Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:31, дипломная работа
Цель работы. Цель работы – определение на основе комплексного анализа, с учетом особенностей современной политики экономического роста республики новых подходов к формированию стратегии развития государства в условиях рыночной экономики.
Введение 3
1
Теоретические аспекты инвестиционной деятельности Республики Казахстан
7
1.1
Инвестиционный рынок Казахстана
7
1.2
Региональные аспекты управления инвестиционными потоками
17
1.3
Инвестиционная деятельность предприятия
31
2
Анализ социально-экономического развития Республики Казахстан
38
2.1
Становление и развитие экономики Республики Казахстан
38
2.2
Причины диспропорций в структуре экономики Казахстана, угрозы устойчивого развития
44
2.3
Проблемы и перспективы стимулирования инновационного экономического роста национальной экономики
52
3
Основные направления экономического роста к устойчивому Социально-экономическому развитию
60
3.1
Импортозависимость и механизмы ее снижения в национальной экономике как фактор экономической безопасности и устойчивого развития
60
3.2
Инновационное предпринимательство как фактор экономического роста национальной экономики
70
Заключение
81
Список литературы
85
Приложение А Внутренние затраты на исследования и разработки
88
Приложение Б Структура ВВП методом производства
89
Согласно новой концепции
Правительства основными
Финансирование прикладных НИОКР по новому закону о поддержке инновационной деятельности предусматривает предоставление грантов /3/: 1) для групп ученых; 2) для отдельных ученых; 3) инновационные гранты. Заявленные проекты должны соответствовать цели и направлениям Стратегии инновационного развития, обладать интеллектуальной собственностью, инвестиционной привлекательностью, высоким научно-техническим уровнем и конкурентными преимуществами.
Все это свидетельствует о принципиальных изменениях в системе финансирования НИОКР и инноваций. Правительство Казахстана формирует новые механизмы координации и финансирования НИОКР. В новой модели функции управления развитием прикладных технологических исследований переходят от Министерства образования и науки РК к Министерству индустрии и торговли. Финансирование основывается на разделении науки на фундаментальные, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Согласно данным Правительства в 2008г. рост финансирования науки был кратен 1,2 в сравнении с 2007г. и составил 13,6 млрд. т. Бюджет научных исследований 5,92 млрд.т. распределился между фундаментальными и прикладными в соотношении 35,1 % к 64,9%.[3,с.145]
Новая схема финансирования НИОКР предполагает ориентированность научных организаций Мининдустрии и Минэнергетики и минеральных ресурсов на выполнение прикладных исследований (ПИ) и опытно-конструкторских работ (ОКР) с направлением на их поддержку порядка 5,1 млрд. т. в год. Национальный инновационный фонд поддержит ПИ и ОКР 1,2 млн. долл. Фонд науки направляет на фундаментальные и прикладные исследования около 1,2 млн. долл.
Институциональные изменения в финансировании НИОКР и инноваций вызваны расширением системы бюджетного финансирования с привлечением средств Национального инновационного фонда, Казахстанского инвестиционного фонда и корпоративного сектора. В этой схеме к финансированию прикладных НИОКР будут привлечены средства корпораций. Специализированные рисковые исследования и разработки станут объектом венчурного финансирования и НИФ. Учитывая риски инновационных проектов Фонд создает систему венчурных фондов с капитализацией в 85 млн. долл. Фонд поддерживает компании на начальных этапах коммерциализации проектов в области биотехнологии, новых материалов и нанотехнологий, информационных технологий, альтернативной энергетики, технологий для нефтедобывающего и перерабатывающего секторов.
Фонд выдает гранты на НИОКР и пилотные образцы новых продуктов, стартовый капитал для высокотехнологичных компаний на стадии коммерциализации инноваций и выхода на внешние рынки, на развитие инновационной инфраструктуры, участвует в уставном капитале венчурных фирм.
С появлением венчурных фондов функции НИФ ограничатся некоторым участием в создаваемых фондах (49% уставного капитала) с правом продажи доли Фонда на фондовом рынке частным инвесторам. Его взаимодействие с другими институтами связано с участием Фонда науки в финансировании фундаментальных исследований, для прикладных исследований и ОКР предусмотрена грантовая поддержка. «Венчурные фонды» финансируют проекты фирм на стадии расширения. Банки подключаются к финансированию на заключительной стадии выпуска новой продукции. Таким образом, развитие финансовой инфраструктуры основывается на капитале венчурных фондов и частных инвесторов.[4,с.111]
Зоной венчурного финансирования
будут фундаментальные и прикла
На финансирование проектов предприятий традиционных отраслей направлена деятельность «Инвестиционного фонда Казахстана» с уставным капиталом в 23 млрд. тенге, или 165 млн. долл., задачей которого являются инвестиции в уставный капитал предприятий, использующих передовые технологии глубокой переработки сырья и материалов. Приоритетным для Фонда является развитие энергоемких производств, включая выпуск стройматериалов, стекольной продукции, керамических изделий, создание новых металлургических переделов, химия и нефтехимия, фармацевтическая промышленность, экспортоориентированные производства. Все приведенное выше подтверждает, что создаваемая в Казахстане новая система финансирования научной и инновационной деятельности выступает как одна из определяющих подсистем национальной инновационной системы страны.
Общие показатели, характеризующие источники средств для инвестиций показаны в таблице 1 .[5,с.89]
Таким образом, источники средств для инвестиций имеют тенденцию увеличения. Из рисунка 1 видно, что инвестиции в нефинансовые активы и в основной капитал на душу населения также за период с 2002 по 2008 год имеют тенденцию увеличения.
