В чем содержание предварительной стадии проектного анализа?

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:55, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Основные положения инвестиционного проектирования…………………….…..5
1.1. Понятие проекта и проектного цикла………………………………………….....5
1.2. Виды инвестиционных проектов…………………………………………….........7
1.3. Общая последовательность разработки и анализа проекта……………………...8
1.4. Маркетинговый анализ проекта…………………………………………………...9
1.5 Технический анализ ……………………………………………………………….10
1.6 Финансовый анализ…………………………..…………………………………….12
1.7 Экономический анализ…………………………………………………………….13
1.8 Институциональный анализ……………………………………………………….15
1.9 Анализ риска………………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Инвест.docx

— 55.04 Кб (Скачать)

1.3. Общая последовательность  разработки и анализа проекта

 

Несмотря  на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную  выполнимость проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического  инвестора, проект должен оканчиваться анализом риска. На рис. 1. представлена общая последовательность анализа  проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проект отклоняется” носит условный характер. Проект действительно  должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может  быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта  должен начаться заново.

 

Рис. 1. Общая  последовательность анализа проекта

1.4. Маркетинговый анализ  проекта

Базовые вопросы маркетингового анализа  состоят в следующем.

  1. На какой рынок сфокусирован проект? На международный или внутренний?
  2. Предполагает ли проект баланс между международным и внутренним рынком?
  3. Если проект нацелен на международный рынок, совпадает ли его цель с принципиальными политическими решениями государства?
  4. Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной политике?
  5. Если проект несовместим с политикой государства, стоит ли его рассматривать дальше?

Так как  проекты осуществляются при уже  существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также  включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные  сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик  проекта должен провести детальное  исследование рынка. Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов  в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования, продвижения товара на рынок и сбыта. Эти элементы маркетинговой смеси должны быть объединены в единое целое, которое должно обеспечить продукту наиболее выгодное конкурентное положение на рынке. Маркетинговый план должен также учитывать наличие других продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.

Маркетинговый анализ включает в себя прогнозирование  спроса. При разработке инвестиционного  проекта необходимо определиться с  точностью прогноза, сопоставив ее с издержками достижения желаемой точности. Хотя процесс принятия решений осуществляется в условиях неопределенности, правильный прогноз может уменьшить степень  этой неопределенности.

1.5. Технический анализ

Задачей технического анализа инвестиционного  проекта является:

  • определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта;
  • анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы;
  • проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.

Процедура технического анализа начинается с  анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться  следующими критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать  ранее, то есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на импортное  оборудование и сырье.

Правило выбора технологии предусматривает  комплексный анализ некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированного  критерия.

Ключевые  факторы выбора среди альтернативных технологий сводятся к анализу следующих  аспектов использования технологий.

  1. Прежнее использование выбранных технологий в сходных масштабах (масштабы могут быть слишком велики для конкретного рынка).
  2. Доступность сырья (сколько потенциальных поставщиков, какие их производственные мощности, качество сырья, каково количество других потребителей сырья, стоимость сырья, метод и стоимость доставки, риск в отношении окружающей среды).
  3. Коммунальные услуги и коммуникации.
  4. Нужно быть уверенным, что организация, которая продает технологию, имеет на нее патент или лицензию.
  5. По крайней мере начальное сопровождение производства продавцом технологии.
  6. Приспособленность технологии к местным условиям (температура, влажность и т.п.).
  7. Загрузочный фактор (в процентах от номинальной мощности по условиям проекта) и время для выхода на устойчивое состояние, соответствующее полной производительности.
  8. Безопасность и экология.
  9. Капитальные и производственные затраты.

В табл.1.4 приведен пример такого многоальтернативного выбора, в котором каждый фактор оценивается по десятибалльной шкале.

Т а б  л и ц а 1.

