Теоретические аспекты инвестиционной деятельности Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы. Цель работы – определение на основе комплексного анализа, с учетом особенностей современной политики экономического роста республики новых подходов к формированию стратегии развития государства в условиях рыночной экономики.

Оглавление

Введение 3
1
Теоретические аспекты инвестиционной деятельности Республики Казахстан
7
1.1
Инвестиционный рынок Казахстана
7
1.2
Региональные аспекты управления инвестиционными потоками
17
1.3
Инвестиционная деятельность предприятия
31
2
Анализ социально-экономического развития Республики Казахстан
38
2.1
Становление и развитие экономики Республики Казахстан
38
2.2
Причины диспропорций в структуре экономики Казахстана, угрозы устойчивого развития
44
2.3
Проблемы и перспективы стимулирования инновационного экономического роста национальной экономики
52
3
Основные направления экономического роста к устойчивому Социально-экономическому развитию
60
3.1
Импортозависимость и механизмы ее снижения в национальной экономике как фактор экономической безопасности и устойчивого развития
60
3.2
Инновационное предпринимательство как фактор экономического роста национальной экономики
70
Заключение
81
Список литературы
85
Приложение А Внутренние затраты на исследования и разработки
88
Приложение Б Структура ВВП методом производства
89

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

Согласно новой концепции  Правительства основными источниками  финансирования НИОКР и развития национальной инновационной системы являются: государство, НИФ и корпоративный сектор.

Финансирование прикладных НИОКР по новому закону о поддержке  инновационной деятельности предусматривает предоставление грантов /3/: 1) для групп ученых; 2) для отдельных ученых; 3) инновационные гранты. Заявленные проекты должны соответствовать цели и направлениям Стратегии инновационного развития, обладать интеллектуальной собственностью, инвестиционной привлекательностью, высоким научно-техническим уровнем и конкурентными преимуществами.

Все это свидетельствует о принципиальных изменениях в системе финансирования НИОКР и инноваций. Правительство Казахстана формирует новые механизмы координации и финансирования НИОКР. В новой модели функции управления развитием прикладных технологических исследований переходят от Министерства образования и науки РК к Министерству индустрии и торговли. Финансирование основывается на разделении науки на фундаментальные, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Согласно данным Правительства в 2008г. рост финансирования науки был кратен 1,2 в сравнении с 2007г. и составил 13,6 млрд. т. Бюджет научных исследований 5,92 млрд.т. распределился между фундаментальными и прикладными в соотношении 35,1 % к 64,9%.[3,с.145]

Новая схема финансирования НИОКР предполагает ориентированность научных организаций Мининдустрии и Минэнергетики и минеральных ресурсов на выполнение прикладных исследований (ПИ) и опытно-конструкторских работ (ОКР) с направлением на их поддержку порядка 5,1 млрд. т. в год. Национальный инновационный фонд поддержит ПИ и ОКР 1,2 млн. долл. Фонд науки направляет на фундаментальные и прикладные исследования около 1,2 млн. долл.

Институциональные изменения  в финансировании НИОКР и инноваций  вызваны расширением системы  бюджетного финансирования с привлечением средств Национального инновационного фонда, Казахстанского инвестиционного фонда и корпоративного сектора. В этой схеме к финансированию прикладных НИОКР будут привлечены средства корпораций. Специализированные рисковые исследования и разработки станут объектом венчурного финансирования и НИФ. Учитывая риски инновационных проектов Фонд создает систему венчурных фондов с капитализацией в 85 млн. долл. Фонд поддерживает компании на начальных этапах коммерциализации проектов в области биотехнологии, новых материалов и нанотехнологий, информационных технологий, альтернативной энергетики, технологий для нефтедобывающего и перерабатывающего секторов.

Фонд выдает гранты на НИОКР и пилотные образцы новых  продуктов, стартовый капитал для  высокотехнологичных компаний на стадии коммерциализации инноваций и выхода на внешние рынки, на развитие инновационной инфраструктуры, участвует в уставном капитале венчурных фирм.

С появлением венчурных  фондов функции НИФ ограничатся  некоторым участием в создаваемых фондах (49% уставного капитала) с правом продажи доли Фонда на фондовом рынке частным инвесторам. Его взаимодействие с другими институтами связано с участием Фонда науки в финансировании фундаментальных исследований, для прикладных исследований и ОКР предусмотрена грантовая поддержка. «Венчурные фонды» финансируют проекты фирм на стадии расширения. Банки подключаются к финансированию на заключительной стадии выпуска новой продукции. Таким образом, развитие финансовой инфраструктуры основывается на капитале венчурных фондов и частных инвесторов.[4,с.111]

Зоной венчурного финансирования будут фундаментальные и прикладные исследования в высокотехнологичных направлениях. В настоящее время НИФ учреждает пять венчурных фондов, в числе которых /4/: 1) фонд прямых инвестиций «Арекет» с капитализацией в 5 млн.долл.; 2) венчурный фонд «Адвант»; 3) Технологический фонд «Глотур» (управляющая компания «Глотур- инвест» 51%); 4) ВФ «Сентрас» - 5 млн.долл. (управляющая компания «Сентрас Секьюрити» - 5млн.долл; 5) «Halyk Private Equity» - 0,4 млн. Долл. и другие. Развитию венчурной индустрии способствует гибкая система налоговых льгот, ускоряющих их взаимодействие с предприятиями, с научными центрами. НИИ и инновационными фирмами.

