Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа
Цель и задачи. Цель, которая преследовалась при написании данной работы, опираясь на большой фактический материал раскрыть тему «Глиняные рельефы Дагестана».
Задачами при написании курсовой работы являются изучение монументального искусства Дагестана и исследование видов архитектурного декора в Дагестане.
Введение
Раздел I. Общая характеристика и описание памятников
Раздел II. Особенности орнаментики глиняных рельефов Дагестана
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глиняные рельефы Дагестана
Курсовая работа
студентки II курса ОЗО
исторического факультета
Научный руководитель –
Содержание
Введение
Раздел I. Общая характеристика и описание памятников
Раздел II. Особенности орнаментики глиняных рельефов Дагестана
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Одной из главных особенностей художественной культуры Дагестана является большое разнообразие художественных ремесел и видов декоративного искусства.
Памятники, открытые на территории Дагестана, и сведения восточных авторов средневекового периода свидетельствуют о том, что еще в начале II тысячелетия н. э. в Дагестане было сильно развито не только декоративно-прикладное, но и монументально-декоративное искусство.
Цель и задачи. Цель, которая преследовалась при написании данной работы, опираясь на большой фактический материал раскрыть тему «Глиняные рельефы Дагестана».
Задачами при написании курсово
Степень изученности. Данная работа посвящена глиняным рельефам Дагестана. Технические средства и приемы художественного оформления предметов быта, фасадов и интерьеров зданий, имевшие в старину широкое распространение в быту дагестанцев, остаются мало изученными. Причиной этого служило то, что история Дагестана дофеодального и феодального периодов была плохо изучена. Произведения монументального искусства горцев изучались учеными фрагментарно. Совершенно не были известны многие виды архитектурного декора в монументальном искусстве дагестанцев. Не всегда ставилась цель найти местные корни в памятниках декоративного искусства Дагестана. Некоторые ученые досоветского периода обнаруживали тенденцию вообще отрывать художественный образ произведений дагестанских умельцев от кавказский почвы.
Ключевыми в данной работе являются понятия «архитектура», «резьба», «памятники» и «Дагестан». При раскрытии темы использовались труды ученых, таких как Дебиров П.М., Кильчевская Э.В., Иванов А.С., Любимова Г.Н., Хан-Магомедов С.О., Марковин В.И., Павлов Г., Шиллинг Е.М.1.
Глиняные рельефы - один из видов декоративного оформления интерьеров и фасадов зданий в Дагестане. Этот вид декора часто встречается в Дагестане, особенно он характерен для южного и равнинного Дагестана. Так же, как и резьба по стуку, этот вид декора до сих пор никем еще специально не изучался.
Упоминаний о дагестанских лепных рельефах в дореволюционной искусствоведческой литературе не приходится искать. В литературе советского периода первое упоминание о глиняных рельефах имеется в работе Э.В. Кильчевской и А.С. Иванова2. Авторы дают краткую и верную характеристику лепным рельефам Дагестана. Орнаментальные формы глиняных рельефов перекликаются с ковровым и керамическим орнаментом, с узором местных вяленых войлоков и орнаментикой балхарской керамики. Авторы подчеркивают большую роль лепных рельефов в интерьере дома, указывая, что они были «предметом первой необходимости». Трактовка изобразительных форм в лепных рельефах схематична, и лепной рельеф в основном сохраняет архаические орнаментальные формы.
Структура и содержание. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Раздел I. Общая характеристика и описание памятников
Лепной рельеф встречается почти у всех народностей и во всех селениях Дагестана.
Лепным глиняным орнаментом здесь украшаются не только камины, но и дымоходные трубы на крышах. Лепные глиняные рельефы украшают стены внутри дома стены, огораживающие внутренний двор от улицы, фасады зданий, особенно ту часть, на которой находится балкон. Рельефным глиняным орнаментом обрамляются дверные и оконные тимпаны, ниши в стенах, глиняные ящики для зерна.
Лепная орнаментика на каминах распространена по всему Дагестану. Главным образом орнаментируется передняя стенка камина. Нижняя часть его иногда украшается каменной плитой с художественной резьбой (селения кубачино-даргинского нагорья, населенные даргинцами). По внешнему облику дагестанские камины исключительно разнообразны. Не только в отдельных районах Дагестана, но и в каждом селении, в каждом доме дагестанца украшение и весь декоративный убор камина обнаруживает ярко выраженную индивидуальную особенность.
По внешней форме и конструктивным особенностям дагестанские камины разделяются на три типа:
1. Выступающий
камин с полукруглой или сферической передней
стенкой.
2 Плоский камин с плоской передней стенкой.
3. Нишеобразный камин.
