку Растрелли мастером Кордони. Ограда между пилонами главных ворот и циркумференциями исполнена мастером Волоковым. Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.
В дворец входят: большой зал, малиновая и зеленая столбовые, янтарная комната, малая белая столовая, зеленая столовая, живописный кабинет, картинный зал.
История строительства
В
постройке Екатерининского
Окончательно
свой блестящий облик, с некоторыми изменениями
сохранившийся до наших дней, Екатерининский
дворец обрел благодаря обер-архитектору
двора Б.-Ф. Растрелли.
Дворцовые интерьеры претерпели изменения
и в 19 веке. В 1817 году архитектором В. Стасовым
для Александра I был создан строгий и
холодноватый Парадный кабинет. А в 1863
году в стиле "второго рококо" по
проекту И. Монигетти построили Парадную
лестницу.
Большой зал
Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — парадный апартамент в стиле русского барокко, созданный по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752 - 1756 годах. Летом зал пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, а вечером зажигаются 696 свечей, расположенные по сторонам от зеркал.
Все элементы богатого декора создают иллюзию безграничного пространства: чередование больших окон с зеркалами в простенках зрительно расширяет границы галереи, живопись плафона, изображающая по периметру колоннаду, над которой парят фигуры, раскрывает пространство в высоту.
Скульптурная и орнаментальная золоченая резьба зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Ф.-Б. Растрелли и моделям скульптора-декоратора И. Дункера ста тридцатью русскими резчиками. Особенно пышно были обработаны торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.
Малиновая и Зеленая столбовые
В 1750-х годах, перестраивая Екатерининский дворец, архитектор Ф.-Б. Растрелли стремился разнообразить архитектурно-декоративное оформление его интерьеров. Так, при отделке двух помещений дворцовой анфилады, расположенных друг за другом, Растрелли применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены столбовых декорированы прозрачными стеклянными пилястрами ("столбами"), под которые подложена малиновая и зеленая фольга. Отсюда и происходит название этих небольших дворцовых гостиных.
Янтарная комната
В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф.- Б. Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села. Для оформления интерьера в царскосельском дворце янтарных деталей опять не хватает, и поэтому части стен были затянуты холстом и расписаны "под янтарь" художником И. Бельским, а также введены зеркальные пилястры и деревянный резной декор. Для установки янтарных панно вновь приглашается А. Мартелли.
Столовая выполнена
по проекту архитектора Ф.-Б.
После пожара в 1820 году интерьер был восстановлен по проекту архитектора В. П. Стасова, в 1850-х годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера выполнена композиция лепного и живописного плафонов.
Зеленая столовая
Архитектурно-художественное убранство зала в 1779 году выполнил Ч. Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — Мария Федоровна.
Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом, который в объемной форме возродил росписи античных вилл. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются стройные фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные барельефы на мифологические сюжеты, рельеф которых выделен розоватым полем картин. Двери расписаны гротесками.
Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных лап. Весь лепной декор Зеленой столовой выполнен знаменитым русским скульптором И. Мартосом.
В 1781-1783-х годах "Уборная ее высочества" ( Натальи Алексеевны — первой супруги будущего императора Павла I ), созданная архитектором В. Нееловым, была перегорожена вдоль архитектором Ч. Камероном деревянной перегородкой. Золотисто-желтая окраска Живописного кабинета, тонкая золоченая лепка, обрамляющая простенки, фриз и карниз, обработка дверей сохранились c конца XVIII в. Ч. Камероном. Крестовый свод, люнеты и фриз были заново расписаны по проектам В. Стасова академиком живописи Д. Антонелли в ходе восстановления комнаты после пожара 1820 года.