Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение художественных галерей в системе международных культурных связях.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. КРУПНЕЙШИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ МИРА 4
1.1. Галерея Тейт 4
1.2 Галерея Уффици 5
1.3 Дрезденская картинная галерея 7
1.4 Национальная галерея в Лондоне 11
1.5 Государственная Третьяковская галерея 11
1.6 Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге 14
2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ БЕЛАРУСИ 17
2.1 Галереи народного творчества 17
2.2 Галереи живописи, графики, скульптуры 17
2.3 Галереи фотографий 18
2.4 Художественная галерея современного искусства 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГАЛЕРЕЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЯХ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
В 1831 собрания музеев были национализированы и стали общедоступными. В связи с этим возникла необходимость в создании специализированного здания публичного музея. В 1838 арх. Г.Земпер (1803-1879) предложил проект создания грандиозного ансамбля площади в Дрездене, включающего здание оперного театра и расположенной по другую сторону площади картинной галереи. Он разработал проект здания в стиле неоренессанса в соответствии с характером собрания, в котором доминировали картины великих мастеров Италии эпохи Возрождения. Однако по настоянию властей картинную галерею ему пришлось вписать в барочный ансамбль Цвингера. Заказ на строительство Земпер получил в 1846. Программа нового здания была выражена в скульптурном декоре, задуманном и исполненном скульпторами Э.Ричелом и Эрнстом Хэнелем. Постаменты колонн центральной части здания украшали рельефы на сюжеты из античной мифологии и Ветхого Завета. На фасаде, на уровне 2 этажа, стояли изображения великих художников и скульпторов всех времен и народов [5, c,35].
В 1849, когда возводился цокольный этаж галереи, в Дрездене началась революция. Г.Земпер принял в ней участие и после подавления восстания бежал в Лондон. Строительство было завершено без его участия.
В момент открытия галереи в 1855, в ней насчитывалось 2200 полотен. Коллекции стали пополняться как произведениями старых мастеров, так и художников 19 — нач. 20 вв. Со Всемирной выставки 1926 в Дрездене была приобретена большая коллекция импрессионистов и постимпрессионистов. Уже с 1925 картины 19 в. и более поздние не демонстрировались в галерее, построенной Земпером, а в 1931 коллекция картин окончательно была разделена на новую живопись, переданную в другой музей, и старую (15-18 вв.), которая осталась в Дрезденской галерее.
Во время Второй мировой войны Дрезден подвергся бомбардировке американской авиации. Было разрушено здание галереи, однако картины заблаговременно были спрятаны в специально оборудованном укрытии. В туннель, где они находились, были проведены электричество, отопление и вентиляция. Однако, когда хранилище было обнаружено Советской армией, вся эта налаженная система не работала, в укрытие поступала вода, многие картины находились в аварийном состоянии. Спасением шедевров Дрезденской галереи занимались лучшие специалисты России, такие как Б.Виппер, А.Губер, реставрационными работами заведовал П.Корин. Реставрационные работы продолжались в то время, когда картины были вывезены в Москву, Киев. В 1955 коллекция была возвращена в Дрезден.
Восстановительные работы здания Дрезденской галереи продолжались в течении 19 лет и потребовали огромных вложений. В основных чертах они были закончены в 1964. Современное здание Дрезденской галереи вполне соответствует требованиям, предъявляемым к музею 21 века, и оснащено всеми новейшими техническими средствами.
Национальная галерея, начало которой было положено в 1824 году, хранит картины преимущественно старых мастеров. Редкой полнотой и разнообразием отличаются коллекции итальянского искусства. Наряду с картинами мастеров высокого Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, здесь можно увидеть произведения художников раннего Возрождения — Дуччо, Мазаччо, Пьеро де ла Франческа и других, не часто встречающиеся за пределами Италии. В 1962 году Национальная галерея стала счастливой обладательницей знаменитого картона Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем и св. Анной», приобретенного с помощью различных пожертвований — от крупных сумм, собранных меценатами и обществами поощрения искусств, до шиллингов и пенсов, присланных простыми англичанами [8.c.15]. Собрания картин испанской, немецкой, голландской и фламандской школ XVII века включают великолепные полотна Веласкеса и Гойи, Дюрера и Гольбейна, Рембрандта и Вермеера Дельфтского, Ван Дейка и Рубенса. Постепенно разрастается коллекция картин французской школы. В залах английского искусства привлекают внимание кардинальные произведения крупнейших мастеров XVIII—XIX веков. Здесь собраны полотна остроумного Хогарта, поэтичные портреты Гейнсборо, правдивые, дышащие свежестью, пейзажи Констебля и романтические композиции Тернера — с их туманами и бурями, солнечными восходами и закатами.
