Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:39, биография
Гео́ргий Гео́ргиевич Ши́шкин (род. 25 января 1948, Свердловск) — российский художник, разработавший свою особую технику с оригинальным методом подготовки основы под пастель, автор картин цикла «Русские сны», триптиха «Посвящение Русскому балету Дягилева», мастер современного портрета. Живёт и работает в Москве с 1981, в Париже с 1993 и в княжестве Монако с 1995 года.
Георгий Георгиевич Шишкин
Гео́ргий Гео́ргиевич Ши́шкин (род. 25 января 1948, Свердловск) — российский художник, разработавший свою особую технику с оригинальным методом подготовки основы под пастель, автор картин цикла «Русские сны», триптиха «Посвящение Русскому балету Дягилева», мастер современного портрета. Живёт и работает в Москве с 1981, в Париже с 1993 и в княжестве Монако с 1995 года. |
Биография
Георгий Шишкин родился в 1948 году в Екатеринбурге (тогда Свердловск) в семье музыканта-скрипача (первая скрипка оркестра Свердловского театра музыкальной комедии), ветерана Великой Отечественной войны Георгия Ивановича Шишкина, получившего ранения на фронте. Мальчик рано лишился отца.
Мать Галина Кузьминична (урождённая Кушнина) проработала всю жизнь в проектном институте Уралгипроруда: от техника-строителя до инженера-строителя, ведущего специалиста по экономике.
Дед его Иван Мефодиевич Шишкин переселился в Екатеринбург из Вятской губернии.
В детстве Георгий испытал сильное влияние атмосферы дома прадеда и прабабушки, дома с подлинно русскими традициями, сохранёнными в советское время. Его прадед, которого Георгий знал, ослепшим, до двадцати лет, — Ефим Иванович Корабельщиков был врачом в Русской армии. Дом был снесён в 1968 году, а на его месте построено здание общежития.
Бабушка Анна Ефимовна Кушнина, воспитывавшая внука, работала на дому швеёй-модельером. В девичестве она училась у французской швеи-модельера. Её родители, простые крестьяне дореволюционной России, создавшие своим трудом небольшое, но крепкое хозяйство, платили за учёбу дочери золотыми монетами значительную по тем временам сумму. Накануне первой мировой войны их состояние позволяло им записаться в разряд купцов I-й гильдии.
Бабушка любила оперу, в молодости она пела в церковном хоре. В её гостеприимном доме (комнате, оставшейся ей от их 4-комнатной квартиры после подселения в войну эвакуированных с Украины) любили собираться творческие люди. Анна Ефимовна пела романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Она осталась вдовой с двумя малолетними детьми на руках после того, как в 1937 году Кузьма Петрович Кушнин — инженер-механик, выдающийся специалист по реконструкции уральских заводов, работая на «Уралмашзаводе», «погиб под трамваем, возвращаясь с работы». Эта официальная версия не подтверждается в действительности: на городском кладбище нет его могилы. Позже бабушка вспоминала, что в последнее время до его исчезновения за ним по пятам следовал какой-то человек. Кузьма Петрович происходил из известной до революции в Тюмени семьи Кушниных.
В голодные годы войны дочь Галина 16-ти лет порывалась убежать на фронт — защищать Родину, но у неё обнаружился туберкулёз глаз; сын Юра поступил в школу юнг. Потом он служил моряком на подводной лодке, где получил большую дозу радиоактивного облучения, от чего скончался в 32-летнем возрасте, оставив двух детей.
Несмотря на тяжёлые испытания, бабушка сохраняла всегда присутствие духа и являлась для внука Георгия непререкаемым авторитетом: одного её строгого взгляда было достаточно.
С раннего детства Георгий
Шишкин проявил способности к
рисованию. В два года мать показала
ему, как правильно держать
С шести лет мальчик
учился в Музыкальной школе по
классу скрипки и посещал
Но мама, заботясь о скором
получении сыном надежной профессии,
настояла на поступлении его в
Строительный техникум. Георгий продолжал
рисовать на лекциях, делал зарисовки
в транспорте, а всё оставшееся
время продолжал
Во время работы на практике каменщиком (III разряда) и дублёром мастера на строительном участке, он, оступившись, упал с лесов. Шапка-ушанка спасла его от гибели.
Затем юноша работал два года в архитектурной мастерской главного архитектора Уралгипромеза (Уральский государственный институт по проектированию металлургических заводов) Бориса Викторовича Гуляева. Архитектор и художник, энциклопедически образованный человек, Гуляев стал надолго (до своей кончины в 1986) его учителем и другом. Они вместе ходили на этюды (и в дождь, и в холод), обсуждали проблемы искусства. Именно Гуляев настоятельно посоветовал юноше продолжить учёбу.
