Бальный танец как средство формирования танцевальных навыков у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть бальный танец как средство формирования танцевальных навыков у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Изучение методической литературы;
- Рассмотреть бальный танец как средство формирования танцевальных навыков личности;

Оглавление

Введение.
Глава I. История возникновения бального танца………………………………………………………………………………..
1.1. Исторические аспекты развития бальных танцев……………………………………………………………………….
1.2. Происхождение бальных танцев………………………………………………………………………..
Глава II.Классификация бальных танцев.
2.1. Танцы, входящие в программу бальных танцев………………………………………………………………………...
2.1.1. Танцы европейской программы……………………………………………
2.1.2. Танцы латиноамериканской программы…………………………………..
Глава III. Бальный танец как средство формирования танцевальных навыков у детей младшего школьного возраста.
3.1. Формирование моторно-двигательных навыков у детей младшего школьного возраста………………………………………………………….
3.2. Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста………………………………………………………….
3.3. Методика преподавания бального танца………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………...........................................

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Кажущаяся двигательная не утомляемость ребенка связана с тем обстоятельством, что он не производит продуктивных рабочих действий, требующих точности и преодоления сопротивления, а, следовательно, и большой затраты энергии. При обиходных, а тем более при выразительных и изобразительных движениях, почти не связанных с сопротивлением, движение совершается, естественно, т.е. начинаются, проходят и заканчиваются соответственно физиологическим и механическим свойством  двигательного аппарата в соответствующем темпе и ритме, с плавными, мягкими переходами от сокращения отдельных мускульных групп к их расслаблением и обратно. Отсюда грациозность детских движений. В частности, темп, ритм уже хорошо развиты в этом возрасте, но сила движений довольно мала.

Общее  развитие моторики детей 6-7 лет направлено  к постепенному овладению теми координационными возможностями, которые создались у ребенка в результате окончательного созревания анатомического моториума. Исследователь О.М.Гуревич отмечает, что « вместе с усовершенствованием двигательного аппарата несколько уменьшается богатство движений, но налаживаются мелкие точные движения впоследствии постепенного развития корковых компонентов».

Однако могут  встречаться  среди детей 6-7 лет очень различные относительные степени развития отдельных координационных уровней. Есть дети, отличающиеся большим изяществом и гармонией телодвижений, руки которых, в тоже время необычайно беспомощны и не умеют справиться с наиболее примитивными заданиями при письме. Другие обладают исключительной точностью мелких движений (при письме буквы округлые, ровные, не вылезают за строку), однако, такие дети могут быть мешковаты, неловки, спотыкаются на ровном полу, роняют стулья. Существование подобных индивидуальных качественных различий также давно и хорошо известно, как и то, что в прямой коррляции с этой наличной пропорцией развития отдельных сторон  моторики стоит и способность усвоения новых моторных навыков и умений того или другого качества.   Один ребенок очень легко и хорошо выучивается мелкой и точной работе, но очень туго осваивает упражнения ритмической гимнастики, например. Другому легко даются танцевальные движения, ритмика  и очень трудно, например, игра на фортепьяно. Конечно, выбранные моторные профили и конституциональные коррелируют между собой. Поэтому уместно ставить вопрос о выборе методов корректировки и тех и других, способствующих их дальнейшему развитию и тренировке.

Развитие двигательного навыка и умения представляет собой не пассивное  «отдавание»  воздействиям, идущим из вне, а активную психомоторную деятельность, образующую и внешнее оформление и самую сущность двигательного упражнения. Формирование двигательного навыка представляет собой целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз разного смысла и качественно различных механизмов.

Среди множества двигательных функций  развивающихся в возрасте 6-7 лет особое место занимают функции движения пальцев рук. Именно этому аспекту в рамках данной курсовой работы  позднее будет уделено наибольшее внимание.

Двигательные функции пальцев рук  оказывают огромное влияние на развитие всей   высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества  роль руки исключительно велика. Первая двигательная функция руки – хватание. Как и другие двигательные акты хватание сначала проявляется как врожденный рефлекс. в 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный характер, т.е. условнорефлекторный, совершается с наложением на предмет всех пальцев руки и ладони. Действия ребенка с предметами оказывает большое влияние на развитие функций мозга.

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению», - писал  И.М. Сеченов. Усиление двигательного компонента эффекторного звена игровых,  пищевых и других реакций усиливает основной рефлекс. Построение каждого движения определяется характером тех сигналов, которые его вызвали, и осуществляется как процесс координации элементов данного движения.

Н.А.Бронштейн и А.В.Запорожец считают, что координация любого двигательного акта – от самого элементарного до такого сложного как письмо и артикуляция, - определяется образом или представлением ожидаемого результата действия. Представление о действии, говорит Н.А.Бронштейн, является «ведущей инвариантной», определяющей по ходу перестройку программы двигательного акта.

В научной литературе по психологии, физиологии, педагогики принято различать два основных вида движений: произвольное и непроизвольное. Безусловно, оба вида свойственны детям младшего школьного возраста. Непроизвольные, более простые, полностью воспроизводят врожденные двигательные реакции. Произвольные, сложные движения, сразу формируются как заученные, они представляют собой множество приобретаемых на жизненном опыте  навыков, умений. В сложных двигательных актах элементы произвольного и непроизвольного движения переплетаются очень тесно и очень трудно их отдифференцировать. В случае многократного повторения эти компоненты превращаются во «вторичные механизмы» (например, при изучении танцевального движения, игре на музыкальном инструменте) и начинают осуществляться без активного участия коры головного мозга.

