Искусство барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.

Оглавление

Введение
Постановка проблемы
Термин
Идеологическая основа
Основные черты барокко
Архитектура
Одежда
Предметы быта
Заключение
Список источников
Приложение
Практические задания

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 51.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Брянский государственный  университет имени академика  И.Г. Петровского

Социально-экономический  институт

Кафедра дизайна и художественного  образования

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по формообразованию

Искусство барокко

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса 

(заочного отделения)

ФТиД

Специальности «профессиональное  обучение (дизайн)»

Богакова Виктория

Рук.: Климовцова Н. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2011

Оглавление

 

 

  1. Введение
    1. Постановка проблемы
    2. Термин
    3. Идеологическая основа
  2. Основные черты барокко
    1. Архитектура
    2. Одежда
    3. Предметы быта
  3. Заключение
  4. Список источников
  5. Приложение
  6. Практические задания

 

 

Введение

    1. Постановка  проблемы

 

Один  из главенствующих стилей в европейской  литературе и искусстве конца 16—середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху  интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий).

Барокко воплотило новые представления  о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности  и вечной изменчивости, интерес к  реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому  субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного,  гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу.

 

2.Термин

 

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему  уродливую жемчужину). В настоящее  время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего  в европейском искусстве между  маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Существует  несколько версий происхождения  термина:

1) от итальянского  “baruecco” - жемчужина неправильной формы;

2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);

3) от итальянского  barocco — причудливый, странный;

В XVIIIв. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки.

Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80е годы XIXв. происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита,

Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.

В 20е годы XXв. происходит кризис капиталистического мировоззрения.

Пробуждается  интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

 

 

3.Идеологическая  основа

 

Идеологической  основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это  же время государство приобретает  большую роль, соответственно происходила  борьба религиозного и светского  начал. Одновременно развивается наука (географическое познание Земли (за исключением  Антарктиды), развитие оптики, законы преломления  света Декарта, разложение спектра  цвета Ньютоном, имеющие большое  значение для живописи, развитие термодинамики).

В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый стиль, новая  культура. Утверждался же он в обстановке относительной стабилизации жизненных  условий. Она была результатом либо насильственной политики государства  и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий  не уничтожаются общественные противоречия.

Не  случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика, экономика... XVIIв - время перелома в общественном сознании  идеологии гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм - вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” - осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.

 

 

II. Основные черты барокко

1. Архитектура

 

В Италии победа феодалов, подавивших ростки раннего капитализма, привела  к упадку производства и торговли, разорению городов и обнищанию  населения. Однако знать и церковь  продолжали строить роскошные дворцы и храмы.

В истории почти каждого архитектурного стиля его завершающий этап знаменуется  усложнённостью форм, перегруженностью деталями, тяготением к повышенной декоративности. В ренессансе эта  тенденция приобрела настолько  специфический характер, что привела к формирования нового стиля – барокко (от итальянского «причудливый, странный»). Прежняя сдержанность архитектуры, свойственная ренессансу, сменилась подчёркнутой экспрессией.

Начало формированию нового стиля  положил скульптор, архитектор и  живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564). Он работал сначала во Флоренции, а после поражения Флорентийской республики переехал в Рим. Микеланджело был великим мастером пластического искусства, его творческий темперамент скульптора проявлялся и тогда, когда он выступал в качестве живописца или архитектора; произведения художника и в этих видах искусства отличаются мощной пластической выразительностью.

В 1520-1534 гг. Микеланджело построил во Флоренции капеллу Медичи и тогда  же выполнил проект вестибюля библиотеки Лауренциана, осуществлённый несколько позднее. Это были первые произведения барокко.

Микеланджело принадлежал к  числу тех, для кого изменения  в социально-культурной и духовной атмосфере эпохи (а также события, свидетелем и участником которых  ему пришлось быть) означали трагедию. Надломленность духа, мрачное отчаяние звучат в его стихах:

…Лучше камнем быть

В годину тяжкую позора и паденья;

Не слышать, не смотреть – одно спасенье…

Но и камень в тех формах, которые  ему придавал художник, выражает трагизм. Скульптуры, созданные Микеланджело, - это образы скованной силы, мятущегося духа, напряженности, беспокойства. Эти  черты присущи и его архитектуре.

