Бальный танец как средство формирования танцевальных навыков у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть бальный танец как средство формирования танцевальных навыков у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Изучение методической литературы;
- Рассмотреть бальный танец как средство формирования танцевальных навыков личности;

Оглавление

Введение.
Глава I. История возникновения бального танца………………………………………………………………………………..
1.1. Исторические аспекты развития бальных танцев……………………………………………………………………….
1.2. Происхождение бальных танцев………………………………………………………………………..
Глава II.Классификация бальных танцев.
2.1. Танцы, входящие в программу бальных танцев………………………………………………………………………...
2.1.1. Танцы европейской программы……………………………………………
2.1.2. Танцы латиноамериканской программы…………………………………..
Глава III. Бальный танец как средство формирования танцевальных навыков у детей младшего школьного возраста.
3.1. Формирование моторно-двигательных навыков у детей младшего школьного возраста………………………………………………………….
3.2. Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста………………………………………………………….
3.3. Методика преподавания бального танца………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………...........................................

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу. На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.

Разучивание танцев проводиться в следующей последовательности. Вводное слово педагога. Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нем некоторые сведения. Если название не совсем понятно, дает объяснение к названию (например, полонез - старинный танец польского происхождения). Затем педагог дает общую характеристику танцу – говорит об истории его возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, рассказывает о характерных чертах плясок данного народа; если танец относиться к группе старинных, то сообщает сведения о времени, когда он появился, о стиле исполнения и этикете тех лет и т. п.                                                                                                                                     

Слушание музыки и её анализ. Затем предлагается прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определить строение (части музыкального предложения, фразы).          

Следующий этап – разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. Приступая к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка, педагог объясняет и показывает их сам, затем движения повторяют ученики. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении. На данном этапе занятия формируются танцевальные навыки такие как:

                  Осанка;

                  Выворотность ног;

                  Гибкость тела;

                  Координация движений;

                  Музыкально-ритмическая координация;

                  Устойчивость и т. п.

Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. В осанке детей бывают, заметны различные отклонения. Такие отклонения, как асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), сутулость. Однако при постоянных занятиях танцами  и постоянных упражнений могут быть исправлены.                                                    

Выворотность ног. Это способность развернуть ноги в положение « наружу», когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Сочетание природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в поистине пленительное зрелище. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм.                                     

Гибкость тела. Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто занимается танцами. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию  сценического образа.                     

Координация движений. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Различают  три основных вида координации: нервную,  мышечную, двигательную. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т. п. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях). Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени.            

Музыкально – ритмическая координация. Это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.                           

Устойчивость (aplomb)- это сила скелетных мышц, способная удерживать корпус в вертикальном положении; уверенная, свободная манера исполнения, самоуверенность, равновесие. Важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, координация, общее хорошее физическое развитие и здоровая нервная система. Чем ближе к опоре центр тяжести тела и чем больше ее площадь, тем выше ее устойчивость.                                                                                                                                При развитии танцевальных навыков следует в равной степени работать над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова – не будет достигнуто полной гармонии движений. Одновременно с разучиванием упражнений для рук, корпуса и ног должна вестись постоянная работа над позами и положении в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно принимаются  учащимися, можно закрепить их на шаге полонеза, польки, шассе и т.п. Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися. В заключение разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, фигуры и целый танец. Работа над техническим совершенствованием танца не должна становиться самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь в коллективе, учащиеся не просто выучат определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии будут познавать своеобразный выразительный язык хореографического искусства, получать представление о хореографии как о синтетическом виде искусства, где тесно переплетаются музыка и пластика. А работая над танцевальным образом, будут находить более красивые и выразительные позы и движения. Одна из задач, стоящих перед педагогом бального танца, - научить видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в танце.

 

Заключение.

Танец – незаменимое действенное средство в . Следовательно, танец с его богатой образно – художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитие творчества и навыков ребенка:

                  танец способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития; укрепляет здоровье;

                  формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;

                  воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, знание простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;

                  пластическими средствами и мимикой выражает разнообразную гамму чувств и настроений; дает правильное направление развитию многообразия эмоциональных проявлений, гуманистических чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению;

                  формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;

                  развивает творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствует активному познанию окружающей действительности;

                  воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнера», группового, коллективного действия;

                  пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других народов.

Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и  востребовательность данного вида искусства.

 

Список используемой литературы.

