Глиняные рельефы Дагестана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи. Цель, которая преследовалась при написании данной работы, опираясь на большой фактический материал раскрыть тему «Глиняные рельефы Дагестана».
Задачами при написании курсовой работы являются изучение монументального искусства Дагестана и исследование видов архитектурного декора в Дагестане.

Оглавление

Введение
Раздел I. Общая характеристика и описание памятников
Раздел II. Особенности орнаментики глиняных рельефов Дагестана
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсова Глиняные рельефы даг.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Глина, предназначенная для лепки, должна быть более высокого качества, чем та, которая применяется для передней стенки камина; ее смешивают с навозом. Мастера говорят, что в навозе содержится и достаточно мелкодробленой соломы, поэтому глина лучше связывается. Иногда в такую глину добавляют молоко и даже яичные белки. От этого она становится особенно прочной.

Для определения пути развития композиционных форм, художественного образа и иконографии мы классифицировали весь наш материал на основе художественных признаков. Таким образом, весь, материал условно разделился на четыре группы. Многие памятники из разных групп имеют одну и ту же датировку. Но каждый из них, будучи весьма выразительным в художественном отношении, либо более совершенен, либо более архаичен по трактовке композиционных форм. Поэтому каждая из этих групп сможет в определенной мере представить разные этапы в развитии рассматриваемого нами вида искусства.

На первом этапе общие пропорции орнаментируемой поверхности камина в отношении длины и ширины имеют приземистый характер. Отношение ширины к высоте приблизительно равно 1 : 1,88. Здесь художественная форма имеет свои характерные особенности.

Создатель орнамента мог извлекать из памяти простые орнаментальные мотивы и схемы. Какой-нибудь простой мотив он увеличивал до определенных размеров и заполнял им всю украшаемую поверхность. Во всех случаях мастер стремился охватить глазом всю орнаментируемую поверхность и наделить ее цельным узором. Рисунок фигуры и ритм узора он, конечно, совершенствовал в процессе создания орнамента на самом камине.

Таков орнамент углового камина. Орнамент его передней стенки представляет собой одну простую и цельную фигуру. Такие фигуры часто украшают стены интерьера и камины в домах высокогорного Дагестана. В дальнейшем такого рода фигуры усложняются, сохраняя в форме свои основные пропорции без изменения. Во всех приведенных в качестве примеров памятниках орнамент нанесен высоким рельефом. По своему художественному облику он часто монументален и создает приятное впечатление своей цельностью, сдержанностью, стройностью силуэта, высоким сочным рельефом и свежестью.

Наиболее часто встречается в этой группе мотив, напоминающий дерево с несколькими симметрично расходящимися отростками. Это простейшая по рисунку фигура никогда не выходила из состава основных орнаментальных компонентов. Она лишь усложнялась в своей форме.

В самом начале своего зарождения этот мотив, видимо, трактовался, возможно, проще. Мастер хотел создать над отверстием камина узор, обладающий определенным ритмом и соразмерными деталями. При этом он не стремился к сложным фигурам. Достаточно было придать данной фигуре соответствующие пропорции и поместить ее над очагом, чтобы она могла доставить радость человеческому глазу. В строении орнамента здесь совершенно отсутствует сухость, присущая некоторым произведениям опытных мастеров. Видимо, в этом простом, непосредственном восприятии действительности непрофессионального мастера, создателя рельефов живой и сочной формы, нужно видеть основу художественного образа, а именно: идею любви к жизни, к реальной действительности, идею жизнеутверждения.

Другим архаическим мотивом, часто встречающимся в глиняных рельефах, является розеткообразная фигура. Она обычно изображается с прямыми ветвями, но часто концы ветвей загибаются. Это весьма самобытный, специфический прием трактовки орнаментальных форм, присущий именно дагестанской глиняной орнаментике.

Архаическим мотивом являются также антропоморфные фигуры (дериваты изображения человека) и зооморфные фигуры (дериваты изображения животного). Все они в своей первоначальной трактовке менее стилизованы, чем позднейшие дериваты.

Проблемы орнаментики глиняных рельефов и ее отдельных элементов мы будем рассматривать ниже. Здесь же коснемся только тех вопросов, которые обнаруживают отношение создавшего их художника, действительности.

Как видно из изложенного, эстетическое назначение рассмотренных образов обнаруживается в их первоначальном зарождении. Сочный высокий рельеф, мягкие движения линий, органическая цельность узора, простой ритм — вот к чему стремился мастер-лепщик с первых же своих шагов в лепной глиняной орнаментике.

Второй этап в процессе развития композиционных форм декора камина начинается с появления упомянутой выше полочки. Кроме того, орнаментальный узор теперь заключается в обрамление. Рама из полувалика начинает играть на втором этапе значительную роль. Пропорции еще сохраняют приземистость. Перед мастером стоит задача, заполнить орнаментом ограниченный со всех сторон участок поверхности передней стенки камина. Композиция становится многочастной составляется из нескольких компонентов без видимой связи между ними.