Крупнейший в мире музей русского изобразительного искусства. Основан в 1856 П.М. Третьяковым как его личное собрание картин русских художников. В 1892 Третьяков передал коллекцию в дар Москве; до 1918 называлась Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых. После смерти основателя (1898) галерея управлялась Советом, избираемым Городской думой. Совет включал известных московских коллекционеров и художников (И.Е. Цветков, И.С. Остроухов, В.А. Серов, И.Э. Грабарь), наследников братьев Третьяковых (А.П. Боткина, В.П. Зилоти). Собрание пополнялось за счёт закупок и многочисленных пожертвований (среди наиболее значительных — коллекция М.А. Морозова, переданная в галерею по его завещанию в 1910). В 1917 в галерею были взяты на хранение, а затем включены в её состав значительные коллекции Боткиной, Е.В. Борисовой-Мусатовой, В.О. Гиршмана, М.П. Рябушинского и др. После 1918, когда галерея была национализирована, её собрание выросло во много раз за счёт включения в него коллекций Остроухова и галереи Цветкова, картин русской школы из московского Румянцевского музея, многочисленных других частных коллекций (С.В. Бахрушина, П.И. и В.И. Харитоненко, С.А. Щербатова и др.). В 1920-х гг. в другие музеи были переданы картины иностранных мастеров. В дальнейшем собрание ГТГ постоянно пополнялось путём систематических закупок, организации экспедиций по поиску произведений иконописи (проводились до середины 70-х гг.), дарений и пожертвований (коллекции А.А. Сидорова, П.Д. Корина, Г.Д. Костаки, А.К. Ларионовой-Томилиной и др.). В 1995 в ГТГ хранилось свыше 50 тыс. произведений искусства.
В музее богатейшее собрание иконописи всех основных школ древнерусского искусства, в том числе работы Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, С.Ф. Ушакова. Здесь хранятся значительные образцы русской живописи и скульптуры XVIII — первой половины XIX вв. (произведения Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова, скульптора Ф.И. Шубина и др., полотна К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, П.А. Федотова, картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» и уникальная по полноте подборка эскизов к ней); наиболее полное собрание работ передвижников: В.Г. Перова, И.Н. Крамского, В.Е. Маковского, А.М. Васнецова и В.М. Васнецова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина (в том числе «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали»), В.И. Сурикова (в том числе «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове» и др.), большая коллекция произведений В.В. Верещагина, скульптуры М.М. Антокольского, работы живописцев и графиков конца XIX — начала XX вв., в том числе членов «Мира искусства», Союза русских художников, «Голубой розы», «Бубнового валета» и других художественных объединений (И.И. Левитана, М.А. Врубеля, В.А. Серова, В.Э. Борисова-Мусатова, К.А. Коровина, Н.К. Рёриха, А.Н. Бенуа, К.А. Сомова и др.). Лучшими образцами в Третьяковской галерее представлены также все периоды развития отечественного многонационального искусства XX в.: произведения мастеров авангарда (В.В. Кандинского, М.Ф. Ларионова, К.С. Малевича, М.З. Шагала и др.), представителей более умеренных течений (Н.А. Андреева, С.В. Герасимова, С.Т. Конёнкова, П.П. Кончаловского, П.Д. Корина, В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, Ю.И. Пименова, М.С. Сарьяна и др.). В созданном в 1922 отделе рукописей — более 200 тыс. документов по истории русской художественной культуры XVIII—XX вв., личные фонды художников и искусствоведов. Музей регулярно устраивает выставки (среди крупнейших — «Автопортрет в русском и советском искусстве», 1976; «Великая утопия русского авангарда», 1993), а также ретроспективные выставки выдающихся мастеров (Малевича, 1989, Кандинского, 1989, Шагала, 1991) [4.c.65]..
Галерея расположена в неоднократно перестроенном доме Третьяковых и в ряде примыкающих к нему разновременных построек; главный фасад сооружён в 1900—05 по проекту художника В.М. Васнецова. В 1936 была возведена восьмизальная пристройка в формах неорусского стиля (архитектор А.В. Щусев). В 1982—96 проводилась генеральная реконструкция ГТГ: были построены здание депозитария (хранилища), инженерный корпус, перекрыты внутренние дворы (архитекторы Г.В. Астафьев, Б.А. Климов, И.М. Виноградский и др.).
Художественный и культурно-исторический музей. Входит в число лучших музеев мира, ему принадлежит первое место среди музеев России. В Эрмитаже представлены исторические и художественные памятники Востока и Запада, от эпохи палеолита до наших дней. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на дворцовой набережной.
Многообразие коллекций Эрмитажа. Ныне собрание Эрмитажа состоит из 6 разделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» — портреты героев Отечественной войны 1812, а также дворец Меншикова, Зимний дворец Петра I), нумизматики, западноевропейского искусства.