В центральном высокогорном Дагестане (в аварских, даргинских, лакских и лезгинских районах) наиболее часто встречается плоский камин. Выпуклый камин в основном встречается в центральном и южном Дагестане.
Нишеобразный камин имеет особенно большое распространение в районах южного Дагестана. Этот тип камина весьма характерен для лезгинских селений, расположенных в бассейне среднего и нижнего течения р. Самур.
Дымоход пристенного очага или камина не имеет зигзагов, и дым направляется вертикально вверх. Спереди дымоход закрыт выше топки Широкой стенкой, поднимающейся до потолка. Передняя стенка камина первого типа выступает полукругом над общим уровнем стены. У камина второго типа она не выходит за общий уровень стены, на которой находится камин. Передняя стена нитеобразного типа камина углублена до уровня дна ниши. Вопроса о происхождении самого пристенного очага не будем касаться, но полагаем, что камин, или «тавхана»3, образовался из углового очага, более древнего, встречающегося теперь очень редко. Можно также допустить, что угловой очаг с его огромным полукруглым козырьком, сделанным из тонкой глиняной стенки для собирания и направления дыма в дымоходный канал, не мог появиться раньше, чем горцы освоили применение глиняной штукатурки внутри помещения.
Передняя стенка камина, особенно второго типа, обычно делится на две части при помощи горизонтальной полочки, всегда более или менее выступающей над уровнем орнаментируемой поверхности. В более, архаических композициях орнаментация камина второго типа не имеет такой полочки. Как мы увидим ниже, эта полочка завершала всю орнаментальную композицию. Участок над полочкой стал орнаментироваться гораздо позднее.
В Кубачино-Даргинском нагорье камины часто украшаются богато орнаментированной каменной плитой, которая заменяет часть глиняной передней стенки камина до полочки. Такая резная плита внизу ограничивается фигурным вырезом, а сверху завершается полочкой4.
В камине первого типа для орнаментации используется и полусферический козырек для концентрации дыма. Он вскоре совсем теряет первоначальное конструктивное значение и приобретает роль обычного элемента композиции декора камина. Такую же роль приобретает и аркообразный вырез камина, он имеет в общем контуре разнообразные формы.
В камине третьего типа орнаментируется кроме ниши, и самое дно ниши.
Отмеченные характерные конструктивные и орнаментальные особенности каминов всех трех типов нередко своеобразно сочетаются в индивидуальных творческих поисках народных умельцев.
Итак, подчеркиваем, что на всей территории Дагестана трудно найти два совершенно одинаковых по форме и орнаменту камина.
Искусство лепных глиняных рельефов Дагестана, отличающееся богатством индивидуальных проявлений, представляет очень сложную картину. Поэтому трудно четко проследить его развитие.
Определенные социально-экономические и природно-географические условия способствовали тому, что даже в XIX—XX вв. на сравнительно небольшой территории Дагестана существовали разнородные орнаментальные почерки и различные технические приемы нанесения глиняных рельефов. Все это, однако, не мешает исследователю определить, какие орнаментальные формы и технические приемы зародились раньше, а какие позже, проследить развитие отдельных композиционных форм и элементов орнамента.
Каким бы сложным ни было орнаментальное искусство горцев в области лепных глиняных рельефов, оно все же подчеркивает единство всей дагестанской художественной культуры. Вместе с тем каждая форма архитектурного декора имеет сугубо самостоятельное развитие.
Характерной особенностью дагестанского искусства лепных рельефов является то, что оно не имело и не имеет промыслового значения. Это способствовало также сложению своеобразного пути развития его орнаментики. Известные мастера лепных рельефов XX в. по своему усмотрению решали пропорции и композицию орнаментики камина, отрывая их от традиционных схем.
Настенный очаг, или камин, начинает постепенно исчезать из жилища горца. В новых или строящихся домах камин не делается — его заменяет обыкновенная железная или чугунная печка, которая оказывается во много раз экономичнее, чем камин с прямым вертикальным дымоходом, не способствующим задержанию тепла.
Вместе с камином из интерьера дагестанского дома стали исчезать и глиняные рельефы. Это обстоятельство требует скорейшего и самого тщательного изучения памятников искусства лепных рельефов.
Орнамент в глиняных рельефах весьма, примечателен. В глиняной орнаментике давно наметился своеобразный путь развития, отличающийся от путей развития орнаментики в искусстве резьбы по камню и дереву. Здесь редко встречаются орнаментальные формы и мотивы, наиболее характерные для современного резного камня и дерева.
В глиняных рельефах никогда не встречается геометрический орнамент, наносимый треугольно-выемчатой техникой и прочно укоренившийся в искусстве резьбы по камню и дереву Дагестана.