На финансирование проектов предприятий традиционных отраслей направлена деятельность «Инвестиционного фонда Казахстана» с уставным капиталом в 23 млрд. тенге, или 165 млн. долл., задачей которого являются инвестиции в уставный капитал предприятий, использующих передовые технологии глубокой переработки сырья и материалов. Приоритетным для Фонда является развитие энергоемких производств, включая выпуск стройматериалов, стекольной продукции, керамических изделий, создание новых металлургических переделов, химия и нефтехимия, фармацевтическая промышленность, экспортоориентированные производства. Все приведенное выше подтверждает, что создаваемая в Казахстане новая система финансирования научной и инновационной деятельности выступает как одна из определяющих подсистем национальной инновационной системы страны.

Общие показатели, характеризующие источники средств для инвестиций показаны в таблице 1 .[5,с.89]

Таким образом, источники  средств для инвестиций имеют  тенденцию увеличения. Из рисунка 1 видно, что инвестиции в нефинансовые активы и в основной капитал на душу населения также за период с 2002 по 2008 год имеют тенденцию увеличения.

В январе – июне 2008 года инвестиции в основной капитал составили 151,2 млрд. тенге, что на 12,4% больше, чем  в январе – июне 2007 года. В структуре  инвестиций в основной капитал значительная часть приходится на средства предприятий и организаций частной формы собственности (56,4%), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих деятельность на территории РК (26,4%). Доля государственного сектора составила 17,2%.

Таблица 1

Общие показатели, характеризующие  источники средств для инвестиций по РК

 

2006 год

2007 год

2008 год

Валовое сбережение

1294,7

1591,9

2184,0

Сальдо капитальных  трансфертов

-4,2

-2,8

1,9

Итого

1290,5

1589,1

2185,9


 

Рисунок 1 Динамика инвестиций на душу населения по РК

 

В январе – декабре 2008 года инвестиции в основной капитал  составили 3836,1 млрд. тенге (таблица 2), что  на 4,6% больше, чем в январе – декабре 2007

года. В структуре инвестиций в основной капитал значительная часть приходится на средства предприятий и организаций частной формы собственности (53,3%), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих деятельность на территории РК (26,1%). Доля государственного сектора составила 20,6%.

На жилищное строительство  в январе – июне 2008 года направлено 238,8 млрд. тенге инвестиций, что на 5,1% больше. чем в январе – июне 2007 года. Предприятиями и организациями всех форм собственности и населением введено в эксплуатацию 2870 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 5,7% ниже уровня января – июня 2007 года.

На жилищное строительство  в январе – декабре 2008 года направлено 442,3 млрд. тенге инвестиций, что на 16,1% меньше, чем в январе – декабре 2007 года. Предприятиями и организациями  всех форм собственности и населением введено в эксплуатацию 6832 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 2,3% выше уровня января – декабря 2007 года.

Относительно 2003 года в 2008 году объем инвестиций в основной капитал увеличился на 188,89%.

В региональной структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес приходиться на Атыраускую область .

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по формам собственности  в РК, млн. тенге

 

2003 год

2004 год

Изм. 2004 к 2003 году

2005 год

Изм. 2005 к 2004 году

2006 год

1

2

3

4

5

6

7

Всего

1327864

1703684

128,30

2420976

142,10

2824523

в том числе по формам собственности:

государственная

198348

230595

116,26

306459

132,90

385686

частная

831617

1138823

136,94

1446878

127,05

1687784

иностранная

297899

334266

112,21

667639

199,73

751053

Всего

116,67

3667420

129,84

3836121

104,60

288,89

в том числе по формам собственности:

государственная

125,85

458427,5

118,86

790240,9

172,38

398,41

частная

116,65

2171113

128,64

2044652

94,18

245,86

иностранная

112,49

1037880

138,19

1001228

96,47

336,10


25,8%; наименьший удельный  вес занимает Жамбылская область  – 0,9%. Региональная структура  инвестиций в основной капитал  показана в таблице 3.

Таблица 3

Региональная структура  инвестиций в основной капитал по РК

 

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

млн. тенге

%

млн. тенге

% к итогу

млн. тенге

% к итогу

млн. тенге

% к итогу

Республика Казахстан

1327864

100

1703684

100

2420976

100

2824523

100

Акмолинская

15809

1,2

24428

1,4

38189

1,6

44059

1,6

Актюбинская

115842

8,7

130987

7,7

184130

7,6

187090

6,6

Алматинская

49020

3,7

56687

3,3

99501

4,1

112414

4,0

Атырауская

338521

25,5

447424

26,3

713681

29,5

727635

25,8

Западно-Казахстанская

125093

9,4

89018

5,2

91860

3,8

106626

3,8

Жамбылская

32675

2,5

18062

1,1

22182

0,9

25553

0,9

Кадагандинская

67157

5,0

96650

5,7

153438

6,3

134157

4,7

Костонайская

29279

2,2

42582

2,5

56074

2,3

63831

2,3

Кызылординская

53092

4,0

42900

2,5

61471

2,5

66455

2,3

Мангыстауская

75384

5,7

100518

5,9

143108

5,9

229756

8,1

Продолжение таблицы 3

 

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

млн. тенге

%

млн. тенге

% к итогу

 

млн. тенге

%

млн. тенге

Павлодарская

33473

2,5

41213

2,4

64072

2,7

120020

4,2

Южно-Казахстанская

31221

2,4

45231

2,7

64939

2,7

84542

3,0

Северо-Казахстанская

12353

0,9

18186

1,1

37229

1,5

34328

1,2

Восточно-Казахстанская

44840

3,4

50748

3,0

82197

3,4

116054

4,1

г. Астана

137864

10,4

220560

12,9

274746

11,4

354583

12,6

г. Алматы

166241

12,5

278490

16,3

334159

13,8

417421

14,8

Информация о работе Теоретические аспекты инвестиционной деятельности Республики Казахстан