Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:15, курсовая работа
Анализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были опубликованы в журналах мод за период 1950-1980 годов, показал, что художники в своей творческой деятельности обращались к формам, конструкции, декору, композиции и способам ношения или в целом к образно-ассоциативному представлению о первоисточнике. Определенная ограниченность обращения художников к русскому народному костюму оправдывается отсутствием систематизированного исследования и доступности к этому источнику творчества.
Введение
Русский костюм - важная часть традиционной культуры. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей и художников-практиков. Народный костюм вдохновляет на создание высокохудожественных произведений искусства многих художников - текстильщиков, керамистов, ювелиров, дизайнеров одежды. Проблема изучения влияния народного костюма на современный, продолжает сохранять актуальность и в наши дни.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится к созданию костюма - бытового и сценического. Прежде чем создавать произведения по народным мотивам, художник тщательно изучает первоисточник, стараясь войти в самую плоть структуры ткани или вышивки, особенности колорита или осмыслить принципы кроя. Изучают и традиционные принципы расположения вышивки. Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. Ассоциация идей - это связь представлений, благодаря которым одно представление, появившееся в сознании или противоположности другое. Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника, это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки. Французский дизайнер одежды Поль Пуаре был очарован русским великолепием, и мотивы русской народной одежды зазвучали в его новых моделях, представленных публике в 1910 - 1914 году в Париже. После поездки в Россию в 1911 году он вводит в моду украинские вышивки и казачьи сапожки. Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк. Очень популярны в 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка, отголосок увлечения костюмами, созданными Н. Гончаровой и М. Ларионовым для балетов Дягилева.
Анализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были опубликованы в журналах мод за период 1950-1980 годов, показал, что художники в своей творческой деятельности обращались к формам, конструкции, декору, композиции и способам ношения или в целом к образно-ассоциативному представлению о первоисточнике. Определенная ограниченность обращения художников к русскому народному костюму оправдывается отсутствием систематизированного исследования и доступности к этому источнику творчества.
Анализируя творческий путь Вячеслава Зайцева, начиная с 60-х годов, видно, что в его коллекциях постоянно присутствуют народные мотивы. Увлечение народным костюмом со временем переросло в постоянную глубокую любовь. На протяжении десяти лет, когда творчество В. Зайцева получило уже всеобщее признание и за рубежом, художник часто обращается к любимым мотивам народного искусства. Творческий процесс у В.Зайцева, как весенняя песня птицы, льётся широко, звонко и непринуждённо, по велению природы. Для художника, чьи произведения трёхмерны, очень важным качеством является понимание материала. Это относится не только к архитектору, скульптору, художнику - прикладнику, но и к художнику-модельеру.
Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.
В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели. Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды.
1.Исследовательская часть
1.1 Характеристика источника творчества
В русском фольклоре красивая девушка обладала белым и румяным лицом, черными, соболиными бровями и ясными глазами, лебединой осанкой и походкой павлина, коса – должна была быть «русая, до пояса». При этом красота имеет утилитарное значение (Чистота – лучшая красота). Однако следует учесть, что хотя в основном красоте в русском фольклоре уделяется довольно много места, невозможно создать портрет красивой девушки. В народных сказках зачастую дается очень зыбкий образ, который не дает представления о том, как выглядит красавица. Под описание в сказках можно отнести практически любую девушку. Понятие красоты - индивидуально и автор дает право закончить образ некими характеристиками, как цвет волос и глаз, рост, фигура и форма носа по вкусу читателя. Возможно, это частично объясняется тем, что в сказочном фольклоре красота, объединяет красоту поступков, чувств, желаний и мыслей, и является синонимом понятий доброта, смелость, трудолюбие, сила, в итоге, красота внешняя сближается с внутренней красотой.
Источником вдохновения для создания художественного образа послужила известная русская народная сказка “Морозко”. Эта сказка о том, что: жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла ее работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренек Иван. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун и превратил его в медведя. И Настеньке, и Ивану пришлось пройти через много испытаний, прежде чем соединить свои судьбы. И помог им в этом добрый волшебник - дедушка Морозко…
Образ главной героини Настеньки - это основа для создания коллекции. Настенька – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Наряды она носит скромные: сарафаны в пол, коса до пояса.
Нежная невинная девушка, которую, не встретишь в наше время.
Многие дизайнеры вдохновляются русским стилем. Именно сейчас на подиумах появляются новые современные русские красавицы.
Женственные силуэты и пышные юбки, цветочные принты, кружева и вышивка, хохлома и гжель, мех, кокошники, шали... Анна Каренина, русская царица, тургеневская девушка, барышня-крестьянка... Все эти детали и эти образы, так или иначе, появлялись в дизайнерских коллекциях разных лет.
Дом моды Valentino представил зиму в стиле гжель: бело-голубые принты и нежные кружева.
А так же несколько вариантов зимней коллекции Ulyana Sergeenko
В курсовом проекте образ же немного изменен. Он передан в своей интерпретации. Это фольклорный русский авангард. Это так сказать «современная Настенька», со своей историей, с новым характером.
Стоит задуматься какая же должна быть героиня, загнанная в угол девушка, которая боится злой мачехи? Или все же это скромная, воспитанная барышня, но с сильным, железным характером? В проекте поставлена именно эта задача, чтобы каждый для себя выбрал, кого он видит, какую героиню.
1.2 Направление моды
Не секрет, что стиль «а-ля рюс» всегда вызывает бурю восторженных отзывов, как в России, так и за границей. Многие модельеры обращаются к исконно русской тематике в одежде, создавая коллекции с ярко выраженным национальным колоритом.
