Хореографические жанры XVII-XVIII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является состояние хореографического искусства в эпоху XVII-XVIII вв.
Предметом исследования – хореографические жанры XVII-XVIII вв.
Целью исследования является описанеи основных танцевальных жанров в XVII-XVIII вв.
Гипотеза- выявление и систематизация хореографических жанров XVII-XVIII вв. поможет разнообразить и расширить кругозор в данной области, как для общих знаний, так и для постановочной деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая САПЭУ.docx

— 69.30 Кб (Скачать)

Большой вклад в развитие жанра внесли русские композиторы. В частности, в России получили известность инструментальные и хоровые полонезы Ю. Козловского (один из них — «Гром победы раздавайся…», упоминаемый Пушкиным в «Дубровском», некоторое время исполнялся в качестве офицерского русского гимна). В дальнейшем жанр получил развитие в операх русских композиторов, являясь непременной принадлежностью «польских» сцен и картин аристократических балов («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Пан воевода»). 

КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. country dance, букв.— деревенский, сельский танец) — старинный народный танец английского происхождения, пользовавшийся огромной популярностью в XVIII—начале XIX веков. Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно. 

Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева и т. п.). Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Но демократический характер контрданса остается даже при английском дворе королевы Елизаветы, где гости танцуют его вместе со слугами.  
Постепенно контрданс получает огромную популярность не только в Англии, но и во многих европейских странах. Так, в 1685 г. он появляется в Нидерландах и Франции, а позднее и в России. Наибольшее распространение получил в 1750 — 62 гг., вытеснив из быта многие танцы. 

Популярность контрданса объясняется, прежде всего, тем, что в танце могли участвовать все желающие, тогда как старые танцы типа менуэта, гавота и т п. исполнялись очень ограниченным количеством пар (одна — две пары). Кроме того, контрдансы по своему темпу и танцевальному содержанию были интереснее и живее, чем указанные выше торжественные церемониальные танцы. Отсюда и большой успех контрдансов, которые в течение почти двух веков неизменно исполнялись на балах всех стран и всех сословий. «Люди устали от хореографических устройств, движущихся… с почти математической точностью, как устали от тригонометрической планировки их городов и садов, — писал один из историков танца П. Неттль. Старый маскарад очень тщательно готовился, и, когда предполагался придворный маскарад, гости оповещались во всех деталях, как они должны были одеться, какой танец танцевать и с каким партнером. Контрданс изменил все это. Все, кто обладали прямыми конечностями и компанейскими качествами, принимались в круг». По существу говоря, это танец переходного периода. Его прогрессивные черты сказываются в подчеркивании демократического хороводного принципа, столь богато расцветшего в годы Великой французской революции.

Контрданс, как и бранль, — название собирательное, объединяющее огромное количество танцев: кадриль, гросфатер, экосез, англез, лансье, тампет, котильон, матредур. Это все те танцы, в которых могло принять участие любое четное количество пар, образующих круг (round) или две противоположные линии танцующих (longway). Таким образом, можно сказать, что в бытовой хореографии вновь возрождается демократический принцип крестьянских хороводов. 

Количество танцевальных фигур доходило до нескольких сот (около 900!) и последовательно повторялись то одной, то другой линией танцующих. Движения были построены на pas chasse, balance, pas de basque. Постепенно техника танцев все более усложнялась, совершенствовалась, благодаря частому использованию в оперных и балетных спектаклях. Из всех видов контрданса наибольшей популярностью пользоваласьфранцузская кадриль , которая исполнялась четырьмя или восьмью парами, построенными в каре, и состояла из пяти фигур. 

С течением времени контрдансы, композиционный рисунок и характер движений которых часто зависели от вкуса и таланта танцмейстеров, подвергались значительным изменениям: одни фигуры канонизировались, другие — резко видоизменялись. К 1830 году контрданс утрачивает популярность, но сохраняется в народном быту, особенно в Англии и Шотландии. В XX веке благодаря усилиям Общества народных танцев, созданного в Англии в 1911 г., он возрождается и получает распространение в Шотландии, Германии, Сев. Америке. 