Георгий Шишкин в 1975 году окончил Свердловский архитектурный институт (ныне Уральская государственная архитектурно-художественная академия), где в то время преподавали ведущие художники Урала. В период учёбы (1969—1975) он совершал путешествия с этюдником по старинным городам России. Один или вместе с другом — молодым преподавателем истории искусства Анри Юрьевичем Каптиковым, выпускником Петербургской Академии Художеств, одним из лучших знатоков русской архитектуры, открывшим ему целый ряд видений древней Руси. В Успенском соборе Владимира Георгий был впечатлён фресками Андрея Рублёва, первого русского художника.
Посещая Санкт-Петербург и Москву, юноша целыми днями подробно и внимательно изучал коллекции музеев: Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи.
С 1974 года Георгий Шишкин начал участвовать в профессиональных художественных выставках. В том же году он стал лауреатом Всероссийского конкурса студенческого творчества и был приглашён к участию в Всесоюзной выставке «Творчество молодых» на ВДНХ СССР в Москве. «Молодой художник, я тогда ещё не знал, чего я хочу, но уже твёрдо знал, чего я не хочу» — говорит сам художник. Интуитивно он уклонялся от направления «соцреализм», а также от вступления в партию.
После окончания института с 1975 по 1978 год работал архитектором в 1-й мастерской Свердловскгражданпроекта.
С 1978 по 1988 год Георгий Георгиевич преподавал на кафедре рисунка Свердловского архитектурного института (УрГАХА). С 1981 по 1982 год стажировался в Московском высшем художественно-промышленном училище имени Строганова.
Член Союза художников СССР с 1985 года.
По приглашению от дирекции Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) в 1987 году он поехал с персональной выставкой в Москву. С 1988 года Георгий Шишкин снимал в Москве (Новогиреево, близ усадьбы Кусково) однокомнатную квартиру, где комната площадью 12 м² служила ему мастерской, и где в 1989 году у него с женой Татьяной (архитектор Моспроекта-4, закончившая с отличием МАрхИ родилась дочь Анна. На съём квартиры уходила почти вся зарплата архитектора.
В том же году художник осуществил поездку по России, посетив, в частности, Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия и Кирилло-Белозерский монастырь.
С 1989 года является членом Международной федерации художников-графиков ЮНЕСКО. В 1989—1991 годах он совершил несколько поездок в ФРГ и Нидерланды. В 1991 году переехал в Москву, перевелся в Московскую организацию Союза художников России.
В 1993 году Георгий Шишкин впервые посетил Францию, в 1996 году остановился в Париже и в этом же году приглашён с выставкой в Монако. С 1998 года является резидентом княжества.
Художник принял участие во многих благотворительных акциях в пользу детей России.
Творческая деятельность
Первым крупным успехом
Георгия Шишкина, тогда ещё студента
3-го курса Свердловского
Экспериментируя в разных техниках, с 1980 года Георгий Шишкин отдаёт предпочтение пастели. В 1983 году он изобрёл оригинальный метод подготовки основы под пастель, гарантирующий их крепкое сцепление. Этот метод позволил художнику расширить возможности пастели и получить необычные качества живописи, используя большие форматы.
В 1980—1990-х годах в России
прошёл ряд персональных выставок художника.
С его первой персональной выставки,
проходившей в Свердловске в 19
С 1983 по 1985 год Георгий Шишкин занимался созданием музея (интерьера и постоянной экспозиции) Свердловского государственного академического театра оперы и балета, включающего в себя пространственно-консольные конструкции с экспонатами, две настенные росписи и галерею портретов наиболее выдающихся солистов театра. Он также работал архитектором в 1-й мастерской института Свердловскгражданпроект над несколькими проектами, по которым были построены в Свердловске: Дом кинематографистов, Центр хирургии, Дом для зарубежных гостей, НИИ Сельэнергопроект. Также Шишкин разрабатывал проекты образного решения станций метро.
В 1991 году художник создал несколько церковных росписей для фасада екатеринбургской церкви Всех Святых, в дар церкви, где был крещён во младенчестве.
С 1992 года, после первых поездок за границу, Георгий Шишкин, начал работу над картинами цикла «Русские сны», в которых стремился выразить духовную сущность бытия, объединяя абстрактное с реальным.
Художник получил приглашение от мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака сделать свою выставку в Государственной Русском музее.
