Если непрерывно
изменять значения процентной
ставки и для каждого находить
соответствующие значения дохода,
то на рис. 1.4в получим кривую
IS (инвестиции–сбережения). Дж. Хикс
дал этой кривой такое обозначение
потому, что в простейшей кейнсианской
модели, в которой отсутствует
государственный сектор, равновесие
на товарном рынке достигается
при равенстве инвестиций I и сбережений
S. Каждая точка кривой IS выражает
такое сочетание r и Y, при котором
на товарном рынке наступает
равновесие. Следовательно, кривая
IS представляет собой геометрическое
место точек всех возможных
комбинаций процентной ставки
и совокупного дохода (выпуска), соответствующих
равновесному состоянию товарного
рынка.
Кривая IS имеет нисходящий
вид, так как между уровнем
процентной ставки и величиной совокупных
расходов существует обратная зависимость.
Объем выпуска всегда стремится
достичь какой-либо точки на кривой
IS, ибо только в этих точках товарный рынок
будет находиться в равновесии. Все точки,
лежащие вне кривой IS, дают неравновесное
состояние товарного рынка.
Рассмотрим точку
С, находящуюся слева от кривой IS
(см. рис. 1.6). Ей соответствует уровень
дохода (выпуска) Y1 и ставка процента
r2. Однако при процентной ставке r2 равновесным
является доход Y2: именно при нем
товарный рынок находится в равновесии,
т.е. этот доход равен совокупным
расходам. Но Y1 меньше Y2. Значит, в точке
С уровень дохода Y1 меньше совокупных
расходов общества при ставке r2. Следовательно,
в точке С, как и во всех точках,
лежащих слева от кривой IS, совокупные
расходы превышают доходы (выпуск).
Объясняется это либо низкой ставкой
процента, либо слишком малым для
равновесного товарного рынка выпуском.
[12, c. 162]
Точка D расположена
правее кривой IS (см. рис. 1.4в). В этой
точке при ставке r1 доход (выпуск)
будет равен Y2. Но при такой ставке
равновесным будет доход Yl который
меньше Y2. Следовательно, У2, соответствующий
точке D, будет превышать совокупные
расходы. Таким образом, все точки,
лежащие правее кривой IS отражают такое
состояние товарного рынка, при
котором доход (выпуск) больше совокупных
расходов.
Степень крутизны кривой
IS определяется рядом факторов. Один
из них – чувствительность планируемых
инвестиций к изменениям процентной
ставки. Рассмотрим эту зависимость
графически.
Небольшое снижение
ставки процента с r1 до r2 приводит к
существенному приросту инвестиций
с до I2, т.е. инвестиции очень чувствительны
к изменениям процентной ставки (рис.
1.7а).
Резкое увеличение
планируемых инвестиций обусловливает
значительный рост совокупных расходов.
Кривая С + I1 + G сдвигается вверх на сравнительно
большое расстояние в положение
C+I2 + G. Это приводит к увеличению
реального равновесного дохода с Y1,
до У2 (рис. 1.7б). Построенная при таких
условиях кривая IS будет иметь пологий
вид (рис. 2.2в) (в отличие от кривой
IS, изображенной на рис. 1.5в, которая
является довольно крутой, поскольку
построена на основе другой функции,
где инвестиции менее чувствительны
к изменениям процентной ставки).
Рис. 1.7 Влияние чувствительности
инвестиций к изменениям процентной
ставки на наклон кривой IS
Наклон кривой IS зависит
и от величины предельной склонности
к потреблению трс, так как
она определяет наклон кривой совокупных
расходов АЕ и значения мультипликаторов
инвестиций, государственных расходов
и чистых налогов.
Таким образом,
инвестирование имеет для экономики
«дополнительный эффект», выражающийся
в более значительном увеличении
совокупного дохода по сравнению
с объемом первоначального инвестирования.
Каждая точка кривой IS представляет
такую комбинацию процентной
ставки и совокупного дохода,
при которой товарный рынок
находится в равновесии. Она имеет
отрицательный наклон, так как
между уровнем ставки процента
и величиной совокупных расходов
существует обратная зависимость.
2. Основные направления
инвестиционной политики Республики
Беларусь
Инвестиционная
политика Беларуси направлена
на создание условий для сохранения
высоких темпов инвестиций на
благо населения и производства
конкурентоспособной продукции
на внутреннем и внешнем рынках.
