Сущность и проблемы инвестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование инвестиционного рынка Республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежных стран.
Для достижения поставленной целью решаются следующие задачи:
•Исследуется сущность инвестиций и инвестиционной деятельности;
•Рассматриваются правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
•Анализируется состояние инвестиционного процесса в Республике Беларусь на современном этапе;
•Обосновывается необходимость привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь;

Оглавление

Введение 5
1.Общее понятие и сущность инвестиционной деятельности7
1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности 7
2. Состав инвестиций. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности9
2.Инвестиционная политика государства в Республике Беларусь12
2.1 Основы инвестиционной политики государства12
2.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь15
3.О проблемах инвестирования в Республике Беларусь 20
Заключение25
Список использованных источников28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.38 Кб (Скачать)

Республика Беларусь испытывает острую потребность в инвестициях: степень износ основных производственных фондов в промышленности составляет более 70%. При этом норма накопления держится на уровне менее20%, тогда как  для вывод инвестиционного процесса из кризиса она должна быть порядка 25-30%. Начиная с 1999г. в Беларуси начался  рост инвестиций в основной капитал, которые в 2000г. увеличились на 18% по сравнению с 1999г. Однако объем инвестиций в основной капитал в 2000г. составил лишь 91,5% от уровня 1995г. и соответствовал уровню 1998г. значительная часть инвестиций в основной капитал (свыше 84%) финансировалась из внебюджетных источников: собственные средства организаций, включая кредиты, и населения, включая кредиты [35, с.61].

Таким образом, ни собственные  средства хозяйствующих субъектов, ни ресурсы бюджета не в состоянии  обеспечить необходимый приток капиталов  в реальный сектор экономики.

Если сравнивать относительную  предпочтительность привлечения иностранного капитала, то следует подчеркнуть, что  именно прямые инвестиции для экономик Беларуси особенно важны, поскольку  имеют следующие преимущества:

  • активизируется деятельность частного сектора;
  • расширяется выход на внешние рынки;
  • облегчается доступ к новым технологиям и методам управления;
  • больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования;
  • приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности;
  • создаются новые рабочие места;
  • расширяется налогооблагаемая база;
  • импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний.

Таким образом, поступление  прямых иностранных инвестиций –  важнейший фактор активизации экономического реформирования в Республике Беларусь и формирование высокоэффективной  рыночной экономики современного типа.

В целях экономического развития страны необходимы восстановление инвестиционного  потенциала республики, приток высоких  технологий, формирование мощного экспортного  сектора экономики, получение новых  рынков сбыта и сырья, выход промышленности на передовой технологический уровень  и т.д.

Мировой опыт показывает, что  подобная проблема успешно решалась многими государствами, в том  числе странами с переходной экономикой. Как было уже замечено в первой главе, динамичное развитие в последнее  время стран Центральной и  Восточной Европы является следствием проводимой экономической политики, направленной на поощрение притока  прямых иностранных инвестиций и  формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта [9, с.87].

Следует также отметить, что как правило, у всех переходных экономик в период реформ складываются дефициты торгового баланса и  баланса товаров и услуг вследствие превышения импорта над экспортом, что является определенной проблемой  переходного периода (табл. 2.4) [21, с.82].

Способы финансирования внешнеторгового  дефицита являются одними из немаловажных аспектов экономической политики переходного  периода, во время которого страны, как правило, испытывают недостаток внутренних источников финансирования капитальных вложений и нуждаются  в их расширении за счет иностранных  инвестиций.

Создание условий для  расширенного привлечения иностранных  инвестиций и финансирования необходимых  затрат для структурной перестройки  экономики является одной из главных  целей внешнеэкономической политики в переходных экономиках, особенно малых стран (в число которых  входит Беларусь), лишенных собственной  ресурсной базы и нуждающихся в тесном экономическом сотрудничестве с внешним миром.

