Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:38, курсовая работа
Цель работы: создание творческой композиции в виде ширмы в технике батик.
Основные задачи:
o изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани;
o освоить основные приемы росписи ткани;
Введение…………………………………………………………………………..2
Анализ литературы………………………………………………………………..
Глава 1 История росписи тканей………………………………………….…..3
1.1 Отличительные особенности японского батика…………………………….
Глава 2 Основные способы росписи тканей…………………………………8
2.1 Холодный батик……………………………………………………………...8
2.2 Материалы………………………………………………………….………….9
Глава 3 Развитие живописи в Японии ……………………………………….12
3.1 Цвета Японии………………………………………………………………..13
3.2 Жанры………………………………………………………………………….15
Глава 4 Использование росписи ткани в оформлении интерьера…………..20
Глава 5 Технология выполнения батика ………………..…………………..29
Глава 6. Технология выполнения картины…………………………………..31
Глава 7. Расчет себестоимости выполненного изделия……………………....37
Заключение……………………………………………………………………....38
Список использованной литературы…………………………………………39
Как хорошо,
когда, на столе развернув
редкостный свиток, чтенью предашься душой
и созерцанью картин.
Почему именно свиток используется в японской живописи? Оказывается в отличие от европейских картин свитки не предназначались для длительного показа. Их вынимали из футляров в связи с какими-либо событиями — по случаю празднеств, или приёма гостей, или же когда у владельца просто возникало желание отрешиться от «грубой» действительности, погрузившись в созерцание живописи.
Большое значение для судеб японской живописи имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской культовой практики создавали определённый спрос на произведения этих видов искусства. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.
У свитка среди всех форм особое место. Любой свиток — это полоса шёлка или бумаги, как котором выполняется живопись (как и каллиграфия) и которая затем монтируется в специальное обрамление (порча и шёлк). Сама форма свитка обладает сокровенной значимостью, и предполагает определённый ритуал обращения.
Восприятие живописи считалось всегда таким же творческим процессом, как и создание её, поскольку зрителю, желающему уловить подлинный смысл произведения, необходимо всепоглощающее погружение в него, переживание, близкое авторству. Из рассказа японского прозаика Акутагава Рюноскэ «Одержимый творчеством» (сцена встречи известного писателя Бакина и прославленного художника Кадзана): «При взгляде на этот выдержанный в строгих, неярких тонах свиток глаза Бакина увлажнились и засияли»…
Тематика
большинства картин — это зимние
пейзажи, водопады, знаменитая гора Фудзи,
животные (цапли, журавли, птички) и, конечно,
ветка сакуры. Форма свитка очень хорошо
позволяет передать ощущение пространства,
в сочетании с цветовым решением и расположением
композиции.
3.1
Цвета Японии
На Востоке используют огромное множество самых разнообразных цветов. Рассмотрим подробнее цветовые предпочтения жителей Японии.
Это удивительная страна, совершенно особым образом сочетающая в себе открытось мировым тенденциям со строгостью национальной культуры. Стоит заглянуть глубже, и Вам откроется удивительная картина сочетания старинных традиций и чужого влияния. Япония отличается прекрасно развитым вкусом в области дизайна и цвета. В этой стране на протяжении многих веков вырабатывались подходы к использованию цвета.
Женщины носят определенные цвета в зависимости от возраста. Молодые, незамужние девушки обычно одеваются в нежные, пастельные тона – розовый, персиковый и кремовый. Более взрослые, замужние дамы носят черный и бежевый. А их прапра-прапрабабушки надевали черные кимоно на свадьбу.
Иногда цвет одежды говорит о статусе и социальном положении человека. В романе «Воспоминания гейши» писатель Артур Голден пишет об изменении цветов на воротничке. Девушки, только приступившие к обучению, носили красные воротнички, а настоящие гейши – белые. Такая мелочь означала серьезное изменение статуса и о многом говорила.
