Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа
Цель и задачи. Цель, которая преследовалась при написании данной работы, опираясь на большой фактический материал раскрыть тему «Глиняные рельефы Дагестана».
Задачами при написании курсовой работы являются изучение монументального искусства Дагестана и исследование видов архитектурного декора в Дагестане.
Введение
Раздел I. Общая характеристика и описание памятников
Раздел II. Особенности орнаментики глиняных рельефов Дагестана
Заключение
Список использованной литературы
Рогообразные фигуры в качестве орнаментального мотива имеют широкое применение не только в глиняной орнаментике, но и во многих отраслях декоративного искусства Дагестана, в орнаментике памятников средневекового периода и XX в., например на базах опорных столбов средневековой мечети селения Хив и на войлочных коврах — «арбабашах». В петрографике встречаются одинарные и спаренные рогообразные фигуры. Этот мотив имеется в орнаментике Северного Кавказа и Средней Азии. В Дагестане и на Северном Кавказе он встречается в виде композиции круга, соединенного с «рогатым» элементом. А. Миллер считает его позднейшим вкладом кочевников-тюрков в орнаментику Северного Кавказа.
Вместе с тем отметим, что рогообразный мотив встречается в орнаменте, украшающем горлышки глиняных сосудов, найденных на территории Дагестана и датируемых эпохой бронзы. Прообразом «рогатого» элемента мы считаем также отдельные изображения рогов (передача части вместо целого), встречающиеся в комплексе наскальных рисунков, нанесенных красной краской, из центрального нагорного Дагестана.
Как уже отмечалось, в глиняной орнаментике не встречается геометрический узор, нанесенный треугольно-выемчатой техникой и очень распространенный в резном камне южного Дагестана (Табасаран). Но всевозможные геометрические фигуры — ромбы, квадраты, многоугольники, круги, треугольники и особенно мотив в виде ломаной линии, образующей ряд треугольников или треугольных участков, достаточно часто применяются в лепной глиняной орнаментике Дагестана. Все эти мотивы мы относим ко второй группе, т. е. к группе геометрического стиля.
Сравнительное изучение дагестанского орнамента геометрического стиля и семантики его основных структурных элементов заставляет еще раз обратиться к местному древнейшему повествовательному орнаменту, т. е. к петрографике Дагестана.
Можно выделить несколько основных фигур, образующих структуру геометрического орнамента. Таковыми являются квадрат, крестообразно пересеченный линиями; круг с расходящимися из центра линиями и уступчатая ломаная линия. Из этих фигур путем эволюции сложился современный дагестанский геометрический орнамент, применяемый в резном камне. Возьмем к примеру, квадрат, простейший и древнейший элемент, образующий основную структуру геометрического орнамента. Гидатлинский материал показывает, что квадрат часто заменяет фигуру креста, что фигура квадрата часто изображается вместо звезды в эмблеме «полумесяц и звезда». А насколько часто в этой эмблеме звезда заменяется крестом, мы уже видели. Легко доказать также, что многоугольник или ломаная линия, входящие во вторую группу фигур, имеют свои прообразы именно в петрографике в изображениях розетки или ломаной линии, которые так часто являются обязательными атрибутами в сюжетных композициях, изображениях различных сцен.
Есть целый ряд мотивов в глиняной орнаментике каминов и лепных рельефах Дагестана, иконографию которых невозможно осветить ни путем поисков их прообразов в древнейшем комплексе наскальных рисунков, ни путем сравнения с орнаментальными мотивами петрографики Дагестана. Таковыми являются шишечки или длинный ряд шишечек с отверстием в центре, большие круглые плоские шишки, парные и одинарные круги, листообразные фигуры и ряды из таких фигур, каплевидные фигуры, данные отдельно и в веерообразном сочетании, растительные мотивы и деревообразные фигуры. Эти элементы мы объединяем в третьей группе.
Пластическая трактовка этих орнаментальных форм ясно обнаруживает влияние специфических особенностей техники нанесения рельефов из глины или стука. Именно в материале мягкой структуры могли получить первоначальное развитие мотивы третьей группы. Многие из этих мотивов получили впоследствии развитие и в каменной пластике, и в резном дереве. В этом направлении уже был приведен ряд аналогий из комплекса резных камней и резного дерева средневекового периода. Сейчас необходимо еще раз обратиться к средневековым памятникам для выяснения происхождения орнаментальных мотивов, включенных в третью группу.