Особую роль в процессе внешнего финансирования экономики  играют прямые иностранные инвестиции. Страны с переходной экономикой, как  уже было отмечено, испытывают потребность  в значительных вложениях в основной капитал при недостаточности  внутренних сбережений. Прямые иностранные  инвестиции служат дополнением к  внутренним сбережениям и участвуют  в общих капвложениях, не вызывая  при этом увеличения внешнего долга  и оттока бюджетных средств, как  это бывает с иностранными кредитами, привлекаемыми под правительственные  гарантии, по которым из бюджета  осуществляются выплаты основного  долга и процентов по нему. Кроме  того, как показывает опыт, прямые иностранные  инвестиции, осуществляемые менеджерами  международного уровня, являются прибыльными  для всех сторон, даже в условиях неразвитости местного предпринимательства. При этом, прямые иностранные инвестиции обычно несут с собой передовые для данной страны технологии, а также обеспечивают доступ к экспортным рынкам для последующей реализации произведенной продукции [15, c.128].

Несмотря на то, что Республика Беларусь является одной из наиболее развитой в индустриальном плане страной из всех стран СНГ, ее инвестиционная привлекательность в течение долгого времени считалась отрицательной. Притоку инвестиций в Беларусь препятствовала сохраняющаяся неопределенность в отношении защиты прав частных собственников, часто меняющиеся условия налогообложения и государственного регулирования внешней торговли, нестабильность цен и ряд других негативных аспектов. Однако можно отметить, что положение меняется в лучшую сторону. Государство поддерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов путем предоставления определенных льгот и гарантий. В целом, можно надеяться на увеличение объема поступления инвестиций в экономику Беларуси, о чем свидетельствуют представленные в главе данные. Наиболее привлекательным для инвесторов остается г.Минск и Минская область, среди отраслей – торговля, связь и транспорт [23, c.111].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проведенного курсового исследования можно сделать  вывод о том, что зарубежный капитал  является, пожалуй, наиболее реальным инвестиционным ресурсом в переходной экономике. Необходимость более  широкого привлечения инвестиций в  экономику Республики Беларусь очевидна. Наряду с мобилизацией собственных  ресурсов именно приток иностранного капитала способствует быстрому и эффективному развитию экономики страны–реципиента. Это – первоочередной приоритет. Иностранные инвестиции, в принципе, не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые перспективные возможности. Используя их, белорусские предприятия смогут более быстро модернизировать свое производство, освоить новейшие технологии.

Создание более благоприятного инвестиционного климата в стране предполагает решение многих вопросов. Налогообложение, количество и ставки налогов, налоговые льготы, гарантии собственности, механизмы ценообразования  и валютные расчеты, уровень законности и целесообразности деятельности контрольных  органов являются ключевыми факторами, определяющими состояние инвестиционного  климата.

 Опыт ряда стран  показывает, что даже при экономико–финансовых  и организационно–технических сложностях  в отраслях народного хозяйства  более значительный капитал,возможно, привлечь за счет создания для инвестора благоприятного правового режима, надлежащей законодательной базы.

Поскольку осуществление  инвестиций связано с определенным риском для инвестора, в целях  его минимизации всегда стоит  вопрос о гарантиях и компенсациях иностранным инвесторам, устанавливаемых  как внутренним законодательством, так и международными договорами. Во внутреннем законодательстве нашей  страны положения о гарантиях  и компенсациях инвесторам закреплены, прежде всего в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь.

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в белорусскую экономику  преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством  жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и  интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества.

 Привлечение иностранного  капитала в материальное производство  гораздо выгоднее, чем получение  кредитов для покупки необходимых  товаров, которые по-прежнему  растрачиваются бессистемно и  только умножают государственные  долги. Приток иностранных инвестиций  жизненно важен и для достижения  среднесрочных целей выхода из  современного общественно экономического  кризиса, преодоление спада производства  и ухудшения качества жизни  белорусов. При этом необходимо  иметь в виду, что интересы  белорусского общества, с одной  стороны, и иностранных инвесторов  с другой, непосредственно не  совпадают. 

Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении  потребительского рынка высококачественными  и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении анти-импортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет внутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой рабочей силы.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная задача: привлечь в  страну иностранный капитал, не лишая  его собственных стимулов и направляя  его мерами экономического регулирования  на достижение общественных целей.

В данной курсовой работе были проанализированы состав и сущность инвестиций и инвестиционной деятельности, инвестиционная политика государства; раскрыты основные проблемы инвестирования в Республике Беларусь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Абрамович, А. М. Инвестиции для развития экономики Республики Беларусь / А. М. Абрамович //Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Вып.1  – 2002. – №8. – С. 26-30.