На третьем этапе развития орнаментики камина, прежде всего, изменяются общие пропорции всей композиции. Ширина обрамления значительно меньше его высоты. Даже одночастные, цельные по рисунки композиции усложняются в деталях и вытягиваются по вертикали. Орнамент переползает на поверхность, расположенную выше полочки. Иногда и полочку художник поднимает сравнительно высоко, чтобы украсить всю переднюю стенку камина.

На первом, втором и третьем этапах используются высокий и низкий рельефы.

На четвертом этапе украшение камина приобретает наибольшую нарядность. Пропорции орнаментальной композиции еще более вытягиваются по вертикали. Композиционная схема еще больше усложняется. Известная статичность отдельных элементов, характерная для орнаментики второго и третьего этапов, постепенно исчезает. Орнаментальное начало в общем облике украшения камина начинает превалировать над изобразительным началом. Поверхность над полочкой камина до потолка, которая на третьем этапе редко украшалась рельефами, полностью заполняется орнаментом.

Хотя орнамент покрывает почти всю переднюю стенку камина, все же общая связь между украшениями верхней и нижней частей осуществляется не всегда. Орнамент верхней части камина (от полочки) часто приобретает самостоятельное значение, как орнаментальное панно. Усложняется пластика самих рельефов, появляются бордюры со сложным профилем.

Наиболее совершенным декоративным убором камина теперь считается сложный ковровый узор, конечно, органически цельный. Для решения такой задачи самым пригодным оказывается мотив растительного орнамента. На четвертом этапе он начинает постепенно вытеснять другие орнаментальные разновидности.

В применении растительного орнамента мастер усматривал возможность больше усложнить композиционную схему: преодолеть в композиции известную статичность отдельных элементов, сделать композицию цельной, динамичной.

Четвертый этап дополнительно характеризуется раскраской глиняной орнаментики. Это особенно типично для территории кубачино-даргинского нагорья (Кайтагский район), где камины часто орнаментируются растительными формами, причем применяются водяные краски синего, зеленого, коричневого и черного цветов.

Итак, формирование художественных традиций и образов в лепном украшении каминов в различных районах Дагестана, идет соответственно отдельным этапам общего автохтонного развития дагестанской глиняной орнаментики. Оно развивалось от простых к сложным формам. Сравнительный анализ памятников со всей территории Дагестана может дать представление об отдельных этапах развития искусства лепных рельефов. Менее обобщенное, непосредственное восприятие реальных форм, изобразительное начало и монументальность, характерные для начального этапа, на последнем этапе сменяются более обобщенным восприятием, декоративностью и орнаментальным началом; более изящные формы приходят на место менее изящных.

Аналогичные, но хронологически разновременные этапы можно выделить в развитии художественной формы и орнаментики во всех видах монументально-декоративного искусства, во всех формах архитектурного декора Дагестана9.

В декоративном искусстве Дагестана до позднейших времен сохраняется неповторяемость фигур, асимметричность в орнаментике.

 

 

 

Раздел II. Особенности орнаментики глиняных рельефов  Дагестана

Орнаментальные мотивы в лепной орнаментике по своим формам или стилистическим особенностям делятся на четыре группы.

В первой группе объединяются мотивы архаического типа. Сюда входят встречающиеся в глиняном орнаменте изображения фигур лабиринта розетки и розеткообразные фигуры; изображения креста и крестообразных фигур; фигур с тремя и четырьмя отростками, исходящими из одного центра и с загибающимися концами; парные и непарные спиралевидные фигуры; антропоморфные и зооморфные фигуры; изображения всадника; лошади, оленя, птиц. Иногда встречается мотив в виде двух параллельных вертикальных линий с заключенной между ними ломаной линией. Концы двух вертикальных линий заканчиваются сверху и снизу спиралеобразными фигурами, загибающимися в разные стороны; встречаются также рогообразные фигуры и их комбинации.

Чтобы решить любой вопрос, связанный с происхождением отдельных орнаментальных мотивов из первой группы, невозможно обойти петрографику Дагестана, т.е. комплекс памятников с процарапанными острым предметом рисунками. Как уже отмечалось выше, петрографика, или графическая резьба по камню, является одной из ранних форм народного творчества дагестанцев. Такой стиль характерен сейчас для орнаментального искусства высокогорной зоны Дагестана, которая в прошлом была сравнительно более изолирована.

Петрографику Дагестана можно назвать орнаментом повествовательного стиля, так как здесь очень часто встречаются индивидуальные композиции, изображающие сцены охоты, поединка, боевого похода, вооруженного всадника, человека, животных, птиц, а также отдельных свастикообразных, спиралеобразных, крестообразных, розетковидных фигур, более или менее усложненного лабиринта.

Во многих характерных орнаментальных формах петрографики ученые легко обнаруживают связь с древнейшими наскальными изображениями Дагестана. Именно среди этих памятников древнейшего изобразительного искусства дагестанцев находят аналогии для многих мотивов петрографики, которые когда-то безусловно имели символическое значение.

