Готика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:21, реферат

Краткое описание

Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века.

Файлы: 1 файл

Реферат по истории и теории дизайна.Марченко Е. 2-ПЗ-2,2011 г..doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Неоготика

Неоготика (англ. Gothic Revival — «возрождение готики») — художественный стиль XVIII и XIX вв., заимствующий формы и традиции готики. Неоготика зародилась в Великобритании, но получила распространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке.

Иногда элементы неоготики самым причудливым  образом переплетались с новейшими  для того времени технологиями, например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самый выдающийся образец неоготики — здание Британского парламента в Лондоне. В США следует отметить неоготический собор Святого Патрика в Нью-Йорке.

Интерьеры

Стиль готики в дизайне интерьера, постепенно потерял ярко выраженную национальную специфику, приобретя единые стилевые черты. Основными чертами дизайна интерьера в готическом стиле можно назвать стремление вверх, заостренность, легкость, экспрессивность.

Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами готического стиля становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.

Типичные мебельные изделия готического стиля интерьера - высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами - так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имеет глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой служат две торцовые опоры. Кровать, если она не встроена в стену, имеет балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы - дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

В строительстве  и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево - дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник. В декоре используется плиточная мозаика, майолика. Сундуки обтягивают кожей, используется богатая металлическая фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина расписывается и покрывается позолотой.

Цветные витражи  в виде стрельчатых арок - одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза - все это и создает неповторимое лицо стиля готики.

В орнаментальных зонах витража доминируют красный  и синий тона, в сюжетных –  белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

Готические розы, красочные витражи, раскрашенная скульптура - все это говорит об особой роли цвета в готическом стиле. В дизайне интерьеров готического стиля используются насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей используются пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые и зеленые оттенки.

Эпоха готики - это  время расцвета книжной миниатюры  и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств. В готическом стиле наблюдается расцвет цехового ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах - всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

Воспроизвести в чистом виде готический стиль в современном помещении достаточно проблематично, но элементы этого стиля активно используются как в дизайне интерьеров загородных домов, так и в дизайне интерьеров квартир. Стрельчатые витражные окна, кованые винтовые лестницы - все это великолепно гармонирует с декоративным оформлением из искусственного камня. Для отделки цокольной части стен и каминной зоны используют образцы, имитирующие гладкий булыжник, выразительный дикий камень, шероховатый известняк. Необходимый «замковый» эффект создают также обрамленные искусственным камнем дверные порталы и оконные проемы. Интересное впечатление возникает в результате использования контрастных цветов и фактур. Распространен прием обманки, когда часть стены с «утратами» обнажает «древнюю» каменную кладку. Особую стилистическую заданность интерьеру придает использование витражей в традиционной для готике цветовой гамме, причем витражи можно использовать как в окнах, так и на глухих стенах с внутренней подсветкой. В центре интерьера в соответствие с дизайном в готическом силе хорошо расположить богато оформленный камин или кафельную печь с устремленными вверх архитектурными деталями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература:

На  русском:

  • Искусство Средних веков. Искусство готики — электронный альбом на CD, электронное издательство «Директмедиа», М., 2008
  • Муратова К.М., Мастера французской готики 12-13 вв, М,."Искусство", 1988
  • Всеобщая история искусств, Т.2, М., "Искусство", 1960
  • Каптерева Т.П., Искусство Испании, М., "Изобразительное искусство", 1989
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002, ISBN 5-224-03922-3
  • Мерцалова М. Костюм разных времён и народов. Т.1 — М.: Академия моды, 1993, С. С. 179—222, ISBN 5-900136-02-7

На  немецком:

  • Suckale, R. / Weniger, M.: Malerei der Gotik. Taschens Epochen und Stile. Taschen, 1999.
  • Jantzen, H.: Die Gotik des Abendlandes. Idee und Wandel. DuMont, 1997.
  • Kurt Gerstenberg: Deutsche Sondergotik, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1969
  • Dieter Kimpel, Robert Suckale: Die gotische Architektur in Frankreich : 1130 − 1270, München 1985.
  • Werner Müller: Grundlagen gotischer Bautechnik, München 1990.
  • Jantzen, H.: Kunst der Gotik. Klassische Kathedralen Frankreichs — Chartres, Reims, Amiens. Reimer, 1987.
  • Erlande-Brandenburg, A.: Triumph der Gotik: 1260—1380. (Universum der Kunst, Bd. 34). Beck, 1988.
  • Duby, G.: Die Zeit der Kathedralen. Kunst und Gesellschaft 980—1420. Suhrkamp, 1992.
  • Uwe A. Oster: Die großen Kathedralen. Gotische Baukunst in Europa, Darmstadt 2003.

На  английском:

  • Ulrike Laule, Architecture of the Middle Ages. 2004. Feierabend, ISBN 3-89985-053-X
 
 
 
 
 
 

Ссылки:

  • Одежда периода Бургундских мод
  • 82 страницы о Готике с иллюстрациями и пояснениями из книги Александра Спельца «Орнаменты стиля»
  • История мебели и интерьера — Готический стиль
  • Шедевры архитектуры и скульптуры готики
  • Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись
  • GOTHICmed A Virtual Museum of Mediterranean Gothic Architecture
  • Искусство готики

Информация о работе Готика