В отделе западноевропейского искусства наряду с картинами, скульптурами выставляют мебель, фарфор, изделия из серебра, шпалеры, оружие. Среди них немало выдающихся коллекций и подлинных шедевров. Так, например, лучшее за пределами Голландии собрание картин Рембрандта (26 картин), 42 картины П.П.Рубенса, 2 картины Леонардо да Винчи (всего в мире их 14), произведения великих мастеров Франции разных эпох (живописцев — бр. Ленен, Н.Пуссена, А.Ватто, Ж.О.Д.Энгра, Э.Делакруа, К.Моне, О.Ренуара, П.Сезанна, скульпторов — Ж.А.Гудона, О.Родена). Коллекция занимает 52 зала Зимнего дворца, 2 этажа. Особенным вниманием посетителей музея пользуется французское искусство конца 19 — начала 20 вв., от импрессионистов до А.Матисса и П.Пикассо. В Эрмитаже 37 картин Матисса (в т.ч. Танец и Музыка), 31 картина Пикассо.
Редкими коллекциями располагает отдел Востока. В нем находятся памятники древнейших цивилизаций: Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Урарту (государства, существовавшего на территории Армении в 8-6 вв. до н.э.). Наряду с ними хранятся предметы, созданные мастерами Китая, Индии, Византии, Турции и других стран Востока. Среди них немало знаменитых коллекций, каких нет больше нигде в мире, как например выдающееся собрание «сасанидского серебра» — иранской художественной посуды (3-7 вв.), украшенной изображениями сцен охоты, животных, птиц. Подобной коллекции нет ни в самом Иране, ни в других странах [6.c.33].
Всемирной известностью пользуется отдел первобытной культуры (отдел археологии). В нем находятся каменные орудия эпохи палеолита, наскальные рисунки, предметы, сделанные из бивня мамонта и др. Некоторые из них были созданы 500 000 лет до н.э. Особой известностью пользуется коллекция скифских вещей (8-3 вв. до н.э.), найденных в южной части нашей страны в древних могильниках. Комплекс предметов из золота, серебра и драгоценных камней, найденных в кургане Майкоп на Северном Кавказе в конце 19 в., принадлежит к числу уникальных коллекций Эрмитажа. Эти вещи были созданы в 4 тыс. до н.э. Таких комплексов древнейших ювелирных предметов существует в мире только два.
Среди памятников отдела выделяется единственная в мире, как по составу, так и по сохранности вещей, коллекция из раскопок курганов на Горном Алтае, проведенных С.И.Руденко в 1929-1949. Здесь были найдены прекрасно сохранившиеся предметы из меха, войлока, кожи, ткани, уцелевшие в обледенелых камерах курганов 6-4 вв. до н.э. Из одного из них, кургана Пазырык, происходит единственный в мире ковер, вытканный из шерсти в 5-4 вв. до н.э. (возможно, сделанный в Персии) и другой — из фетра с аппликациями местной работы.
Античный отдел занимает весь первый этаж Нового Эрмитажа. В нем экспонируют скульптуры, вазы, изделия древних ремесленников. Среди них выделяются колоссальная статуя Юпитера (3,5 м высоты), высеченная римскими мастерами 1 в. н.э. и Венера Таврическая, приобретенная еще при Петре I в Италии. Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало. Уникальные изделия древних мастеров были обнаружены при раскопках греческих городов Крыма. Феодосийские серьги тончайшей виртуозной работы (4 в. до н. э.), подвески с изображением Афины (начало 4 в. до н.э.) и ряд других античных предметов из золота пользуются мировой известностью [6, c.89].
В отделе русской культуры представлены памятники, отражающие различные этапы развития искусства нашей страны. Здесь хранятся картины, скульптуры, художественные предметы. Особой популярностью у посетителей музея пользуются экспонаты, переданные в Эрмитаж из «кабинета Петра Великого», куда после его смерти поступили его личные вещи: станки, инструменты, предметы, сделанные им самим, а также «Восковая персона» — документальный портрет Петра I, созданный скульптором Б.К.Растрелли сразу после смерти царя. Б.К.Растрелли снял посмертную маску с лица, рук, ног Петра I, чтобы быть максимально точным [7, c.20].
Большой известностью пользуются уникальные часы в виде яйца, сделанные знаменитым механиком Иваном Кулибиным из Нижнего Новгорода в подарок Екатерине II. Механизм состоит из 427 частей. Каждый час открываются дверцы и в сопровождении церковного песнопения выступают маленькие фигурки, которые разыгрывают евангельскую сцену. В полдень часы играют мелодию, сочиненную самим И.Кулибиным.
К отделу русской культуры относятся и парадные залы Зимнего дворца. Многие из них связаны с важными событиями истории страны. Так, в галерее 1812 прославляются герои этой войны, благодаря которым была одержана победа над французской армией. Петровский зал напоминает о победе над шведами в Северной войне. Памятниками октябрьской революции являются Малахитовый зал, где происходили последние заседания Временного правительства, и Малая столовая, где были арестованы министры Временного правительства.