Батик

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: создание творческой композиции в виде ширмы в технике батик.
Основные задачи:

o изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани;
o освоить основные приемы росписи ткани;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Анализ литературы………………………………………………………………..
Глава 1 История росписи тканей………………………………………….…..3
1.1 Отличительные особенности японского батика…………………………….
Глава 2 Основные способы росписи тканей…………………………………8
2.1 Холодный батик……………………………………………………………...8
2.2 Материалы………………………………………………………….………….9
Глава 3 Развитие живописи в Японии ……………………………………….12
3.1 Цвета Японии………………………………………………………………..13
3.2 Жанры………………………………………………………………………….15
Глава 4 Использование росписи ткани в оформлении интерьера…………..20
Глава 5 Технология выполнения батика ………………..…………………..29
Глава 6. Технология выполнения картины…………………………………..31
Глава 7. Расчет себестоимости выполненного изделия……………………....37
Заключение……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы…………………………………………39

Файлы: 1 файл

Батик.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

         Как хорошо,

     когда, на столе развернув

     редкостный  свиток, чтенью предашься душой

     и созерцанью картин.

                                                                                    Татибана Акэми (1812-1868) 
 

   Почему  именно свиток используется в японской живописи? Оказывается в отличие от европейских картин свитки не предназначались для длительного показа. Их вынимали из футляров в связи с какими-либо событиями — по случаю празднеств, или приёма гостей, или же когда у владельца просто возникало желание отрешиться от «грубой» действительности, погрузившись в созерцание живописи.

   Большое значение для судеб японской живописи имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определённый спрос на произведения этих видов искусства. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.

   У свитка среди всех форм особое место. Любой свиток — это полоса шёлка  или бумаги, как котором выполняется живопись (как и каллиграфия) и которая затем монтируется в специальное обрамление (порча и шёлк). Сама форма свитка обладает сокровенной значимостью, и предполагает определённый ритуал обращения.

     Восприятие живописи считалось всегда таким же творческим процессом, как и создание её, поскольку зрителю, желающему уловить подлинный смысл произведения, необходимо всепоглощающее погружение в него, переживание, близкое авторству. Из рассказа японского прозаика Акутагава Рюноскэ «Одержимый творчеством» (сцена встречи известного писателя Бакина и прославленного художника Кадзана): «При взгляде на этот выдержанный в строгих, неярких тонах свиток глаза Бакина увлажнились и засияли»…

   Тематика  большинства картин — это зимние пейзажи, водопады, знаменитая гора Фудзи, животные (цапли, журавли, птички) и, конечно, ветка сакуры. Форма свитка очень хорошо позволяет передать ощущение пространства, в сочетании с цветовым решением и расположением композиции. 
 

3.1 Цвета Японии 

   На Востоке используют огромное множество самых разнообразных цветов. Рассмотрим подробнее цветовые предпочтения жителей Японии.

   Это удивительная страна, совершенно особым образом  сочетающая в себе открытось мировым  тенденциям со строгостью национальной культуры. Стоит заглянуть глубже, и Вам откроется удивительная картина сочетания старинных традиций и чужого влияния. Япония отличается прекрасно развитым вкусом в области дизайна и цвета. В этой стране на протяжении многих веков вырабатывались подходы к использованию цвета.

   Женщины носят определенные цвета в зависимости  от возраста. Молодые, незамужние девушки  обычно одеваются в нежные, пастельные тона – розовый, персиковый и кремовый. Более взрослые, замужние дамы носят  черный и бежевый. А их прапра-прапрабабушки надевали черные кимоно на свадьбу.

   Иногда  цвет одежды говорит о статусе  и социальном положении человека. В романе «Воспоминания гейши» писатель Артур Голден пишет об изменении  цветов на воротничке. Девушки, только приступившие к обучению, носили красные воротнички, а настоящие гейши – белые. Такая мелочь означала серьезное изменение статуса и о многом говорила.

   Японцы  по-прежнему связывают некоторые  цвета с определенными ситуациями.