2. Архипов, А. Н. Экономика: учебник. / А.Н. Архипов. – Москва: Проспект, 1998. – 792 с.

3. Бабук, И. М. Экономика предприятия: учеб.пособие / И. М. Бабук – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 327с.

4. Балацкий, Е.В. Иностранные инвестиции и экономический рост /Е.В. Балацкий // МЭ и МО. –2002г. – №1. – С.52-64.

5. Берзон, Н. И. Формирование инвестиционного климата в экономике / Н. И. Берзон // Вопросы экономики. – 2001г. - №7. – С.104 - 114.

6. Бочаров,  В. В. Инвестиционный менеджмент / В. В. Бочаров – СПб.: Питер, 2000. – 348с.

7. Бродский, М. Н Право и экономика: инвестиционное консультирование /  М. Н. Бродский – СПб.: Б.И., 1999. – 488 с.

8. Винторт, В. П.  Национальная программа может привлечь инвесторов, если будет выполняться / В.П. Винторт // НЭГ. – 2002. - №39. – С.5.

9. Войтов, А. Г. Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов / – Москва: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг», 1999. – 492 с.

10. Воронцовский, А. В. Инвестиции и финансирование / А. В. Воронцовский – СПБ.: Питер, 1998. –711с.

11. Головачев,  А. С. Экономика предприятия. В 2ч. Ч. 2: учеб.пособие  / А. С. Головачев. – Минск: Выш.шк, 2008. – 464с.

12. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов / В. Я. Горфинкель/ – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 718с.

13. Грачёв, Н. Н. Общее понятие, категории и сущность инвестиционной деятельности / Н. Н. Грачев // Экономика. Финансы. Управление. – 2000. -№3. – С. 42 - 54.

14. Грачёв, Н. Н. Прямые иностранные инвестиции: какие уроки можно извлечь Беларуси из опыта других стран с переходной экономикой/ Н. Н. Грачев // Экономика. Финансы. Управление. –2000. -№4. – С. 87-97.

15. Грачёв, Н.Н. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: государственная политика и правовой режим / Н. Н. Грачев – Минск: ООО Мисанта, 1999. –88с.

16. Градов, А. П. /Национальная экономика. 2-е изд. / А. П. Градов. – СПб.: Питер, 2007. –240 с.

17. Гудков, А. В. Основные направления совершенствования инвестиционного законодательства Респ. Беларусь. /А. В. Гудков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2003. -№20. – С.42-47.

18. Гутман, Л.Дж. Основы инвестирования / Л. Дж. Гутман, М. Д. Джонк–Москва: Экономика, 1999. –651с.

19. Дадалко, В.А. Мировая экономика / В. А. Дадалко–Минск: Интерпрессервис. – 2001. – 592с.

20. Друян, А.Л. Инвестиции в Республике Беларусь / А. Л. Друян // Белорусский экономический журнал. –1999. -№4. – С. 128-133.

21. Елизаров, Ю. Ф. Экономика организаций: учебник для вузов / Ю. Ф. Елизаров / – Москва: Экзамен, 2006. – 495с.

22. Зевин, Л. З. Инвестиционные проблемы СНГ/ Л. З. Зевин// Общество и экономика. –2002. -№11. – С.80-90.

23. Игошин, В. И. Инвестиции: организация управления и финансирования / В. И. Игошин –Москва: Финансы, 2000. –376с.

24. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь : принят 22 июня 2001г. №37-З. / Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2001. -№62. –С.2/780.

25. Ильин, А. И. Экономика предприятия. / А.И. Ильин / – Москва: Новое знание, 2003. – 677с.

26. Кобяков, А. А. Инвестирование – условие устойчивого роста / А.А. Кобяков // Белорусская думка. –2003. -№3 . – С. 3-9.

27. Комаров, В. Л.  Инвестиции в СНГ/ В.Л. Комаров // Экономист. –2002г. -№11. – С.80-90.

28. Локтева, Т. А. Инвестиции: две стороны одного процесса / Т. А. Локтева // Планово-экономический отдел. –2003. -№5. – С.17-19.

29. Машов, С. П. Роль государства в формировании инвестиционного климата в Республике Беларусь / С. П. Машов // МЭ и МО. –2000. - №6. –С.111-115.

Информация о работе Сущность и проблемы инвестирования