В январе – июне 2008 года инвестиции в основной капитал составили 151,2 млрд. тенге, что на 12,4% больше, чем в январе – июне 2007 года. В структуре инвестиций в основной капитал значительная часть приходится на средства предприятий и организаций частной формы собственности (56,4%), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих деятельность на территории РК (26,4%). Доля государственного сектора составила 17,2%.
Таблица 1
Общие показатели, характеризующие
источники средств для
2006 год |
2007 год |
2008 год | |
Валовое сбережение |
1294,7 |
1591,9 |
2184,0 |
Сальдо капитальных трансфертов |
-4,2 |
-2,8 |
1,9 |
Итого |
1290,5 |
1589,1 |
2185,9 |
Рисунок 1 Динамика инвестиций на душу населения по РК
В январе – декабре 2008 года инвестиции в основной капитал составили 3836,1 млрд. тенге (таблица 2), что на 4,6% больше, чем в январе – декабре 2007
года. В структуре инвестиций в основной капитал значительная часть приходится на средства предприятий и организаций частной формы собственности (53,3%), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих деятельность на территории РК (26,1%). Доля государственного сектора составила 20,6%.
На жилищное строительство в январе – июне 2008 года направлено 238,8 млрд. тенге инвестиций, что на 5,1% больше. чем в январе – июне 2007 года. Предприятиями и организациями всех форм собственности и населением введено в эксплуатацию 2870 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 5,7% ниже уровня января – июня 2007 года.
На жилищное строительство в январе – декабре 2008 года направлено 442,3 млрд. тенге инвестиций, что на 16,1% меньше, чем в январе – декабре 2007 года. Предприятиями и организациями всех форм собственности и населением введено в эксплуатацию 6832 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 2,3% выше уровня января – декабря 2007 года.
Относительно 2003 года в 2008 году объем инвестиций в основной капитал увеличился на 188,89%.
В региональной структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес приходиться на Атыраускую область .
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал по формам собственности в РК, млн. тенге
2003 год |
2004 год |
Изм. 2004 к 2003 году |
2005 год |
Изм. 2005 к 2004 году |
2006 год | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
1327864 |
1703684 |
128,30 |
2420976 |
142,10 |
2824523 |
в том числе по формам собственности: | ||||||
государственная |
198348 |
230595 |
116,26 |
306459 |
132,90 |
385686 |
частная |
831617 |
1138823 |
136,94 |
1446878 |
127,05 |
1687784 |
иностранная |
297899 |
334266 |
112,21 |
667639 |
199,73 |
751053 |
Всего |
116,67 |
3667420 |
129,84 |
3836121 |
104,60 |
288,89 |
в том числе по формам собственности: | ||||||
государственная |
125,85 |
458427,5 |
118,86 |
790240,9 |
172,38 |
398,41 |
частная |
116,65 |
2171113 |
128,64 |
2044652 |
94,18 |
245,86 |
иностранная |
112,49 |
1037880 |
138,19 |
1001228 |
96,47 |
336,10 |
25,8%; наименьший удельный
вес занимает Жамбылская
Таблица 3
Региональная структура инвестиций в основной капитал по РК
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год | |||||
млн. тенге |
% |
млн. тенге |
% к итогу |
млн. тенге |
% к итогу |
млн. тенге |
% к итогу | |
Республика Казахстан |
1327864 |
100 |
1703684 |
100 |
2420976 |
100 |
2824523 |
100 |
Акмолинская |
15809 |
1,2 |
24428 |
1,4 |
38189 |
1,6 |
44059 |
1,6 |
Актюбинская |
115842 |
8,7 |
130987 |
7,7 |
184130 |
7,6 |
187090 |
6,6 |
Алматинская |
49020 |
3,7 |
56687 |
3,3 |
99501 |
4,1 |
112414 |
4,0 |
Атырауская |
338521 |
25,5 |
447424 |
26,3 |
713681 |
29,5 |
727635 |
25,8 |
Западно-Казахстанская |
125093 |
9,4 |
89018 |
5,2 |
91860 |
3,8 |
106626 |
3,8 |
Жамбылская |
32675 |
2,5 |
18062 |
1,1 |
22182 |
0,9 |
25553 |
0,9 |
Кадагандинская |
67157 |
5,0 |
96650 |
5,7 |
153438 |
6,3 |
134157 |
4,7 |
Костонайская |
29279 |
2,2 |
42582 |
2,5 |
56074 |
2,3 |
63831 |
2,3 |
Кызылординская |
53092 |
4,0 |
42900 |
2,5 |
61471 |
2,5 |
66455 |
2,3 |
Мангыстауская |
75384 |
5,7 |
100518 |
5,9 |
143108 |
5,9 |
229756 |
8,1 |
Продолжение таблицы 3 | ||||||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год | |||||
млн. тенге |
% |
млн. тенге |
% к итогу |
млн. тенге |
% |
млн. тенге | ||
Павлодарская |
33473 |
2,5 |
41213 |
2,4 |
64072 |
2,7 |
120020 |
4,2 |
Южно-Казахстанская |
31221 |
2,4 |
45231 |
2,7 |
64939 |
2,7 |
84542 |
3,0 |
Северо-Казахстанская |
12353 |
0,9 |
18186 |
1,1 |
37229 |
1,5 |
34328 |
1,2 |
Восточно-Казахстанская |
44840 |
3,4 |
50748 |
3,0 |
82197 |
3,4 |
116054 |
4,1 |
г. Астана |
137864 |
10,4 |
220560 |
12,9 |
274746 |
11,4 |
354583 |
12,6 |
г. Алматы |
166241 |
12,5 |
278490 |
16,3 |
334159 |
13,8 |
417421 |
14,8 |
Информация о работе Теоретические аспекты инвестиционной деятельности Республики Казахстан