Сущность и проблемы инвестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование инвестиционного рынка Республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежных стран.
Для достижения поставленной целью решаются следующие задачи:
•Исследуется сущность инвестиций и инвестиционной деятельности;
•Рассматриваются правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
•Анализируется состояние инвестиционного процесса в Республике Беларусь на современном этапе;
•Обосновывается необходимость привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь;

Оглавление

Введение 5
1.Общее понятие и сущность инвестиционной деятельности7
1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности 7
2. Состав инвестиций. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности9
2.Инвестиционная политика государства в Республике Беларусь12
2.1 Основы инвестиционной политики государства12
2.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь15
3.О проблемах инвестирования в Республике Беларусь 20
Заключение25
Список использованных источников28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.38 Кб (Скачать)

Экономическая ситуация в стране характеризуется  стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых  и таможенных льгот для иностранных  инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и  разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс.человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции  на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой  промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных  автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков [16, c.47].

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая  свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и  огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная  динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной  торговой организации, улучшение отношений  с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной  финансовой корпорацией и Международным  банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским  банком реконструкции и развития).

В Беларуси создано 6 свободных экономических  зон с либеральными условиями  хозяйствования в виде льготного  налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами  СЭЗ за счет реализации продукции  собственного производства, освобождается  от налогообложения сроком на 5 лет  с момента ее объявления.

Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что  в сопоставимых ценах составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал  по сравнению с прошлогодними (115,8%) темпами в определенной мере обусловлено  осуществлением политики сжатия внутреннего  спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением  расходов бюджета на эти цели. Удельный вес инвестиций в основной капитал  составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически  каждый третий рубль является инвестиционным. Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

В 2011 г. иностранными инвесторами вложено  в реальный сектор экономики (без  банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому  инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США).

Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что  более знаково, увеличение в них  доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда  эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%. Топ-10 2011 года стран-доноров ПИИ  в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.

В настоящее время акценты в  инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области  лицензирования, внешнеэкономической  деятельности и в отношении действия стабилизационных норм [25, c.5].

 

    1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

 

Свободный выбор метода инвестирования - характерная черта рыночной экономики. Инвестор делает выбор объекта для инвестирования исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты, прямо оказывающие влияние на доходность проекта. Однако развитие науки, культуры, создание других социально значимых объектов, охрана окружающей среды - это те объекты, которые не всегда могут принести доход, а чаще – убыточные.

Вмешательство государства обоснованно  и необходимо в случаях:

  • решения общенациональных проблем;
  • решения социальных проблем отдельного региона;
  • изменения экономической стратегии государства;
  • если реализация инвестиционного проекта приведет к отрицательным последствиям.

Таким образом, государство обязано  направлять инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включенных в проводимую им экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику [21, c.80].

Государственное регулирование имеет  в своем арсенале набор инструментов, применение которых позволяет включиться рыночному саморегулированию. Чаще всего это происходит путем внедрения  в систему стимулирования заданных государством элементов. Такими элементами выступают амортизационная политика, налоги, льготное кредитование и др.

Однако в целом ряде случаев  экономических стимулов недостаточно. Решение отдельных проблем, к  примеру, требует большого объема средств  и при этом не обещает видимой  отдачи в обозримом будущем. Другими  словами, их финансирование относительно убыточно. Относительность выражается в невозможности определения  прямого экономического эффекта  по инвестиционному проекту. Это проекты, направленные на улучшение социальных, культурно-бытовых условий. Источниками такого финансирования выступают государственный и муниципальные бюджеты. В государстве имеется еще один элемент регулирования инвестиционной деятельности - система выбора инвестиционных проектов, не имеющих прямого реального эффекта [23, c.111].

Система государственного инвестиционного  регулирования включает органы, управляющие  финансовой системой, определяющие кредитную  политику, а также органы законодательной  и исполнительной власти.

В условиях, когда рыночные механизмы  работают нормально, участие государства  в инвестиционной деятельности минимально. За счет ряда стимулов вопросы инвестирования решаются хозяйствующим субъектом. При этом на государство воздвигается лишь контрольная функция [29, c.2].

Государственное регулирование может  осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, постановлений и т.д. Правовая база инвестиционной деятельности должна основываться на принципах, действующих в мировой практике. К ним относятся:

  • стабильность;
  • последовательность, исключающая противоречия в принимаемых законах и нормативных актах;
  • информированность всех заинтересованных сторон;
  • прозрачность, не допускающая толкование в интересах любой из сторон инвестиционной деятельности, возможность опротестования противоправных действий любой стороны или лица, а также органов исполнительной власти;
  • равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;
  • благоприятствование активизации инвестиционной деятельности;
  • интеграция государства в мировую экономику;
  • обеспечение национальной безопасности [33, c.14].

Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная  политика. Высокие процентные ставки уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.

Правильная валютная политика также  оказывает воздействие на инвестиционную деятельность. Реальность валютных курсов дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на реализацию инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д.

Амортизационная политика, в том  числе метод ускоренной амортизации, позволяет обновлять основные фонды, внедрять прогрессивные технологии и, как следствие, - влияет на повышение  качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности [15, c.128].

В системе мер, оказывающих влияние  на инвестиционную деятельность, есть и такие, как установление государственных  норм и стандартов, условий пользования  землей и другими ресурсами, ценовая  политика, система финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности.

В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь регулирование инвестиционной деятельности предусматривается двумя  методами: методом прямого участия  в инвестиционной деятельности и  созданием благоприятных условий  для ее развития.

Прямое участие в инвестиционной деятельности предполагает:

  • принятие государственных инвестиционных программ;
  • использование бюджетных ассигнований в качестве источника финансирования инвестиционных мероприятий;
  • выделение централизованных инвестиционных ресурсов на условиях платности, срочности и возвратности;
  • государственную экспертизу инвестиционных проектов;
  • гарантию Правительства Республики Беларусь в случае привлечения кредитов в качестве источника финансирования инвестиционных проектов;
  • предоставление концессий для национальных и иностранных инвесторов.

Метод создания благоприятных условий  для развития инвестиционной деятельности проявляется, прежде всего, в оказании инвесторам государственной поддержки. Важными направлениями его реализации являются:

  • защита интересов инвесторов;
  • установление на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
  • определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
  • принятие антимонопольных мер и пресечение недобросовестной конкуренции;
  • определение условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
  • содействие в развитии рынка ценных бумаг;
  • проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики  [11, c.42].

Намечается использовать и другие формы и методы государственного регулирования, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Таким образом, вторжение государства  в инвестиционную сферу - это нормальная мировая практика, направленная на развитие инвестиционного процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества [9, c.87].

 

  1. ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Необходимым условием развития экономики стран переходного  периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством  привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального  и нематериального производств.

Значимость привлечения  иностранных инвестиций заключается  в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической  основе и предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках [22, c.17].

Если проанализировать этапы  и закономерности экономического роста  таких промышленно-развитых стран, как, например, США, Япония, Германия, Франция, то можно отметить, что в последние  десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах (с определенным временным лагом) соответствовали  периоды наиболее высоких темпов подъема экономики. В частности, это особенно ярко проявилось в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась наиболее высокими темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт, Например, в Японии при удвоении объема капитальных вложений за период 1965-1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70%. В США, Германии и Франции прирост валового национального продукта за этот период составил 25- 30%. Это позволило вышеуказанным странам создать значимый производственный потенциал, явившийся материально-технической базой для обеспечения устойчивого экономического и социального развития в последующий период, а также сформировать экономические основы постиндустриального общества [32, с.13].

Информация о работе Сущность и проблемы инвестирования