Линия из ряда шишечек с отверстием в центре встречается в глиняной орнаментике в качестве обрамления. Она обрамляет весь орнамент камина является обязательным украшением аркообразного отверстия маленького очажка, помещенного внутри ниши камина у жителей селения Чирах (Агульский район). Это, несомненно, традиционно сохранившийся старинный прием. Основная поверхность передней стенки украшается разнообразно. Описанный мотив имеет близкое родство с рассмотренным в стуковой орнаментике мотивом в виде линии из пуговицевидных выступов с отверстиями в центрах. Таким образом, данный мотив мог бытовать в глиняной орнаментике и во всем декоративном искусстве Дагестана, начиная со средневекового периода. Шишечки с отверстиями или ямочками в центре или без них часто встречаются и отдельными фигурами, значительно увеличенными в диаметре.
В глиняной орнаментике часто встречаются каплеобразные фигуры, по своей форме и изгибу весьма близкие к тем, которые мы находим в стуковой орнаментике. В первом и во втором случаях они помещаются внутри силуэта растительных форм, чтобы придать последним известную легкость. Каплевидные углубления наносятся здесь путем выемки глины по контуру (в растительных формах, нанесенных в низком плоскостном рельефе) или путем подъема линии в высоком рельефе, когда линия, рисующая контур, поднимается полувалом над плоскостью фона. Каплевидные фигуры в глиняной орнаментике наносятся очень редко, но они встречаются во всех растительных мотивах средневековых памятников Дагестана. Изучение всего комплекса средневековых памятников позволяет предполагать, что появление каплевидных фигур в орнаментальном искусстве было стимулировано специфичными свойствами материала — стука. Здесь получили наибольшее применение всевозможные штампы для тиснения разнообразных фигур.
В лепной орнаментике Дагестана часто встречаются каплевидные фигуры как прямые, так и сильно вытянутые. Такие фигуры образуют веерообразный пучок, которым часто украшаются лепные полочки, выступающие полуконусом над плоскостью стены. Такие пучки создаются не только из вогнутых, но и из выпуклых каплеобразных фигур14.
Мотив в виде пучка из вытянутых каплеообразных фигур, расходящихся веером из одной точки, встречается также в стуковой орнаментике Дагестана. Вполне возможно, что и этот мотив был заимствован создателями глиняной орнаментики из резного стука.
Появление его было стимулировано также техникой нанесения рельефов и мягкой консистенцией материала — стука.
Растительный мотив встречается в орнаментике - петрографики в зрелой форме, т. е. в виде волнистой линии, снабженной листьями-полупальметками. Этот мотив почти не отличается от «византийской ветки», встречающейся в орнаментике средневековых памятников стран Запада и Востока.
Такую же трактовку данного мотива находим и в средневековых памятниках Дагестана. Она встречается в каменных рельефах XII—XIII вв. из селений Кубачи, Хунзах и других, в орнаментике средневековых бронзовых котлов, в резном стуке.
В лепной глиняной орнаментике бытует два вида техники нанесения растительного мотива. Во-первых, низкий рельеф, дающий изображение фигур путем поднятия всего силуэта (на 2 — 3 см над фоном)15. Во-вторых, линия, выступающая в виде полувалика над плоскостью фона (до 5 см) и рисующая внешние и внутренние контуры (имеются в виду контуры фигур каплевидных или круглых, помещенных внутри силуэта основной растительной формы.
В глиняной орнаментике часто встречается мотив в виде линии из ряда листовидных фигур, а также отдельные изображения таких фигур и сложные композиции из них.
Обращаясь к происхождению такого мотива, нельзя не сказать о пряжках и головных украшениях из бронзы, найденных в высокогорном Дагестане и датируемых VII—XIII вв.
Упомянутый ряд пиковидных фигур часто встречается и в резном камне Дагестана XIX—XX вв.
Мотив «дерева жизни» в петрографике редок. Крайне сложную трактовку этого мотива мы обнаруживаем в кубачинском «тутта» (дерево)16. В том виде, какой «дерево жизни» приобретает в глиняных рельефах, этот мотив встречается редко и в орнаментике других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Видимо, и здесь причинами являются те же специфичные свойства материала и техники нанесения рельефов из глины.
Итак, значительная часть мотивов и форм современной глиняной орнаментики была заимствована из средневекового дагестанского орнаментального искусства, особенно из резного стука.
Начиная со средневекового периода, бытует в глиняной орнаментике и шестиконечная звезда. Среди изучаемых памятников встречаются и мотивы, которые внедрились в глиняную орнаментику значительно позже, например эмблема «звезды и полумесяца», части изображаемых отдельно, а также изображения предметов домашнего обихода: лампы; домашней птицы; слова из арабских букв. Такого рода фигуры мы объединяем в четвертой группе, несмотря на архаичную трактовку и решение художественного образа. Мотивы четвертой группы мало стилизованы и поэтому недостаточно связываются с остальными формами орнаментального ансамбля, в который они входят.