В 1993 году картина Шишкина, посвящённая Фёдору Шаляпину, была представлена в Большом театре в Москве на юбилейном концерте в присутствии потомков великого певца.
Приезд Георгия Шишкина в Париж в 1993 году принёс ему встречи со «старыми русскими», сохранившими русскую культуру вдали от Родины, и дал ему новый импульс для продолжения его цикла «Русские сны». Именно в Париже, центре искусства и индустрии развлечений, он осознаёт себя русским художником и понимает, что был таковым всегда.
Стараясь сохранить свою творческую свободу, Георгий Шишкин в 1995 году отказывается от заманчивого в денежном плане предложения одного французского бизнесмена, побывавшего на его выставке в Версале, который, в обмен на подпись эксклюзивного контракта художником, готов открыть галерею под его именем в центре Парижа (показал помещение), покупать каждую следующую его картину, предоставить ему мастерскую и жильё, а также помочь в продлении визы во Франции, но при условии, что художник будет писать Париж.
Идя на риск, Георгий Шишкин
отдаёт последние деньги на подготовку
персональной выставки в Каннах, в
зале напротив Дворца Фестивалей, куда
его пригласила, впечатлённая его
выставкой в Версале, специально
приехавшая из Ниццы (где родилась)
Татьяна Александровна
С выставки Георгия Шишкина в Каннах в 1995 году французы покупают четыре картины художника, из них три — из цикла «Русские сны», находя в них выражение нового русского стиля.
Эксперт и знаток искусства лорд Алистер Макальпайн (англ. Alistair McAlpine), посетив выставку Георгия Шишкина в Париже, посвятил ему статью в лондонском журнале «The European Magazine» под названием «Художник улавливающий загадку России» (21-27 сентября 1995), отметив высокое мастерство художника.
На аукционе Кристис (Christie’s) в Монако 5 марта 1999 года картина Георгия Шишкина заняла четвёртое место по уровню цен среди произведений 12-ти художников с мировым именем: Арман, Фернандо Ботеро, Роберто Матта, Жан-Мишель Фолон... Этот факт отметила французская газета «Фигаро»(«Le Figaro») в номере от 20 марта 1999 года. Картина была приобретена маэстро Лучано Паваротти.
С большим успехом прошла персональная выставка Георгия Шишкина во Дворце Фестивалей в Каннах (1999), а затем — ряд выставок: в Галерее музеев в Ницце (2000), в Музее Овер-сюр-Уаз (2001), в Галерее ART 3 в Париже (2005), в Форуме Гримальди в Монако (2006).
В 2008 году Георгий Шишкин — почётный приглашённый Международной выставки Пастели в Лиможе (Франция).
Георгий Шишкин — мастер современного портрета, обладающий сильной интуицией. Он является автором серии портретов творческих людей, написанных с натуры, среди которых: Борис Штоколов, Иннокентий Смоктуновский, Жан Маре, Жерар Депардье. Он был приглашён во Дворец Монако для создания портрета князя Альберта II.
Французский искусствовед и поэт Андрэ Верде, друг Пикассо и Шагала, написал:
|
Без преувеличения я расцениваю Георгия Шишкина как одного из лучших портретистов, что я знаю в Европе. Его удивительное мастерство основывается на подчёркнутой чувствительности техники, в которой скользит сама тайна живописи. |
|
Произведения Георгия Шишкина находятся в музеях и частных коллекциях во многих странах мира, в частности, в княжеском дворце Монако, в коллекции королевы Великобритании Елизаветы II, маэстро Лучано Паваротти, братьев лордов Дэвида и Фредерика Барклей, лорда Алистера Макальпайна и других.
Приглашенный к оформлению интерьеров, художник осуществил серию картин для Дворца президента Объединённых Арабских Эмиратов шейха Зайда ибн Султана ан-Нахайяна, а также написал несколько картин по заказу министра, сына президента, Мухаммеда ибн Зайда ан-Нахайяна.
С 2005 года Георгий Шишкин создал ряд почтовых марок для княжества Монако. В 2006 году он выиграл международный конкурс на официальную марку с портретом князя Альбера II.
В мае 2009 года в Монако выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева», которые было доверено выполнить художнику Георгию Шишкину. В 2010 году вышла его марка, посвящённая А. П. Чехову.
Георгий Шишкин стал победителем в международном конкурсе на почтовую марку в честь свадьбы князя Альбера II, которая выпущена блоком 1 июля 2011 года и подписывалась автором в первый день выпуска в Музее марок в Монако.