Японцы
по-прежнему связывают некоторые
цвета с определенными
Красный и белый – цвета национального японского флага – означают счастье и удачу, поэтому их можно использовать для праздников. Салфетки и небольшие подарки, которые дарят на свадьбе гостям, часто заворачивают в красную (или розовую) и белую бумагу. Эти же цвета используются и на других торжествах – например, при открытии нового офиса. Когда-то давно, когда плотники начинали строить новый дом, семья приходила на строительную площадку и размещала в фундаменте нового дома коробочку, в которой лежали рисовые лепешки и деньги на счастье. И все это было упаковано в ткань с красно-белым рисунком.
Пурпур в Японии является традиционным атрибутом императорской семьи.
Как правило,
фиолетовый цвет бывает нежного, лавандового
оттенка. Члены императорской семьи
не всегда носят этот оттенок, но на
публичных официальных
Использование цвета в Японии изменяется в зависимости от времени года. Черные кимоно никогда не надевают летом, разве что приходится отправиться на свадьбу или похороны. Когда становится жарко, то японские женщины надевают одежду таких цветов, которые создают у ее гостей ощущение прохлады. Серые тона, цвет слоновой кости и бежевый выбирают женщины в зрелом возрасте, а молоденькие девушки одеваются в светло-розовый и нежно-голубой. Сезонные изменения цветов касаются не только одежды, но и декоративных аксессуаров.
Для того
чтобы ее гости почувствовали
прохладу среди летнего зноя, хозяйка
наполняет свой дом предметами, выдержанными
в холодных синих и зеленых
тонах. И точно так же, чтобы
создать атмосферу тепла
В Стране восходящего солнца почитают многие цвета - белый и желтый, красный и фиолетовый. У японцев очень тонкое мироощущение, и каждый цвет для них обладает особым символизмом. Для европейцев странно, почему спокойные японцы активно используют красный цвет. Но согласно древнему поверью красный цвет спасает от злых духов, болезней и несчастий. Красный цвет символизирует любовь и жизнь, и в то же время гнев, войну, огонь, мужество и силу. Японцы почитают также фиолетовый цвет. По традиции фиолетовые ирисы были единственными цветами, которые позволено было дарить самураю. Желтый был цветом божественной, императорской власти. Сине-голубой олицетворял постоянство, преданность, правосудие, мир, глубину и совершенство. Зеленый символизировал бессмертие и непрерывность бытия, черный — мудрость и знание, белый—истину, долг.
Цвета японцы воспринимают несколько иначе, чем европейцы. В японском есть всеголишь несколько "основных" цветов, которые имеют свои собственные названия (белый, черный, синий/зеленый, красный), большинство же других цветов называются "описательно": цвет чая, цвет персика, цвет молодого бамбука и так далее.
Обычно
такое "описательное название" образуется
добавлением к
色彩 (しきさい, сикисай) - расцветка, окраска;
顔色 (かおいろ, каоиро) - выражение лица, внешний вид;
色々な
(いろいろな,
ироирона) - разные, различные.
深緑 (ふかみどり, фукамидорииро) - темный (насыщеный) зеленый
若竹色 (わかたけいろ, вакатакэиро) - цвет молодого бамбука
藍色 (あいいろ, аииро) - темно-синий, индиго
朱色 (しゅいろ, shu, сю) - алый, цвет киновари
桃色 (ももいろ, момоиро) - персиковый, розовый
桜色 (さくらいろ, сакураиро) - бледно розовый, "цвет сакуры"
杏色 (あんずいろ, анзуиро) - абрикосовый
肌色 (はだいろ, хадаиро) - телесный
茶色 (ちゃいろ, тяиро) - коричневый (цвет чая)**
土色 (つちいろ, цутииро) - цвет земли
鼠色 (ねずみいろ, нэзумииро) - серый, мышиный
灰色 (はいいろ, хаииро) - серый, пепельный.