Памятники петрографики на сегодняшний день встречаются в небольшом количестве в центральном Дагестане, особенно в обществе Гидатль. Здесь петрографика находит применение на стенах архитектурных сооружений, на надгробных плитах, а также внутри жилого помещения.

Обратимся к происхождению отдельных фигур глиняной орнаментики Дагестана, включенных нами в первую группу. Начнем с изображения креста и крестообразных фигур. Концы креста, загибаясь в одну сторону, дают свастическую фигуру. Они часто раздваиваются и развиваются в спиралеобразные фигуры. Крест в глиняном орнаменте часто заменяет изображение звезды в эмблеме «звезды и полумесяца». Многие подобные фигуры в собрании памятников представляют далеко ушедшие от основного образа крестообразные фигуры. Кресты и крестообразные фигуры имеют широкое применение в декоративном искусстве дагестанцев и выступают с древнейших времен, как и у чеченцев, грузин, азербайджанцев, осетин, кабардинцев и др. Примером являются наскальные изображения Дагестана. Крест с древнейших времен имел у дагестанцев магически-апотропейное или символическое значение. Когда этот знак выступил в определенный период с особым смыслом — как христианский символ,— то, видимо, был встречен дагестанцами как старый знакомый апотропей. Простой крест как элемент орнамента выступает в древней культуре почти всех горцев Кавказа, причем этот знак встречается на памятниках Кавказа различных эпох: энеолита, эпохи бронзы и в последующие периоды истории. Он встречается и на памятниках древневосточной культуры в Шумере, Эламе, у хетов, на памятниках критомикенской культуры и этрусских древностей. Изображение креста мы видим и на памятниках древнейших времен, например эпохи неолита. Свастику мы рассматриваем как усложненный вид креста. В дагестанской глиняной орнаментике часто встречаются фигуры с четырьмя, тремя отростками, исходящими из одного центра и с загибающимися концами. Фигура розетки, по-видимому, вступила в изобразительное творчество дагестанцев одновременно с вышеописанным знаком и вначале имела такое же значение в мышлении древнего обитателя Дагестана. Это подтверждают солярные знаки, нанесенные охрой на скалах центральной Аварии, и процарапанные рисунки на скалах равнинного Дагестана. На наших лепных рельефах у розеток концы лучей часто загибаются; вообще розетки в глиняной орнаментике весьма разнообразны.

Спираль, по-видимому, вступила в петрографику одновременно с крестом и солярным знаком (розеткой) и также вначале имела апотропейное значение. В лепных рельефах часто встречаются отдельные изображения двойных спиралей. Еще чаще такие фигуры представляют детали более сложной по композиции фигуры. Спирали найдены среди наскальных рисунков, на сосудах энеолитического периода, эпохи меди и бронзы10.

Фигура лабиринта в глиняном рельефе встречается внутри мечетей в центральном и южном Дагестане. Видимо, в более совершенном виде эта фигура должна иметь большее количество витков, стремящихся в движениях повторять контуры правильных концентрических кругов.

А. С. Башкиров, а вслед за ним и А. Миллер считают вполне возможным допустить, что для всякого рода круглых лабиринтов древнейшей и простейшей формой является простая спираль, которая в сложной трактовке переходит в своеобразную композицию так называемого лабиринта11. Фигуры лабиринта, имеющиеся среди наскальных изображений Дагестана, исследователи датируют эпохой средней бронзы 12.

С этим можно согласиться, но надо добавить, что в Дагестане две фигуры — лабиринт и спираль — сосуществуют одна рядом с другой с древнейших времен.

Широкое применение в глиняной орнаментике и петрографике Дагестана имеет изображение раскрытой кисти руки. Этот образ продолжает бытовать в орнаментике Дагестана благодаря традиционно установившейся функциональной связи его с бытом горца. На этом пути возможны моменты «оживления» старых эмблем путем нового в них смыслового вклада как, возможно, и совпадение в конечных стадиях графического оформления элементов, первоначально связанных с совершенно разными темами. Например, фигуру, изображающую лабиринт, сейчас называют в Дагестане изображением крепости Хайбара («Хайбаркала»), звезда в эмблеме «звезда и полумесяц» отождествляется по значению с крестом языческого извода.

Изображение кисти руки встречается на древнейших памятниках Кавказа, средиземноморского бассейна, древнего Египта, Ирана, Албании. Такое изображение открыто на памятниках палеолита, оно считается древнейшим в изобразительной деятельности человека и связывается с культово-магическими представлениями о руке как основном творческом начале в жизни первобытного человека.

Фигура из двух вертикальных параллельных линий, оканчивающаяся сверху и снизу спиралевидными завитушками, встречается также на древнейших (энеолитических) памятниках — глиняных сосудах найденных в Дагестане13.

Изображения человека, лошади, всадника, оленя и других антропоморфных и зооморфных фигур, встречающиеся в наших памятниках, имеют очень широкое распространение в дагестанской петрографике.

Информация о работе Глиняные рельефы Дагестана