В четвертую группу мы включаем и орнаментальные мотивы каминов, созданных в последнее время. В небогатой орнаментике таких каминов наряду с формами древнейшего орнаментального искусства встречается эмблема «серп и молот». Эти фигуры часто даются и отдельными изображениями. Применяются надписи из русских или арабских цифр.
Таким образом, основные орнаментальные формы и мотивы, составляющие современную ткань глиняной орнаментики Дагестана, по происхождению делятся на несколько групп. Часть из них уходит своими корнями ко временам неолита и эпохи бронзы, другая часть — к временам средневековья, третья — к совершенно иной эпохе. Многие из этих элементов порождены спецификой самой техники нанесения глиняных рельефов и влиянием своеобразных форм, характерных для других отраслей декоративного искусства Дагестана.
Определить место дагестанских глиняных рельефов в общей массе аналогичных памятников всего Северного Кавказа — задача почти неразрешимая без непосредственного изучения фактического материала. Такой материал в опубликованной литературе отсутствует. За пределами Кавказа орнамент, аналогичный нашему, встречается в искусстве лепных глиняных рельефов народов Средней Азии. Сравнительное изучение фактического материала обнаруживает ярко выраженный ковровый характер среднеазиатской глиняной орнаментики, покрывающей орнаментируемую поверхность плотным узором — без использования фона. Эта основная стилистическая черта отличает дагестанские глиняные рельефы от среднеазиатских.
Заключение
Изобразительное искусство народов Дагестана самостоятельно развивалось с древнейших времен, создавая своеобразную художественную культуру. Архитектурная декорация построек Дагестана в феодальную эпоху отличается большим разнообразием. Орнаментика резного стука в своем развитии переплеталась с развивающимся искусством резьбы по камню, дереву и с глиняной орнаментикой.
Художественное совершенство дагестанского искусства лепных рельефов и резьбы по стуку имеет очень много общих черт с остальными видами архитектурного декора средневекового Дагестана, представляя собой высший этап развитии монументально-декоративного и вообще всего декоративного искусства Дагестана.
В IX—X вв. в Дагестане достигла значительного развития архитектура. При этом огромная масса хорошо обожженного кирпича (квадратной формы), из которого были сложены стены и подпружные арки Калакорейшской мечети, разумеется, не могла быть доставлена издалека, а вырабатывалась здесь же, в Кайтаге. И стуковые рельефы также изготовлены из дагестанского алебастра Форма подпружной арки (мечеть Калакорейша), сложенной из кирпича, и другие формы архитектурных деталей и декора, возникшие в Дагестане средневекового периода, оказали влияние на дальнейшее развитие всего дагестанского монументального и монументально-декоративного искусства. Значение монументально-декоративного искусства в истории культуры и искусства народов Дагестана огромно, и не совсем не правы некоторые ученые, признающие приоритет произведений прикладного искусства для определения характера художественной культуры средневекового Дагестана и ее дальнейшей эволюции.
Памятники искусства резьбы по стуку приобретают большое значение, во-первых, потому, что это искусство само по себе оказало серьезное влияние на развитие орнаментального искусства, форм архитектурного декора, всего монументально-декоративного искусства Дагестана. Во-вторых, обнаружение и изучение памятников искусства лепных рельефов и резьбы по стуку, т. е. неизвестных науке форм архитектурного декора средневекового Дагестана, дополняет наши знания о происхождении монументально-декоративного искусства и по истории народов Дагестана; дает возможность перейти от первой стадии — собирания и публикации собранного материала — ко второй, т.е. к систематическому изучению искусства Дагестана в историческом аспекте.
Анализ художественных традиций, выяснение художественного процесса, знакомство с приемами и техникой изготовления стуковых и глиняных рельефов дают возможность поставить вопрос о критическом освоении богатейшего наследия художественной культуры Дагестана, о реализации прогрессивных традиций и возможностей их применения в монументальных сооружениях. Современный орнамент должен создаваться на основе синтеза и органической переработки всего ценного, что создано народами Дагестана в области монументально-декоративного искусства, в соответствии с возросшими эстетическими запросами нашей эпохи. Умелое новаторское освоение прогрессивных традиций народного искусства дагестанцев обогатит искусство не только Дагестана, но и всего многонационального Советского Союза.
В настоящее время имеются все необходимые условия для создания богатого орнаментального декора с использованием неисчерпаемых возможностей монументально-декоративного искусства Дагестана прошлых веков. Такой декор может быть с большим успехом применен в украшении интерьеров и фасадов современных и будущих архитектурных сооружений. Ярким примером этого является широкое применение резного ганча в современных архитектурных сооружениях Средней Азии. Декоративное искусство, несомненно, имеет большое будущее.