3.2
Жанры японской
живописи
Жанры японской живописи очень разнообразны их выделяется огромное количество. Рассмотрим некоторые из них:
Абуна-э (Abuna-e, あぶな絵) - эротическая живопись и гравюра, здесь изображали частично обнаженных женщин, участвующих в повседневной деятельности, например - купание, мытье волосы, наслаждение вечерней прохладой, или накладка макияжа. Часто внезапный порыва ветра, маленький ребенок, или даже животные, такие, как обезьяна или кошка, игриво тянули у женщины одежду, обнажая ее ноги, бедра или грудь. Считается, что Abuna-е было создано в 1772 году, после того как правительство запретило сексуальные картинки, а пик их популярности пришелся на середину 18 века.
Бидзин-га — общее название для произведений живописи и графики, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве Японии, например — в печати с деревянных досок художественного направления укиё-э, являвшегося своего рода предшественником фотографии. Обозначение бидзинга может использоваться и для современных средств искусства, представляющих классический образ прекрасной японской женщины, как правило одетой в кимоно. Практически все мастера укиё-э создавали картины в жанре бидзинга, бывшие одной из центральных тем этого направления японского искусства. В узком смысле это жанр гравюры укиё-э.
Бундзинга - живопись образованных людей, школа японской живописи тушью, направление в японской живописи, сформировавшееся в XVIII веке под влиянием китайской Южной школы «Вэньжэньхуа» (картины культурных людей). Японские художники бундзинга в основном уделяли внимание традиционным жанрам китайской живописи – пейзаж, «цветы-птицы» и «четыре благородных мужа» ( слива, орхидея, хризантема и бамбук).
Кано - одна из самых известных художественных школ в японской живописи. Школа была основана художником Кано Масанобу (1434-1530), современником Сэссю и учеником мастера Сюбуна. Школа Кано формировалась из художников, принадлежавших к роду Кано. В Период Адзути-Момояма эта школа достигает своего расцвета. Художники школы кано часто работали с большими формами, они создавали картины природы, сцены птиц, растений, воды и животных на раздвижные двери или экраны на фоне сусального золота. Наиболее замечательные из этих работ хранятся в замке Нидзё в Киото. Мастера Кано известны также своими замечательными монохромными росписями чернилами по шёлку. Для их работ характерны комбинации из реальных предметов и животных, выступающих на первом плане картины, и из абстрактных, совершенно отвлечённых элементов заднего плана, например, облаков. Наибольшего развития в школе Кано достигает совершенствование изображённых в китайском стиле неба, облаков, моря и тумана.
Мэйсё-э - изображение знаменитых или прославленных красотой мест. Традиционный жанр японского искусства.
Муся-э
- станковые гравюры с
Сансуйга (Sansuiga) - пейзажной живописи, "картины гор и вод", один из трех главнейших жанров живописи, наряду с дзимбуцуга (портретная и жанровая живопись) и катега (картины цветов и птиц). Пейзажи сансуйга, несущие философский смысл, японские художники стали рисовать, только начиная с 15 века. Вместе с дзэн-буддизмом в Японию попала китайская культура династий Сун и Юань, в том числе и так ценимая дзэнскими монахами китайская монохромная живопись тушью. Первые художники-пейзажисты использовали мотивы, заимствованные у китайских художников-монахов и художников придворной академии живописи, изображая идеализированные лирические пейзажи.
Суми-э (Sumi-e) - японская монохромная живопись тушью, это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают "тушь" (суми) и "живопись" (э). То есть суми-э - это тип монохромной живописи, похожей на акварель. Культивируемая в крупных дзэнских монастырях Камакура и Киото, суми-э очень ценилась дзэнскими художниками и их покровителями. Дзэнские монахи-художники рисовали портреты тиндзо, но к концу XIV века монохромная пейзажная живопись стала основным и наиболее почитаемым в дзэнских монастырях жанром изобразительного искусства. В наши дни на Западе принято называть суми-э любое изображение, написанное тушью с использованием технических приемов работы кистью, традиционно принятых в Азии.