Впервые в литературе контрданс упоминается в 1579 году. Первые муз. образцы сделал композитор Дж. Плейфорд в сб. «Английский танцевальный учитель» (1651), который затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728 года. Между 1775 — 1783 гг. специально контрдансу посвящается уже 17 монографий! Мелодии контрдансов часто использовались композиторами в качестве темы вариаций, а впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., популярный контрданс Бекура стал песней Великой французской революции «Са ira»; см. также некоторые массовые песни Э. Мегюля); темы контрдансов становились основой водевильных куплетов, песен в операх. 

Но значение жанра контрданса в истории профессиональной музыки значительно шире. Как и многие народные и бытовые танцевальные жанры, он способствовал формированию тематизма и стиля классической инструментальной музыки. Прежде всего, контрданс оказал решающее воздействие на становление финала сонатно-симфонического цикла, став его жанровой основой. 

Роль контрданса как финального образа выходит за рамки чисто инструментальной музыки. Велико его значение и в музыке театральной, где он являлся заключительной частью многих опер и балетов. Также следует отметить, что контрданс можно встретить в качестве жанровой основы отдельных оперных арий и ансамблей. 

ЭКОСЕЗ (экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец] )— старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части. 

Первоначально представлял собой танец серьезного характера в умеренном темпе, музыкальный размер 3/2, 3/4, в сопровождении волынки. В конце XVI века стал придворным танцем в Англии. В конце XVII века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился во всей Европе, переродившись в быстрый, веселый, 2-дольный. В России при Петре I известен как «английский танец». Название «экосез» получил во Франции. 

Очень образно описывает танец К. Блазис: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего и хорошо кадансированного мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописца». Экосез — танец парно-групповой, основная схема — колонна и круги. Расцвет его относится к 1-й трети XIX века; с того же времени жанр использовали в своем творчестве различные композиторы. После 1833 г. экосез исчезает, перерождаясь в шотландскую польку. 

АНГЛЕЗ — общее наименование различных народных танцев английского происхождения, распространенное в XVII—XIX вв. в странах континентальной Европы. По музыке близок контрдансу и экосезу. Преобладают четные размеры (4/4, 6/8), отчетливо акцентированная сильная доля, быстрый темп, объединение танцев в серии («цепи»). 

Примеры: —Инструментальные сюиты И. Фишера, Ф. Филидора, И. С. Баха («Французская сюита» № 3, 4 часть).

КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини), складывалась из 8- или 16-тактовых разделов, соответствующих определенной фигуре танца. Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили. 

Кадриль — танец, распространенный у многих европейских народов и получивший свое название благодаря тому, что группы танцующих образовывали маленькие «четырехугольники», из двух пар каждый (каре). Родина танца — Франция, где он был популярен особенно в эпоху Наполеона. В то время французская кадриль , качество исполнения которой было серьезным испытанием для самолюбия исполнителей, состояла из 5 фигур и была центром внимания и основой каждого бала. Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца. 

Разумеется, на протяжении XVIII—XIX веков, когда кадриль была очень популярна, она претерпела немало изменений. Старинные несколько претенциозные названия фигур (Le Pantallon, Ete, La Poule, La Trenis, La Pastourelle) впоследствии были заменены простыми порядковыми номерами, упростились переходы, некоторые движения постепенно исчезли или были заменены обыкновенными шагами, какими ходят в повседневной жизни. Современники с сожалением писали: «Прежде ее танцевали, а нынче в ней ходят». Некогда столь красивый салонный танец начал мало-помалу утрачивать свойственную ему легкость и изящество и к концу XIX века выходит из моды. 

Существует множество разновидностей кадрили, распространенных в народном быту — русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, американская (получившая название square dance, букв. «квадратный танец»). Русская кадриль, отличающаяся самобытностью, имеет многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и др. Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестера, восьмера, четвера, распространенные на Урале и в северных областях России. 