В исследованиях психологов отмечается три основных черты произвольных действий: 1) они свободны от внешних стимулов; 2) направлены на достижение какой-либо цели; 3) предвосхищают будущее (поскольку цель должна быть достигнута в будущем). Именно поэтому психологи пришли к мысли, что произвольные движения не детерминированы внешними воздействиями и побудительной силой их развития является принятое человеком решение.                             

«Непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это при помощи второй сигнальной системы»,- говорил И.П.Павлов., Л.С.Выготский писал о том, что высшие,   человека формы регуляции движения рождаются в социальном общении людей. Индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям взрослых. 

Знакомясь с окружающим миром, ребенок учится различать множество предметов и явлений, их пространственные, временные и причинные отношения. Информация, полученная им от анализаторских систем, в том числе и от двигательной, подвергается сортировке, анализу, объединению, разномодальные ощущения сливаются в образы предметов. Этот процесс И.М.Сеченов назвал предметным мышлением. Развитию предметного мышления у ребенка в возрасте 6-7 лет во многом способствует развитие его двигательной моторики. В работах Сеченова обращается внимание на то, что каждый рефлекс содержит движение:  движение мышц управляющих глазом, движение в руках и ногах и т.д. Значит, процесс выделения соответствующих рефлексов в мозге и последующая их интеграция в целостный образ предмета подразумевает широкое участие двигательного анализатора.

Таким образом, двигательная система оказывает огромное воздействие на весь организм ребенка в целом, но особенно существенно его влияние на деятельность мозга.

 

3.2. Особенности развития координации движений у детей 6-7 лет.

 

 

Координация движений – это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам известно, что координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 6-7 годам жизни. Отмечено также, что дети, занимающиеся бальной хореографией, добиваются виртуозности движений, которым их обучают. Это дает основание считать возможным тренировать и совершенствовать координацию движений.

Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, считают они является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Все это создает благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе разучивания и отработки танцевальных движений, постоянно формируются и уточняются различные формы содружественных и реципрокных отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше техника исполнения различных движений, тем более совершенными становятся эти отношения.

Рассматривая этот вопрос с точки зрения освоения танцевальной техники, ученые считают, что в учебные занятия следует включать максимально разнообразные движения. С тем чтобы обеспечить наилучшее развитие координационных возможностей.

Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму тренажа, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические и танцевальные упражнения выполнялись бы с определенной нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.

Как пример такого целенаправленного педагогического процесса можно привести эксперимент, в котором изучалось возможность развивать координацию движений руками у детей 6-7 лет. Из учащихся первых классов были созданы две экспериментальные и одна контрольная группы, и по разработанным контрольным группам был определен уровень координационного развития детей. После этого в течение полугода учащиеся экспериментальных групп разучивали упражнения, специально направленные на улучшение координационного развития. Следует отметить, что уроки хореографии проходили по существующей программе, а на выполнение двух-трех специальных упражнений затрачивалось около трех-четырех минут в основной части каждого урока. Специальными упражнениями служили различные движения руками в плечевых суставах со всевозможными координационными сочетаниями, от самых простых до весьма трудных. Упражнения, выбранные в качестве тестов, в течение эксперимента не разучивались.

После окончания эксперимента, т.е. через 40 уроков, дети были подвергнуты контрольному испытанию, которое состояло из тех же тестов, что и первый раз. Оказалось, что цикл занятий специальнонаправленными упражнениями весьма эффективен. Уровень развития координации движений у учащихся экспериментальных групп значительно возрос: дети этих групп легко и быстро овладели контрольными тестами, значительно опередив детей из контрольной группы, не разучивавших специальных упражнений; более того, они выполняли движения со сложной координацией зачастую лучше, чем дети 11 лет.

Аналогичные результаты были получены в педагогическом эксперименте с детьми, разучивавшими упражнения со сложными сочетаниями движений руками и ногами. Все это свидетельствует, что развитие координации движений у детей можно целенаправленно совершенствовать и ускорять, что координация движений тренируема.

Результатом занятий бальной хореографией, вероятно, является и рост пластичности нервной системы, т.е. ее способность к переделке старых и выработке новых условных связей. Благодаря пластическим свойствам коры больших полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.

Итак, мы установили, что координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Выяснено, что высока степень развития координации движений, оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами и что координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными, на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

 

3.4.           Методика преподавания бального танца.

 

 

Обучение бальным танцам осуществляется в специальных школах и коллективах (кружках, студиях, ансамблях). Вечера танцев, которые проводятся в этих школах, отличаются от танцевальных вечеров в клубе, во Дворце культуры и т. п. более разнообразным и сложным репертуаром, красивым, правильным исполнением любого танца. Школы и коллективы, в которых обучают бальным танцам, решают важные воспитательные и художественные задачи. Они состоят в том, чтобы развить  танцевальные навыки учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства. Верная передача характера, стиля, образного содержания музыки является непрерывным условием любой хореографической деятельности; необходимые для этого знания и навыки в известной степени можно развить в процессе обучения. Исполнение бальных танцев предполагает также определенный уровень развития музыкальных способностей. Ведь движение танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, необходимые для исполнения бальных танцев.

Эти упражнения включают задания, помогающие выработать навык сохранять нужные интервалы, стоя на месте, в кругу, в колонне, парами, в шеренге; при движении в колонне по одному, парами, тройками, четверками; двигаясь шагами, бегом или подскоками; умение выполнять различные повороты, перестроения, менять направление, рисунок движения. Наибольшую сложность для педагога танца представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденный материал. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приемы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, находить правильное соотношение между занимательным и серьезным в обучении. Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный разбор её, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений, танцев. При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи. Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему.

Информация о работе Бальный танец как средство формирования танцевальных навыков у детей младшего школьного возраста