Интересно проанализировать, как архитектор – скульптор решает композицию вестибюля  библиотеки Лауренциана. Если бы он просто украсил стены пилястрами, фронтонами и другими аксессуарами классики, то создал бы ничем не примечательную, рядовую композицию. Но он ставил перед собой задачу не просто «оформить» вестибюль, а выразить в этом произведении архитектуры настроение своего времени.

Спаренные пристенные колонны создают напряжённый ритм. Они не трактованы в качестве несущих элементов, на которые опираются вышележащие части; они втиснуты в ниши, им тесно. Участки стены выдвинуты вперёд, как бы выпирают, и это подчёркнуто рельефной пластикой деталей. Фронтон над дверью разорван, лестница резко расширяется книзу, заполняя собой почти всё помещение. Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. Вся композиция построена на контрастах, заострена. От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа.

Барокко начало с выражения протеста подавленной силы, но вскоре пришло к совсем иным мотивам. Пластическое богатство форм барокко оказалось по вкусу богатым заказчикам. В истории искусства нередки случаи, когда формы, в которые первоначально вкладывались определённые идеи, затем использовались в качестве чисто композиционных приёмов или выражали иное содержание.

Архитектурный стиль барокко связан с обстановкой феодально-крепостнической  реакции в Италии и других странах  Центральной Европы, подавивших первые проявления свободомыслия и попытки  буржуазии добиться самоуправления. Противоречивость этого стиля в  том, что в нём нашли отражение  и самодовольное торжество победившей реакции, и скованный протест  подавленной свободы, и брожение в умах, сменившее прозрачное равновесие духовной жизни эпохи Возрождения.

Наиболее видными мастерами  барокко 17 века были Л. Бернини (1598-1680) и  Ф. Борромини (1599-1667), произведения которых различны по духу. Сооружения Бернини выражают торжественность и величие, Борромини же – духовный наследник Микеланджело; его произведения характеризуются напряжённостью, экспрессией, контрастами, подчёркнутой динамикой масс и пространств. Средства же приёмы, которыми пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи, имели общие характерные черты:

  • нарочитая усложнённость;
  • изломы и изгибы форм;
  • насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.

Скульптура барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой; живопись – красочностью, декоративностью, эффектами светотени. То же самое и в архитектуре: вся  эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Итальянский поэт того времени Д. Мариино писал: «Возбуждать удивление - задача поэта на земле; кто не может поразить, пусть лучше станет конюхом».

Для барокко характерна сложность  не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в ренессансе планы помещений  имеют чёткую геометрическую форму  – круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная фигура барокко – овал, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма. Но это ещё сравнительно простая и чёткая форма; часто конфигурация плана очеречена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В ренессансе пространство статично и ограничено, в барокко – динамично и бесконечно, причём его сложность и динамика усложняются эффектами светотени. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный приём барокко – разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полураскрытый проём.

Стиль эпохи порождается не каким-то отдельным, однозначным фактором. Односторонним  и неполным было бы суждение о том, что, например, архитектура Древней  Греции обусловлена жизнелюбием  и демократичностью, архитектура  Самарканда конца 15 в. – помыслами Тамерлана о величии, архитектура ренессанса – гуманистическими умонастроениями. Стиль эпохи формируется под воздействием сложного, зачастую противоречивого взаимодействия различных условий, которые в общем составляют особенность этой культуры. Как уже отмечалось, в стиле барокко отразились различные общественные настроения; сказались в нём и особенности жизнерадостной, темпераментной народной культуры Италии. Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи. Это было время, когда в результате великих географических открытий и переворота в астрономии были резко раздвинуты пределы известного; представления о пространственной ограниченности мира сменились понятием о его бесконечности. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления); Ньютон открыл универсальный закон тяготения. Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания. Новое мироощущение отразилось и на архитектуре барокко, которая динамикой форм и как бы непрерывающихся пространств так отличается от статичности, чёткости, подчёркивания раздельности и ограничения пространства в архитектурной эстетике ренессанса.

Информация о работе Искусство барокко