К основным инвестиционным стимулам
можно отнести: выгодное экономико-географическое
и геополитическое положение
между новыми границами экономически
развитого Европейского Союза
и Российской Федерацией, располагающей
огромными сырьевыми и энергетическими
запасами; социальная, политическая
и экономическая стабильность; законодательная
и организационная обеспеченность
инвестиционного процесса; развитый
научно-технический, промышленный
и экспортный потенциал; высококвалифицированная
и относительно недорогая рабочая
сила; единое таможенное пространство
с Россией; экономическое и
историческое объединение Беларуси
со странами СНГ, способное
обеспечить выход на товарные
рынки России и стран СНГ.
Стабильная внутриполитическая
обстановка, отсутствие конфликтов
межнационального или религиозного
характера делают Беларусь все
более привлекательной для инвесторов.
Для активизации инвестиционной
деятельности и улучшения инвестиционного
климата в республике будут
реализовываться меры по: подписанию
международных соглашений и договоров
о предотвращении двойного налогообложения
и сохранности инвестиций; созданию
гарантийного кредитного фонда
для субъектов малого бизнеса,
предоставляющего гарантии и
поручительства за них по выдаваемым
банками кредитам; расширению инвестиционного
потенциала банковского сектора
за счет вовлечения внешнего
капитала и средств домашних
хозяйств; более полному использованию
возможностей свободных экономических
зон, которые открывают внутренние
территории для иностранных инвесторов
и предпринимателей. С целью реализации
дорогостоящих инвестиционных проектов
внедряются новые формы инвестирования:
концессии, проектное и венчурное финансирование,
лизинг. С инвестором может быть заключен
инвестиционный договор, который предоставит
дополнительные гарантии инвестору по
экономическим и иным условиям реализации
проекта на белорусском рынке. Важная
роль в создании благоприятного инвестиционного
климата в республике принадлежит Консультативному
совету по иностранным инвестициям, возглавляемому
Премьер-министром Республики Беларусь.
В его состав входят представители государственных
структур, международных организаций,
а также иностранных инвесторов, работающих
на белорусском рынке. Большое внимание
в республике уделяется информационному
обеспечению международной деловой общественности
и зарубежных инвесторов: проводятся семинары,
международные конференции по инвестиционной
деятельности и иностранным инвестициям.
Созданы Национальное инвестиционное
агентство и Национальный инвестиционный
сайт: ]
Среди форм
международного экономического
сотрудничества, широко используемых
в развитых и в развивающихся
странах, важное место занимают
свободные экономические зоны. Мировая
практика показывает, что они
являются одной из эффективных
моделей территориально-хозяйственного
управления и способны обеспечить
ускоренное развитие отдельных
регионов страны за счет привлечения
иностранных инвестиций и прогрессивных
технологий. Поэтому идея создания
СЭЗ получила широкое распространение
и в Беларуси.
С целью привлечения
инвестиций (в первую очередь,
зарубежных) в экономику страны,
увеличения объемов экспорта, внедрения
новых технологий, развития импортозамещающих
производств в период 1996–2002 гг. на
территории Республике Беларусь
были созданы шесть свободных
экономических зон (СЭЗ «Брест»
создана в 1996 г., СЭЗ «Минск»
(1998 г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998 г.), СЭЗ
«Витебск» (1999 г.), СЭЗ «Могилев»
(2002 г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г.).
За сравнительно
короткий период функционирования
наблюдаются положительные результаты
их деятельности: увеличение объемов
производства, экспорта товаров
и услуг, создание новых рабочих
мест, более заметное влияние
на макроэкономические показатели
территориальных образований, рост
налоговых поступлений и сборов
в бюджеты различных уровней
и во внебюджетные фонды.
Свободные экономические
зоны республики – комплексные
зоны, объединяющие функции экспортной,
производственной свободной таможенной
зон.
Резиденты СЭЗ
имеют особый порядок регулирования
предпринимательской деятельности.
Резиденты СЭЗ
уплачивают ограниченное количество
налогов. Кроме того, по ряду
налогов предоставляются преференции
по сравнению с общереспубликанским
налоговым режимом.
В последние
месяцы в Республике Беларусь
принят ряд правовых актов,
направленных на радикальную
либерализацию экономики и повышение
инвестиционной привлекательности
страны. Эти и запланированные
последующие шаги предпринимаются
для достижения поставленной
Главой государства цели –
войти в число первых 25 стран
в рейтинге Всемирного банка
по условиям ведения бизнеса.
1. Дополнительно
защитить права белорусских и
иностранных инвесторов, оградить
их деятельность от чрезмерного
вмешательства со стороны государственных
органов призвана отмена Указом
Президента Республики Беларусь
от 4 марта 2008 г. №144 особого права
государства на участие в управлении
хозяйственными обществами, т.н.
«золотой акции».