Растительный орнамент, встречающийся в глиняной орнаментике, сравнительно близок по форме и характеру трактовки к орнаментальным формам резного стука, камня и дерева. Камины с глиняной орнаментикой из растительных форм распространены большей частью в «кубачино-даргинском нагорье. Но они имеются и в других населенных пунктах, расположенных вблизи древних транспортных магистралей Дагестана.
В глиняных рельефах Дагестана совершенно не встречается ленточный орнамент, который внедрился в монументально-декоративное искусство Дагестана еще в средние века. Лентовидный орнамент широко распространен в резном камне и дереве Табасарана и центрального Дагестана.
Однако основная масса орнаментальных форм и мотивов глиняных рельефов Дагестана в своей основе очень близка к петрографике — четвертому типу дагестанского орнамента5.
Сама техника лепных рельефов по природе своей и специфическим особенностям способствует созданию обобщенных: форм. Поэтому с самого начала развития глиняной орнаментики ее формам присущи черты монументальности.
Развитие искусства лепной орнаментики шло своим особым путем, т. е. путем, который намечался техническими качествами глины, ее мягкостью, липкостью, вязкостью. Надо еще учесть, что здесь набор инструментов у мастера очень ограничен, да он ему и не нужен. В основном рельефы создаются от руки. Инструментами являются деревянные ножи, которыми пользуются мастера, когда надо поправить то, что создано пальцами рук. Безусловно, мастера-лепщики пользовались штампиками для тиснения. Последние, однако, не получили: здесь такого широкого применения, как в стуковой орнаментике. В глиняной орнаментике прочно укоренились наиболее простые орнаментальные мотивы, в основном сугубо архаичные. Но встречается и много мотивов, весьма своеобразных и характерных только для глиняной орнаментики. Здесь легко привились мотивы растительного орнамента, по-видимому, благодаря плавным контурным линиям растительного узора, вполне соответствующим техническим возможностям искусства лепных рельефов.
Из рассказов местных жителей и мастеров — лепщиков глиняных рельефов и из собранного материала видно, что здесь широко использовались трафареты, вырезанные из жести, картона, простой бумаги. В каждом отдельном случае инструмент выбирался мастером соответственно своим навыкам6.
В технике нанесения глиняной орнаментики различаются три вида.
Первый вид. Орнамент наносится при помощи желобовидной линии (полукругового профиля), углубленной в гладкую поверхность сырой глиняной обмазки стены. Инструментом здесь служат палочки различной толщины с закругленными концами.
Второй вид. Высокий рельеф. Орнамент наносится линией, выступающей (до 5 см) чаще в виде полувалика над плоскостью стены и представляющей рисунок (внешний, внутренний) контуров орнаментальной формы.
Третий вид. Орнамент наносится в низком плоскостном рельефе (до 3 см). Орнаментальные формы поднимаются над плоскостью стены всем силуэтом; края по контуру срезаются под прямым углом (не сглаживаются).
Первый и второй виды встречаются главным образом на каминах, имеющих архаический облик, на отдельных изображениях на стенах, на глиняных ящиках-закромах7.
Более совершенным в народе считается плоскостный орнамент. Он чаще встречается на более современных по форме, пропорциям и украшению каминах. Изучение целого ряда памятников дает основание полагать, что, во-первых, первые два вида техники появились в искусстве лепных рельефов раньше, чем третий; во-вторых, по своим художественным достоинствам орнамент первого и второго видов техники очень часто не уступает третьему виду, бывает более монументальным в своих мягких и живых линиях, сочным по форме. Встречаются также орнаментальные формы, нанесенные в высоком рельефе, но весьма засушенные. Аналогичных примеров немало и в лепных рельефах третьего вида техники.
Что касается способа изготовления глины для лепного орнамента, то он везде различен, — глина изготовляется в каждом районе по-разному, ее обработка зависит от качества имеющейся на месте глины.
Глина, применяемая для обмазки стены, значительно отличается: по качеству (она может быть не «жирной») от глины, применяемой для лепной орнаментики (она должна быть «жирной»). В районах высокогорного Дагестана для лепки украшения глина приготавливает и древним примитивным способом. Тщательно просеянная, перемешанная и перемятая глина смешивается с соломой. Из такой глины возводится передняя стенка камина следующим способом. На пол накладывается слой глины, в которую утаптываются деревянные или камышовые прутья, смоченные в воде. Сверху наносится новый слой глины. Так постепенно создается определенных размеров глиняная «доска», которая крепится краями перед дымоходом камина. Над этой доской укрепляется вторая, третья и т. д. доски — до самого потолка. Полочка над передней стенкой создается при помощи ряда деревянных клиньев, забитых перпендикулярно в вертикальную стенку, или с помощью кирпичей. Полочка тоже способствует прочности и укреплению передней стенки камина или глиняных досок. Таким же способом возводятся полукруглая и сферическая стенки камина.