Пример  выбора лучшего технического решения

Ключевые факторы 

Вес

критерия

Альтернативы

А

В

С

D

Прежнее использование

0,1

6

3

2

0

Доступность сырья

0,25

3

4

6

9

Коммунальные услуги и коммуникация

0,06

5

3

2

6

Наличие патента или лицензии

0,03

0

0

10

10

Приспособленность технологии к местным  условиям

 

0,06

 

7

 

5

 

4

 

7

Загрузочный фактор

0,1

7

4

6

8

Безопасность и экология

0,15

10

8

5

3

Капитальные и производственные затраты

0,25

5

4

8

6

Величина взвешенного критерия

1,00

5,52

4,38

5,71

6,08


 

Расчет обобщенного  критерия производится по формуле:

,

 

где w – удельный вес частного критерия, Gk - величина частного критерия.

Наилучшим принимается технический проект, который имеет наибольшее значение критерия. В частности, в рассмотренном примере необходимо отдать предпочтение проекту D.

1.6. Финансовый анализ

Общая схема  финансового раздела инвестиционного  проекта включает следующую последовательность действий.

  1. Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия.
  2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
  3. Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
  4. Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.
  5. Оценка эффективности инвестиционного проекта.

Наиболее  ответственной частью финансового  раздела проекта является собственно его инвестиционная часть, которая  включает:

  • определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту;
  • установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей;
  • оценку стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта;
  • прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта;
  • оценку показателей эффективности проекта.

Наиболее  методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в  течение его срока реализации. Объем денежных потоков, которые  получаются в результате реализации проекта, должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа “стоимости денег во времени”. Данный принцип гласит: “Рубль сейчас стоит  больше, чем рубль, полученный через  год”, т.е. каждый новый поток денег, полученный через год, имеет меньшую  значимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше. В качестве характеристики, измеряющей временную значимость денежных потоков, выступает норма доходности от инвестирования полученных в ходе реализации инвестиционного  проекта денежных потоков.

В процессе оценки окупаемости проекта критичным  является вопрос учета инфляции. В  самом деле, денежные потоки, развернутые  во времени, следует пересчитать  в связи с изменением покупательной  способности денег. В то же время  существует положение, согласно которому конечный вывод об эффективности  инвестиционного проекта может  быть сделан, игнорируя инфляционный эффект. В одной из глав будет  показано, что инфляционное изменение  уровня цен не влияет на оценку чистого  приведенного к настоящему моменту  значения денежных потоков, на базе которых  определяется основной показатель эффективности  инвестиционного проекта.

1.7. Экономический анализ

Основной  вопрос финансового анализа: может  ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано в  предыдущем разделе, можно дать с  помощью анализа денежных потоков. Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличение богатства государства (нации).

Рассмотрим пример постановки задачи экономического анализа. Пусть компания С занимается производством какого-либо товара при следующих условиях:

  • государственная организация продает компании сырье по льготным ценам;
  • комплектующие элементы, которые импортируются, также продаются компании государством по ценам ниже международных рыночных;
  • предприятие платит своим рабочим зарплату на уровне стандартов страны;
  • в результате предприятие продает товары государственному предприятию по ценам существенно меньшим, чем можно было бы продать за рубежом на свободном рынке.

Задача  заключается в том, чтобы установить выгоду государства от реализации такого проекта, сравнив его со следующими вариантами:

  • продавать компании сырье и комплектующие по рыночным ценам, платить рабочим по мировым стандартам и покупать потом у компании товары по свободным ценам;
  • покупать аналогичный (главным образом по показателям качества) товар за границей.

Таким образом, в процессе экономического анализа  необходимо выяснить прибыльность государства, а не владельцев компании от реализации этого проекта.

В чем  необходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализа  делать не надо, так как то, что  выгодно владельцам компании, одновременно выгодно всем остальным. Не претендуя  на глобальность последующего определения, перечислим основные черты свободного рынка:

  • изобилие покупателей и продавцов;
  • все производственные факторы (труд, капитал, материалы) мобильны;
  • цены свободно устанавливаются исходя из желаний продавца и покупателя;
  • нет барьеров для входа новых компаний в рынок.

Такую ситуацию следует признать идеальной даже для передовых западных стран. Реально  цены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются или занижаются), и очень редко можно оценить  экономический вклад проекта, если известен финансовый. Поэтому для  крупных инвестиционных проектов помимо оценки их коммерческой эффективности  принято анализировать общественную (бюджетную) эффективность и экономическую  привлекательность (т.е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).

Информация о работе В чем содержание предварительной стадии проектного анализа?