ГРОСФАТЕР — немецкий народный танец, очень близкий контрдансу и распространенный с XVII века. Как правило, состоял из нескольких контрастных частей: мелодия 1-й части обычно была 3-дольной в небыстром темпе, следом шел быстрый 2-дольный раздел. В целом характер этого парного танца, в котором могли участвовать все присутствующие, был веселый, шутливый. 

ЛЕНДЛЕР — народный парный круговой танец, распространенный в Австрии (особенно в Штирии), Южной Германии (Баварии) и Швейцарии. Слово «лендлер» часто переводят как «деревенский танец» (от нем. Land — сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, скорее всего, оно связано с названием альпийской местности в Австрии — Ландль (Landl). 

Под названием «лендлер» объединялись многие разновидности народных австрийских и немецких танцев, известных по хореографическим описаниям с XVI века. Они отличались друг от друга танцевальным рисунком и инструментальным сопровождением (две скрипки, две скрипки и бас, духовой ансамбль), а также имели различные названия. Например, одна из разновидностей лендлера (Oberlandaer) характеризуется переменным размером (2/4 — 3/4). 

В целом же для музыкального сопровождения этого танца типичен музыкальный размер 3/4 или 3/8, умеренный темп, простая песенная мелодия, форма — простая 2-частная репризная (два 8-тактных периода с повторением каждого), аккомпанемент — бас (на первую долю) и два аккорда (на 2-ю и 3-ю доли). 

В XVII—XVIII веках лендлер — хороводный танец, исполнявшийся на открытом воздухе. Для него были типичны широкие и свободные движения: скользящий шаг и повороты, вращение партнерши, притопывания партнера, одновременное кружение обоих партнеров в разных направлениях. Интересно, что долгое время подобные танцы подвергались гонению со стороны церкви и представителей власти, близость танцующих и соединение рук в лендлере объявлялись безнравственными. В некоторых областях Германии вращательные танцы разрешались только на свадьбах, причем под наблюдением представителей власти, которые могли остановить танец и прекратить веселье. Мужчину, «самовольно» кружившего девушку, ожидал штраф, а то и тюремное заключение. 

Тем не менее, в народной среде лендлер не теряет своей популярности и постепенно проникает в бальные залы, становясь более изящным и оживленным по характеру. Такой более поздний вид лендлера является предшественником вальса. 

В профессиональной музыке 1-е образцы жанра можно встретить уже в XVII веке. Например, в рукописях балетов главного сочинителя музыки при венском дворе и превосходного скрипача И. Г. Шмельцера под нейтральным заглавием инструментальных арий. С явно выраженным лендлером мы встречаемся уже в опере Мартини-й-Солера «Cosa rara» известной также как «Лилла, или красота и добродетель»), впервые поставленной в Вене в 1786 году. В том же характере написаны крестьянский танец в «Дон Жуане» Моцарта и значительно более поздний «мужицкий» танец в опере Вебера «Вольный стрелок». Однако, ритмы и мелодии лендлера постепенно проникают не только в театральную, но и в так называемую «чистую» инструментальную музыку. 

Во 2-й половине XVIII века благодаря композиторам венской классической школы, в произведениях которых лендлер фигурирует под названием «немецкий танец», он приобретает европейскую известность. Кроме того, у Гайдна и Моцарта все более народный, лендлерообразный характер приобретает 3 часть (менуэт) симфонических циклов. 

Широко представлен лендлер и в творчестве Шуберта (часто под тем же названием, что и у венских классиков — «немецкий танец»). Для его лендлеров характерны распевы по звукам аккордов, что связано, очевидно, с практикой пения при исполнении некоторых разновидностей. В сериях шубертовских танцев наметился переход от энергичного, бодрого лендлера с акцентированием сильной доли в басу к более лиричному, плавному, гибкому по мелодическому рисунку вальсу XIX века.

Информация о работе Хореографические жанры XVII-XVIII вв