2. 17 декабря 2007 г.
Глава государства подписал Декрет
№8, которым упрощен порядок государственной
регистрации и ликвидации субъектов
хозяйствования.
Существовавшая
ранее разрешительная процедура
регистрации заменяется заявительной.
Срок регистрации сокращается
с двадцати до пяти рабочих
дней. В два раза снижены минимальные
размеры уставных фондов юридических
лиц и субсидиарной ответственности
участников обществ с дополнительной
ответственностью. При ликвидации
юридических лиц и прекращении
деятельности индивидуальных предпринимателей
закрепляется принцип «одного
окна» во взаимоотношениях регистрирующего
органа с другими государственными
органами.
3. В целях стимулирования
экономического развития сельских
населенных пунктов 20 декабря
2007 г. Президент издал Декрет
№9 «О некоторых вопросах регулирования
предпринимательской деятельности
на территории сельских населенных
пунктов».
В результате
с 1 января 2008 г. к организациям
и индивидуальным предпринимателям,
работающим в сельской местности,
применяется особый порядок налогообложения.
Так, в течение 2008–2012 гг. они
освобождаются от уплаты налога
на прибыль и налога на недвижимость.
Снижается плата за получение
лицензий. С целью снижения затрат
на строительство на период
до 2011 года введен ряд налоговых
льгот.
Работающие в
сельской местности организации
освобождаются от уплаты таможенных
платежей и НДС при ввозе
технологического оборудования
в качестве вклада в уставный
фонд. Это позволит освободить
от налогообложения инвестиции,
необходимые для модернизации
действующих и создания новых
производств.
Банки будут
с минимальными формальностями
выдавать субъектам, реализующим
инвестиционные проекты в сельских
населенных пунктах, недорогие
кредиты в размере до 20 000 евро.
4. Аналогичный подход
применен и в Декрете от 30 января
2008 г. №1, которым Глава государства
предоставил ряд льгот и особых
условий работы для предприятий,
создаваемых в малых (до 50 тыс.
жителей) городах. Льготы и
особые условия распространяются
на все инвестиции, включая иностранные.
Производства, созданные
в малых городах после 1 апреля
2008 г., на 5 лет освобождаются от
налога на прибыль и обязательной
продажи валютной выручки, полностью
свободны в ценообразовании на
свои товары, самостоятельно определяют
уровень оплаты труда сотрудников.
Они также освобождаются от
уплаты сбора в фонд поддержки
сельхозпроизводителей.
Кроме того, оборудование,
которое инвестор будет ввозить
в качестве вклада в уставный
фонд, освобождается от таможенных
пошлин и НДС. Свои имущественные
интересы такие предприятия могут
страховать у зарубежных страховщиков.
5. 27 декабря 2007 г.
Глава государства подписал Указ
№667 «Об изъятии и предоставлении
земельных участков», значительно
упрощающий существующую процедуру.
Документ призван обеспечить
доступность, простоту и оперативность
принятия решения о выделении
земельного участка любому гражданину,
желающему его приобрести. Указ
делегировал соответствующие полномочия
местным органам исполнительной
власти.
Кроме того, принятие
документа значительно снизит
инвестиционные риски лиц, заинтересованных
в предоставлении земельных участков,
связанные в настоящее время
с необходимостью подготовки
дорогостоящей строительной документации
и возможным отказом в предоставлении
земельных участков.
6. В последний
день прошлого года Президентом
приняты указы №699 и №700, которыми
на постоянной основе установлены
соответственно ставки ввозных
и вывозных таможенных пошлин.
Оба документа не только решают
вопросы приведения таможенного
тарифа в соответствие с новой
версией Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности,
но и позволяют продолжить
работу по дальнейшей унификации
ставок пошлин с применяемыми
в Российской Федерации, как
это предусмотрено международными
обязательствами Республики Беларусь.
При этом первым документом
введена нулевая ставка ввозной
таможенной пошлины по 775 десятизначным
кодам товаров, относящихся к
категории технологического оборудования.
Вторым – отменены вывозные
таможенные пошлины в отношении
82 десятизначных кодов.7. Главой государства
28 января 2008 г. подписан ряд документов,
целью принятия которых является дальнейшая
последовательная либерализация внешней
торговли. Так, указом №40 введен статус
«добросовестный участник внешнеэкономической
деятельности». Его обладатели получат
возможность в упрощенном порядке ввозить
товары для своих производственных нужд
и при необходимости использовать их сразу
же в производство без таможенной очистки
– соответствующие таможенные процедуры
будут осуществляться по заявительному
принципу без предъявления товара в таможню.