Всемирно известные звезды и дизайнеры в последнее время стали проявлять большой интерес к так называемому русскому стилю. В каком-то смысле, сейчас русский бум в моде. Примерно четвертый за последние сто лет. Русский стиль начал завоевывать мир еще в начале прошлого века, когда парижский модельер Поль Пуаре, посетив заснеженную Россию, создал в 1911 году коллекцию, полностью вдохновленную нашей родиной. Стиль a la russe - это кокошники и вышивка золотой парчой, пальто и платья с цветочным рисунком, меховые шапки, узоры павлопосадских платков, встречающиеся в разных деталях одежды... Ив Сен-Лоран, спустя несколько десятилетий, повторил еще раз успех одежды в русском стиле, создав коллекцию Русские балеты. Многие европейские дизайнеры брали из русского стиля то вышивки золотом, то муфты, то знаменитые shapki (ушанки), то russian hat (как у Барбры Брыльски в Иронии судьбы).
Русский стиль был популярен и в середине 2000-х, когда им вдохновлялись Roberto Cavalli, Valentino, Dolce & Gabbana, когда Карл Лагерфельд создал для Chanel коллекцию Paris-Moscow, а Антонио Маррас для Kenzo коллекцию Русская линия.
Женственные силуэты и пышные юбки, цветочные принты, кружева и вышивка, хохлома и гжель, мех, кокошники, шали... Анна Каренина, русская царица, тургеневская девушка, барышня-крестьянка... Все эти детали и эти образы, так или иначе появлялись в дизайнерских коллекциях разных лет. Русский стиль нашел выражение в зимних коллекциях 2014 года.
У Ralph Lauren тоже присутствуют отсылки к русскому стилю. Меховые накидки, бархатные юбки, меховые шапки - образ благородной русской девушки рубежа 19-20 веков.
В коллекции Donna Karan - один из горячих трендов зимы 2014 - казачьи шапки.
Благодаря Ульяне Сергеенко, русский стиль в очередной раз утверждается не как экзотичный, а как вполне применимый к жизни.
Трендом весны 2014 так же стал русский стиль. Это бело-сине-голубая расцветка по мотивам русской гжели. Вообще, стоит заметить русский след и вообще направление «а ля рус» на подиумах уже несколько сезонов занимает важные яркие позиции. И коллекции 2014-2015 годов тому подтверждение.
Сочетание яркого, чистого белого цвета со смачным таким же ярким синим и кобальтовым цветами — очень свежо, по-весеннему цветочно и бесспорно, жизнерадостно.
Русские узоры – безусловно, наше все. Копировать рисунки с павловских платков и жостовских подносов, срисовывать палех и хохлому – любимое занятие европейских модельеров вот уже лет сто. И не надоедает, поскольку этника в многополярном мире – самый продвинутый тренд.
Коллекция мэтра моды Вячеслава Зайцева весна-лето 2014г.
Современные кутюрье и мир моды давно не могут обойтись без русского кокошника - подкупающее сочетание роскоши и простоты заставляет снова и снова обращаться к этому символу русского традиционного костюма, придавая ему новые формы.
Кристиан Лакруа Paris Fashion Week 2014-2015
Русские красавицы так же вдохновили ювелиров на создания ажурных украшений из бриллиантов и жемчуга, в русском стиле.
Весна 2014
2.Предпроектный анализ
2.1 Анализ выбранных аналогов
Аналог курсового проекта - русский народный костюм. Он является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Русский костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую ,можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда. Народный костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа.
Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.
Изменить образ русской красавицы навеял второй аналог курсового проекта-современный дизайнер Джон Гальяно. Эпатажный английский модельер, известен благодаря своим авангардным коллекциям, с 1996 по 2011 год являлся арт-директором Дома Christian Dior. За свою карьеру был неоднократно удостоен престижных наград Великобритании и Франции.
В своей коллекции прет-а-порте для сезона осень-зима 2009-2010 эпатажный и безумно креативный дизайнер остановил свой выбор на фольклорной русско-балканской тематике. В коллекции господствовали цвета-фавориты того сезона: красный, белый, черный, синий. Углубленность в тему народного костюма щедро подчеркивалось деталями: огромное количество вышивки и ручной работы, платья с кринолинами, рукава-фонарики, крестьянские блузы, корсажи, головные уборы, обувь на шнуровке с помпонами.
Принцип образования в группы коллекции был построен по ассортименту, цвету и по форме. Коллекция включает в себя 3 группы. 1 группа - это пальто,2 группа - легкие, короткие комплекты, 3 группа - комплекты длинной ниже колена.
Цветовое решение проектируемой коллекции основано на использовании творческого источника и современных модных тенденций. По цветовому решению коллекция многоцветная (присутствует более 5 цветов). Коллекция построена на применении родственных друг другу оттенков красного и синего, а так же соответственно творческому источнику оттенков белого. Основным гармонизирующим композицию цветом является актуальный в данном сезоне фиолетовый цвет. Прочие цвета, используемые в коллекции, не играют большой роли и обозначены виде цветочных принтов на тканях. Наличие этих цветов позволяет расширить цветовой диапазон аксессуаров и разнообразит коллекцию. В цветовом решении коллекции так же выделяются три направления сочетания цветов: спроектированы двухцветные (оттенки кремового и бордового цветов), трехцветные (с применением еще и серого) и многоцветные модели (с использованием тканей разных цветов и фактур или тканей с рисунком).
Информация о работе Дизайн-концепция, организация ее построения