Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 07:03, курсовая работа
Объектом исследования является состояние хореографического искусства в эпоху XVII-XVIII вв.
Предметом исследования – хореографические жанры XVII-XVIII вв.
Целью исследования является описанеи основных танцевальных жанров в XVII-XVIII вв.
Гипотеза- выявление и систематизация хореографических жанров XVII-XVIII вв. поможет разнообразить и расширить кругозор в данной области, как для общих знаний, так и для постановочной деятельности.
Введение
Танец всегда занимал огромное пространство в жизни и повседневной культуре человечества. Ведь предпосылками его возникновения были элементарные потребности человека в труде, игре, охоте.
Стиль танцев в определённые культурные эпохи зависел не только от развития человечества, но и от развития других видов искусства. Так как, например, танец эпохи классицизма можно смело сравнить с архитектурой этого периода. Движения и пластика, танцующих также как и линии зданий чёткие и грациозные.
Возникновение новых видов танцев не зависит лишь от развития культуры в целом. Многие танцевальные направления появлялись вследствие синтеза уже известных танцев, или вследствие преемственности некоторых черт этого искусства у других культур.
Актуальность выбранной темы мы видим в том что, в современном обществе стремительно меняется уклад нашей жизни, и все чаще общество забывает свою историю, историю культуры. Так же материал по теме исследования ограничен, характерно это труднодоступностью источников и их не содержательностью. Что сужает творческие рамки хореографа постановщика.
Объектом исследования является состояние хореографического искусства в эпоху XVII-XVIII вв.
Предметом исследования – хореографические жанры XVII-XVIII вв.
Целью исследования является описанеи основных танцевальных жанров в XVII-XVIII вв.
Гипотеза- выявление и систематизация хореографических жанров XVII-XVIII вв. поможет разнообразить и расширить кругозор в данной области, как для общих знаний, так и для постановочной деятельности.
Задачи исследования:
1. изучить историю танца в период XVII-XVIII вв.
2. выявить основные хореографические жанры эпохи XVII-XVIII вв.
3. составить краткое описание историко-бытовых танцев XVII-XVIII вв.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ методической, научной литературы, и Интернет источников по теме исследования
Практическая значимость.
В результате работы изученная и предоставленная
информация может являться основой для
дальнейшего использования в исследовательской
деятельности по данной теме, так же
ее могут использовать в деятельности
педагоги, хореографы, студенты, что позволит
обогатить и разнообразить учебный материал,
так же расширит кругозор в данной области,
как для общих знаний, так и для постановочной
деятельности.
Глава I. Теоретический анализ развития
хореографии в XVII-XVIII вв
1.1. Общие тенденции развития хореографического искусства
XVII—XVIII
века — это время, когда основополагающую
роль в развитии танца и
танцевальных жанров начинает
играть Франция — мощное
Необходимо
отметить, что для великосветского французского
общества танец становится одним из главных
развлечений: балы с их пышностью и роскошью
— излюбленная забава знати, включая самого
короля. Но все же функции танца гораздо
шире простого развлечения: это и средство
общения, и способ решения самых разных
(вплоть до государственных) вопросов;
танец проникает даже в музыку церковного
обряда. Недаром немецкий композитор Маттезон,
не потревожив религиозных чувств окружающих,
смог создать из мелодий ряда хоралов
сюиту, содержащую менуэт, гавот, сарабанду,
бурре и полонез. Танцевальными ритмами
насыщается и песня придворного быта,
нередко носившая во Франции наименование
«chanson a danser». Красноречивым свидетельством
отношения французов к танцу и танцевальной
музыке может служить дошедшее до нас
высказывание одного из современников,
который, согласно его собственной формулировке,
любил «заснуть под звуки аллеманды и
проснуться под звуки жиги».
Подобная
атмосфера светского быта создает благоприятную
почву
для развития во Франции не только бытового танца и его многочисленных форм и жанров, но и танца сценического. Это отразилось, прежде всего, в становлении и дальнейшем развитии классического балетного спектакля, зародившегося еще в искусстве Италии конца XVI века. Являясь сначала по сути простым дивертисментом, в котором музыка, слово и танец еще находятся в синтетическом единстве, а хореография преобладает над драматическим содержанием, придворный балет постепенно наполняется большей смысловой значимостью и в XVIII столетии превращается в цельный спектакль с развитой драматургией, воплощенной средствами пантомимы и танца.