   Красный и белый – цвета национального  японского флага – означают счастье и удачу, поэтому их можно использовать для праздников. Салфетки и небольшие подарки, которые дарят на свадьбе гостям, часто заворачивают в красную (или розовую) и белую бумагу. Эти же цвета используются и на других торжествах – например, при открытии нового офиса. Когда-то давно, когда плотники начинали строить новый дом, семья приходила на строительную площадку и размещала в фундаменте нового дома коробочку, в которой лежали рисовые лепешки и деньги на счастье. И все это было упаковано в ткань с красно-белым рисунком.

   Пурпур  в Японии является традиционным атрибутом  императорской семьи.

   Как правило, фиолетовый цвет бывает нежного, лавандового  оттенка. Члены императорской семьи  не всегда носят этот оттенок, но на публичных официальных мероприятиях он является символом династии.

   Использование цвета в Японии изменяется в зависимости  от времени года. Черные кимоно никогда  не надевают летом, разве что приходится отправиться на свадьбу или похороны. Когда становится жарко, то японские женщины надевают одежду таких цветов, которые создают у ее гостей ощущение прохлады. Серые тона, цвет слоновой кости и бежевый выбирают женщины в зрелом возрасте, а молоденькие девушки одеваются в светло-розовый и нежно-голубой. Сезонные изменения цветов касаются не только одежды, но и декоративных аксессуаров.

   Для того чтобы ее гости почувствовали  прохладу среди летнего зноя, хозяйка  наполняет свой дом предметами, выдержанными в холодных синих и зеленых  тонах. И точно так же, чтобы  создать атмосферу тепла холодной осенью и морозной зимой, декоративные аксессуары подбираются теплых коричневых и красных цветов. Любимыми зимними цветами японцев являются камелии и азалии, особенно красные. Нежные цвета-привилегия весны – времени цветения вишни и появления первых зеленых ростков.

   В Стране восходящего солнца почитают многие цвета - белый и желтый, красный и фиолетовый. У японцев очень тонкое мироощущение, и каждый цвет для них обладает особым символизмом. Для европейцев странно, почему спокойные японцы активно используют красный цвет. Но согласно древнему поверью красный цвет спасает от злых духов, болезней и несчастий. Красный цвет символизирует любовь и жизнь, и в то же время гнев, войну, огонь, мужество и силу. Японцы почитают также фиолетовый цвет. По традиции фиолетовые ирисы были единственными цветами, которые позволено было дарить самураю. Желтый был цветом божественной, императорской власти. Сине-голубой олицетворял постоянство, преданность, правосудие, мир, глубину и совершенство. Зеленый символизировал бессмертие и непрерывность бытия, черный — мудрость и знание, белый—истину, долг.

   Цвета японцы воспринимают несколько иначе, чем европейцы. В японском есть всеголишь  несколько "основных" цветов, которые  имеют свои собственные названия (белый, черный, синий/зеленый, красный), большинство же других цветов называются "описательно": цвет чая, цвет персика, цвет молодого бамбука и так далее.

   Обычно  такое "описательное название" образуется добавлением к существительному, обозначающему нечто, имеющее характерный  цвет (сакура, мышь и так далее), слова "цвет" (いろ, иро), которое также имеет значения "расцветка", "вид", "выражение": 

色彩 (しきさい, сикисай) - расцветка, окраска;

顔色 (かおいろ, каоиро) - выражение лица, внешний вид;

色々な (いろいろな, ироирона) - разные, различные. 

 深緑 (ふかみどり, фукамидорииро) - темный (насыщеный) зеленый

  若竹色 (わかたけいろ, вакатакэиро) - цвет молодого бамбука

  藍色 (あいいろ, аииро) - темно-синий, индиго

  朱色 (しゅいろ, shu, сю) - алый, цвет киновари

  桃色 (ももいろ, момоиро) - персиковый, розовый

  桜色 (さくらいろ, сакураиро) - бледно розовый, "цвет сакуры"

  杏色 (あんずいろ, анзуиро) - абрикосовый

  肌色 (はだいろ, хадаиро) - телесный

  茶色 (ちゃいろ, тяиро) - коричневый (цвет чая)**

  土色 (つちいろ, цутииро) - цвет земли

  鼠色 (ねずみいろ, нэзумииро) - серый, мышиный

  灰色 (はいいろ, хаииро) - серый, пепельный.