 

1.Мир движений мальчиков и девочек. Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. Санкт-Петербург, «Детство Пресс», 2001г.

2.Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. – М., 1980г. – с.15-26.

3. Вильчковский Э.С. развитие двигательной функции у детей. – Киев: «Здоровье», 1983г.

4.Воспитание детей в игре. – М., 1993г.

5. Воронцов Н.М. Закономерности развития детей и методы его оценки. Учебно-методическое пособие. – Л., 1986г.

6.Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций.// Теория и практика физической культуры. 1995г., №11, с.39-43.

7.Двигательные качества и моторика их развития у дошкольников. / сост. Н.А.Ноткина. – СПб.: Образование, 1993г.

8.Изаак С. И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи.:Автореф. дисс…канд.пед.наук. –М., 1997г.

9.Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 4-7 лет. // Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья  дошкольников. / под ред. В.И.Усакова. – Красноярск, 1996г. – с.37-40.

10.Ноткина Н.А. Индивидуальные различия в формировании двигательных качеств дошкольников./ Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском соду.: Межвуз.сб.науч.тр.-Л., 1985.- с.146-151.

11.Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: «Мозайка-синтез.»,2000г.

12.Сулимцкв Т.И, Данилушкина В.И., Бланин А.Д. Двигательные возможности детей 4-6 летнего возраста разных самотипов.// Актуальные проблемы физического воспитания школьников.: Материалы всероссийской науч.конф.- малафовка, 1999г.,с.124-126.

13.Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М., Музыка, 1987г.

14.зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Пособие для музыкального руководителя. М., Просвещение, 1971г.

15.Ревская Е., Руднева С., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М., Просвещение, 1969г.

16.Уральская В.И. Рождение танца. М., Советская Россия, 1982г.

17.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в саду.  Популярное пособие для родителей и педагогов.  Ярославль, «Акадкмия развития», 1997г.

18.Ингенкамп Л.В. педагогическая диагностика. М., Просвещение, 1982г.

19.Фомин А.Н., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., «Физкультура и спорт», 1981г.

20.Бронштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., «Физкультура и спорт», 1991г.

21.Управление движением. /Под ред. А.А,Митькина, М., Наука, 1990г.

22.Коц Я.М. Организация произвольного движения. М., 1975г.

23.Проблемы физиологии двигательного аппарата. /Под ред. проф. Л.Н. Зефирова, изд-во Казанского  ун-та, 1992г.  

24.Иоффе М.Е. Механизмы двигательного обучения. М., Наука, 1991г.

25. Моторно-висцеральные функции при различных режимах мышечной деятельности. / Сб.науч.тр., Алма-Ата, 1988г.

26.Давыдова Е.К. движение как сигнал. М., Наука, 1986г.

27. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М., Педагогика-Пресс, 1999г.

28.Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.,  «Советский композитор», 1991г.

29.Лифиц А. Ритмика. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных учреждений. М., «Академия», 1999г.

30.Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С.23-25.

31. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье. - 1987. - 223 с.

32. Ветлугина Н.А., Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология" / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М., 1983. - 46с.

33. Кряж В.Н. Гимнастика, ритм, пластика / В.Н. Кряж, Э.В. Ветошкина. - Минск; Полымя, 1987. - 87с.

34. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец / Т.С. Лисицкая. - М.; Советский спорт, 1988. - 135с.

35. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика / Т.С. Лисицкая. - М.; Физкультура и спорт, 1985. - 82с.

36. Лифиц А. Ритмика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных учреждений /А. Лифиц. - М.; "Академия", 1999. - 74с.

37. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования /Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №12. - С.13 - 14.

38. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания. Методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. - C.11 - 17.

39. Луговская А.С. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.С. Луговская. - М.; "Советский композитор", 1991. - 52с.

40. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений, - СПБ, "Детство Пресс", 2001. - 63с.

41. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М., 2001. - 213с.

42. Тарасов Н.И. “Классический танец” / Н.И. Тарасов - М., 1981. - 125с.

43. Филатов С.В. “От образного слова - к выразительному движению”/ С.В. Филатов - М., 1993. - 52 с. .

44. Франио Г. Методическое пособие по ритмике / Г. Франио, И. Лифиц - М.; Музыка, 1987. - 84с.

45. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.; Советская Россия, 1982. - 43с.

 

 

 

Информация о работе Бальный танец как средство формирования танцевальных навыков у детей младшего школьного возраста