Примечательно, что танцевальные жанры, распространенные в быту и использующиеся в сценических произведениях, по своей хореографии и музыкальному сопровождению мало чем отличались друг от друга. В театральных представлениях исполняют те же танцы, что и на балах, вне зависимости от сюжета спектакля, его внутренней драматургии. В 1-й половине XVII века во Франции, главным образом в Париже, все еще продолжают танцевать итальянские танцы — павану, гальярду и др. Кроме того, входят в моду и затем становятся известными по всей Европе французские разновидности некоторых итальянских танцев (например, куранта, вольта). Многие простонародные танцы, ранее считавшиеся непристойными или чрезвычайно грубыми, получают распространение и в высшем свете, но кардинально преображаются в соответствии со вкусами знати.
В то же время из французских провинций в Париж проникают различные народные бранли, которые и становятся источником новых придворных танцев (менуэт, бурре, гавот и др.). Естественно, что все фольклорные, жизненно-реалистические элементы из них исключаются, остается лишь схема галантной, эротически окрашенной игры. Таким образом, помимо танцев торжественных выходов и шествий, с одной стороны, и танцев более оживленного характера, еще более или менее связанных с традициями крестьянской пляски, появляются танцы соразмеренного, симметричного и искусно стилизованного движения.
К концу
XVII века многие массовые танцы, распространенные
ранее (павана, гальярда, вольта и др.),
постепенно забываются. Популярность
получают такие как аллеманда, бурре, жига,
куранта, лур, менуэт, паспье, ригодон,
сарабанда, форлана и др. В большинстве
из них происходит отказ от демократического
принципа хороводного движения. Теперь
пары танцующих образуют колонну; их места
строго регламентированы в зависимости
от сословно-иерархических взаимоотношений
участников.
В начале XVIII
века главенствуют парные танцы: бурре,
паспье, ригодон, гавот и менуэт, движения
и музыка которых отличаются стремлением
к строгой красоте форм, ясности, элегантности
и изысканности выражения. Но к середине
столетия, несмотря на присущую придворным
балам роскошь и пышность, на смену танцам
с их сложным этикетом приходят танцевальные
формы, близкие и доступные широким общественным
кругам. Парные танцы уступают место массовым,
в первую очередь полонезу и контрдансу.
Распространению контрданса и его многочисленных
разновидностей немало способствуют новые
нормы общественного поведения, которые
отменяют построение пар согласно придворному
церемониалу изакрепляют некоторую свободу
и непосредственность в исполнении танца.
Большую роль в развитии бытовых танцевальных жанров сыграла Великая французская революция (1789 — 1794), во время которой танец, песня и музыка становятся непременным атрибутом многочисленных народных празднеств. Зачастую танцы на улицах и площадях приобретают хороводный, поистине массовый характер; не случайно возрождается такой старинный жанр как фарандола.
В это же время среди третьего сословия входят в моду парные танцы, предполагающие близкий контакт партнеров. Самым популярным танцем такого рода становится вальс, ведущий свое происхождение от простонародных австро-немецких дойче и лендлера. В конце XVIII века вальс только начинает свое триумфальное шествие. Считающийся поначалу непристойным, он подвергается гонениям, запретам, что лишь способствует его повсеместному распространению.
Важное место танец и его многообразные жанровые разновидности занимают в творчестве композиторов XVII—XVIII веков. Пожалуй, все авторы этой эпохи (от Люлли до Моцарта и Бетховена) уделяют пристальное внимание популярным в быту танцам. Создавая произведения непосредственно для исполнения в бальных залах (зачастую простые и незамысловатые), они в то же время насыщают танцевальными ритмами нетанцевальную вокальную и инструментальную музыку. Ритмические и мелодические обороты многих танцев проникают в многочисленные органные, оркестровые, инструментальные сочинения композиторов эпохи барокко (Бах, Гендель, Телеман), в их ораториальное творчество. Танец является жанровой основой сочинений французских клавесинистов (Шамбоньера, Куперена, Рамо и др.) и английских вёрджиналистов (Бёрд, Булл, Гиббонс и др). Интонациями и ритмами танца пронизано и творчество композиторов венской классической школы; особенно ярко организующая роль танца и ритма проявляется в крупных инструментальных формах венских классиков, прежде всего в симфонии.