   
 

   3.2 Жанры японской  живописи 

   Жанры японской живописи очень разнообразны их выделяется огромное количество. Рассмотрим некоторые из них:

   Абуна-э (Abuna-e, あぶな絵) - эротическая живопись и гравюра, здесь изображали частично обнаженных женщин, участвующих в повседневной деятельности, например - купание, мытье волосы, наслаждение вечерней прохладой, или накладка макияжа. Часто внезапный порыва ветра, маленький ребенок, или даже животные, такие, как обезьяна или кошка, игриво тянули у женщины одежду, обнажая ее ноги, бедра или грудь. Считается, что Abuna-е было создано в 1772 году, после того как правительство запретило сексуальные картинки, а пик их популярности пришелся на середину 18 века.

   Бидзин-га — общее название для произведений живописи и графики, изображающих женскую  красоту в традиционном искусстве  Японии, например — в печати с  деревянных досок художественного  направления укиё-э, являвшегося своего рода предшественником фотографии. Обозначение бидзинга может использоваться и для современных средств искусства, представляющих классический образ прекрасной японской женщины, как правило одетой в кимоно. Практически все мастера укиё-э создавали картины в жанре бидзинга, бывшие одной из центральных тем этого направления японского искусства. В узком смысле это жанр гравюры укиё-э.

   Бундзинга - живопись образованных людей, школа  японской живописи тушью, направление  в японской живописи, сформировавшееся в XVIII веке под влиянием китайской Южной школы «Вэньжэньхуа» (картины культурных людей). Японские художники бундзинга в основном уделяли внимание традиционным жанрам китайской живописи – пейзаж, «цветы-птицы» и «четыре благородных мужа» ( слива, орхидея, хризантема и бамбук).

   Кано - одна из самых известных художественных школ в японской живописи. Школа  была основана художником Кано Масанобу (1434-1530), современником Сэссю и  учеником мастера Сюбуна. Школа Кано формировалась из художников, принадлежавших к роду Кано. В Период Адзути-Момояма эта школа достигает своего расцвета. Художники школы кано часто работали с большими формами, они создавали картины природы, сцены птиц, растений, воды и животных на раздвижные двери или экраны на фоне сусального золота. Наиболее замечательные из этих работ хранятся в замке Нидзё в Киото. Мастера Кано известны также своими замечательными монохромными росписями чернилами по шёлку. Для их работ характерны комбинации из реальных предметов и животных, выступающих на первом плане картины, и из абстрактных, совершенно отвлечённых элементов заднего плана, например, облаков. Наибольшего развития в школе Кано достигает совершенствование изображённых в китайском стиле неба, облаков, моря и тумана.

   Мэйсё-э - изображение знаменитых или прославленных красотой мест. Традиционный жанр японского искусства.

   Муся-э - станковые гравюры с изображениями  воинов или буси.

   Сансуйга (Sansuiga) - пейзажной живописи, "картины  гор и вод", один из трех главнейших жанров живописи, наряду с дзимбуцуга (портретная и жанровая живопись) и катега (картины цветов и птиц). Пейзажи сансуйга, несущие философский смысл, японские художники стали рисовать, только начиная с 15 века. Вместе с дзэн-буддизмом в Японию попала китайская культура династий Сун и Юань, в том числе и так ценимая дзэнскими монахами китайская монохромная живопись тушью. Первые художники-пейзажисты использовали мотивы, заимствованные у китайских художников-монахов и художников придворной академии живописи, изображая идеализированные лирические пейзажи.

   Суми-э (Sumi-e) - японская монохромная живопись тушью, это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э представляет собой  соединение двух японских слов, которые  в переводе означают "тушь" (суми) и "живопись" (э). То есть суми-э - это тип монохромной живописи, похожей на акварель. Культивируемая в крупных дзэнских монастырях Камакура и Киото, суми-э очень ценилась дзэнскими художниками и их покровителями. Дзэнские монахи-художники рисовали портреты тиндзо, но к концу XIV века монохромная пейзажная живопись стала основным и наиболее почитаемым в дзэнских монастырях жанром изобразительного искусства. В наши дни на Западе принято называть суми-э любое изображение, написанное тушью с использованием технических приемов работы кистью, традиционно принятых в Азии.

Информация о работе Батик