Таким образом, традиция опосредованного претворения танцевальных жанров в инструментальной музыке, зародившаяся еще в эпоху Возрождения, в XVII—XVIII веках получает дальнейшее развитие. Метрическая основа все более усложняется мелодическими украшениями, фигурациями, гармоническим колоритом, в результате чего танцевальные пьесы многих композиторов окончательно теряют связь со своим бытовым первоисточником. В них происходит не формальное отражение характера танцевального движения, а его идеализация и создание на этой основе глубоких идейно-эмоциональных образов.
Но несмотря на кажущуюся простоту музыкального языка бытовых танцев и сложность, насыщенность их высокохудожественных образцов, в целом танцевальной музыке XVII—XVIII веков свойственны ясность и отчетливость структуры, периодическая расчлененность мелодических фраз, регулярные метрические акценты, черты еще большей четкости и определенности. Продолжается процесс развития певучей мелодики широкого дыхания, проявившийся еще в эпоху Возрождения. В результате можно говорить о том, что основные качества танцевальной музыки к концу XVIII века окончательно кристаллизуются.
1.2 Описание историко-бытовых танцев эпохи XVII-XVIII вв
АЛЛЕМАНДА (франц. allemande — немецкий) — старинный танец в умеренном темпе и четном размере (чаще всего 4/4), с плавной, закругленной мелодикой. Принадлежит к парным массовым (хороводным) «низким» (беспрыжковым) танцам.
Время возникновения точно не установлено. Как бытовой и придворный танец появилась в Англии, Франции и Нидерландах в XVI веке; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в других европейских странах.
Происходит от фанфарообразной трубной музыки — Интрада (Entree, Intrada), исполнявшейся при вступлении сюзеренов в город или замок. Со временем интрады сменились в закрытых помещениях паваной — торжественным, придворным танцем, выходом сеньоров, с которого начиналось любое придворное празднество. С развитием собраний, носивших более общественно-городской характер, павана стала приобретать более непринужденный характер, ее темп ускорился, и она трансформировалась в аллеманду.
Аллеманда была известна уже во времена Франциска I (1515 — 1547) и продержалась в этикете до начала XVIII века. Открывая придворные празднества при дворах владетельных сеньоров, она, как и павана, сопровождалась взаимными приветствиями и короткими репликами. Нередко соединялась с более быстрым 3-дольным танцем (куранта и др.).
В XVII веке вошла в сольную (лютневую, клавирную) и оркестровую сюиту в качестве обязательной 1-й части. Утратив песенно-танцевальные черты, она стала торжественной вступительной пьесой в медленном темпе, часто с затактом и полифонизированным складом. В 30-е годы XVIII века
вышла из употребления.
Во второй
половине XVIII века название «аллеманда»
стало применяться к новому немецкому
3-дольному танцу в подвижном темпе, более
известному как дойче или тедеска .
КУРАНТА (франц. courante, итал. corrente — бегущая) — старинный придворный танец итальянского происхождения, распространенный в XVI— XVII вв.
Различаются куранта итальянского и французского типов. Отличительными чертами итальянского вида являются быстрый темп, постоянный размер 3/4 или 3/8, моторность, периодичность, гомофонный склад, простота гармонической и ритмической структуры. Французский вид характеризует умеренный темп, размер 3/2 или 6/4, более сложные ритмические соотношения и относительно развитая полифоническая фактура (движения плавные и торжественные).
Начало распространения во Франции этого сольного фигурного танца восходит к середине XVI века, но наибольшей популярности он достигает во 2-й половине XVII века при дворе Людовика XIV. По свидетельству Т. Арбо куранта исполнялась еще в 1530 как танцевальная игра; подобные куранты содержатся и в сборнике Ф. Филидора (1690).
Есть несколько версий относительно происхождения названия танца. Один из историков хореографии сравнивал движения куранты с движениями пловца, который плавно погружается в воду и затем появляется снова. Другой считал, что название произошло оттого, что кавалер делал волнообразное движение коленями, и завороты сапог, образующиеся на коленях, волнообразно колыхались.