Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:36, реферат

Краткое описание

Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени "связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных проектов социальной сферы.

Оглавление

Введение
3

I. Анализ инвестиционной деятельности в 1995 и 1996 годах
4
II. Оценка источников финансирования инвестиций и их активизация
7
III. Стимулирование инвестиционной активности в рыночном секторе экономики
9

Заключение
18

Литература

Файлы: 1 файл

ИНВЕСТ~1.DOC

— 134.00 Кб (Скачать)

Такое положение  дестабилизирует рынок капитальных  вложений и способствует потере доверия к государству со стороны частных инвесторов. Стало очевидным, что осуществляемые принципы наполнения доходной части бюджета пришли в полное несоответствие с насущными задачами по выводу экономики из кризиса.

 

II. Оценка источников финансирования инвестиций и их активизация

 

Общий объем капиталообразующих инвестиций на 1997 год определяется с учетом складывающихся в текущем году тенденций  развития макроэкономической ситуации, прогнозируемых темпов производства в  различных секторах экономики, ожидаемого уровня инфляции, а также возможностей федерального бюджета и других факторов.

Инвестиции  за счет всех источников финансирования на 1997 год прогнозируются на уровне 425 трлн. рублей или 100% к уровню 1996 года (индекс-дефлятор 1,21). В соответствии с прогнозными проектировками ожидается, что в объекты производственной сферы будет инвестировано 234 трлн. рублей или 99% к предыдущему году. Темп капитальных вложений на развитие непроизводственной сферы в 1997 году составит 102% к уровню 1996 года.

Ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций в 1997 году будут играть собственные  средства предприятий, которые, вероятно, обеспечат порядка 60% всех капиталовложений. В рамках финансовых источников после  переоценки основных фондов возрастет доля амортизационных отчислений, которая в 1997 году ожидается на уровне 38% общих капиталовложений. Доля финансирования инвестиций за счет прибыли предприятий в общем объеме капитальных вложений в 1997 году составит порядка 22%.

Рост объемов  привлекаемых средств правительством предполагается осуществлять скорее всего за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Более заметную роль в инвестиционной деятельности будут играть иностранные инвестиции, доля которых в общем объеме капитальных вложений прогнозируется на уровне 4%.

Негативные  последствия 1996 года, когда значительные объемы кредиторской задолженности  за выполненные, но не профинансированные работы переходят на 1997 год, не могут  не отразиться на реализации целевых программ прежде всего социального характера и инвестиционной активности в целом.

Поэтому установленные в условиях жестких финансовых ограничений  государственные инвестиции на 1997 год  в сумме 25 трлн. рублей, что составляет 62% к уровню бюджетных назначений текущего года, фактически будут значительно ниже.

Наиболее существенно  уменьшается (на 58%) государственная  поддержка по отраслям социального  комплекса. При этом государственные  инвестиции на жилищное и коммунальное строительство сокращаются почти в 4 раза, метростроение — в 1,4 раза, на развитие фундаментальной науки — в 1,6 раза.

Наверное, не будут  выделены средства на решение ряда проблем экологического и социального  характера, поставленных в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Государственные инвестиции на реализацию быстроокупаемых  конкурсных инвестиционных проектов составят 1,0 трлн. рублей или 28% к 1996 году, что  будет сдерживать привлечение на инвестиционный рынок дополнительных средств частных инвесторов.

Вероятно, снизится также государственная поддержка  для реализации жизненно важных инвестиционных проектов в ТЭКе, специальном, агропромышленном и химико-лесном комплексах.

Как и в 1996 году, в производственной сфере сохраняются  основные принципы инвестиционной политики в части ограниченной государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов жизненно важных программ, связанных в основном с оборонной, экологической, радиационной, транспортной и пожарной безопасностью, а также по важнейшим проектам машиностроения. металлургии и химического комплекса с длительными сроками окупаемости.

 

На развитие экономики значительное воздействие  могут оказать иностранные инвестиции. Ожидаемый накопленный объем  иностранных инвестиций в российскую экономику на 1 января 1997 года составит 11,0 — 11,5 млрд. долл. США. По прогнозу на 1997 год доля иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений ожидается на уровне 4%.

Однако прогнозируемый объем иностранных инвестиций не соответствует таким важным показателям, характеризующим Россию, как емкость рынка, объем природных ресурсов и производственный потенциал, квалификация и стоимость рабочей силы, а также тем преобразованиям, которые осуществляются в стране в процессе перехода на рыночные механизмы хозяйствования

Стратегической  целью международного инвестиционного  сотрудничества в 1997 году является увеличение объемов иностранных инвестиций, привлекаемых в российскую экономику, стимулирование их притоков с учетом структурной перестройки, обеспечение  экономической безопасности, повышение эффективности инвестиций.

Правительством  в 1997 году будет продолжена работа с  инвестиционными кредитами Мирового банка и других международных  финансовых организаций. Сотрудничество с международными банками и финансовыми  организациями будет осуществляться по таким направлениям как: определение направлений заимствования; структура и объемы заимствования; объемы расходования средств.

Таким образом, учитывая текущую конъюнктуру мирового рынка капиталов, характеризующегося превышением спроса над предложением иностранных инвестиций, и в зависимости от степени достижения экономической, финансовой и политической стабильности можно ожидать некоторый приток иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного строительства средств населения. Их доля в 1997 году, вероятно, достигнет порядка 4,4% от общего объема инвестиций в экономику страны.

Будет осуществляться инвестиционное сотрудничество между  российскими организациями и  иностранными инвесторами по реализации конкретных инвестиционных проектов.

 

III. Стимулирование  инвестиционной активности в  рыночном секторе экономики

 

В условиях ограниченности централизованных инвестиций важным элементом государственной  политики стал механизм конкурсного инвестирования, нацеленный на увеличение масштабов и повышение эффективности инвестируемого капитала.

Для обеспечения  высокой отдачи вкладываемых государством средств в 1996-1997 годах получит  дальнейшее развитие система конкурсного  размещения централизованных инвестиционных ресурсов по критериям высокой экономической эффективности инвестиционных проектов на принципах долевого участия государства в  их финансировании.

К настоящему  времени для  участия  в конкурсе поступило  более  800 проектов, общая  сметная стоимость которых составляет около 50 трлн. рублей, а объем запрашиваемых централизованных ресурсов оценивается в размере порядка 11 трлн. руб. (22%). Из них было одобрено 176 проектов для оказания государственной поддержки на общую сумму 1,44 трлн. рублей. В настоящее время на различных этапах прохождения конкурса находится свыше 100 проектов, претендующих на государственную поддержку в размере 1,3 трлн. руб.

Вместе с  тем, особую тревогу вызывает то, что  конкурсное финансирование инвестиционных проектов до настоящего времени не получило динамичного развития. Причины этого — высокие масштабы недофинансирования запланированных инвестиционных расходов. Профинансировано только 213,4 млрд. руб. (14,8% от обшей суммы поддержки победителей конкурсов), в том числе в текущем году — 60 млрд. руб. (2% от лимита на 1996 год). Очевидно, что такая практика дискредитирует государственные усилия по повышению инвестиционной активности.

Опыт 1995-1996 годов  показал целесообразность дальнейшего  распространения и совершенствования принципов конкурсного подхода к размещению централизованных инвестиционных ресурсов. Ранее конкурсный подход осуществлялся в отношении коммерческих высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком окупаемости, не превышающем, как правило, двух лет, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств, необходимых для реализации проекта. В настоящее время конкретизируются требования к качеству проектов, представляемых на конкурс, совершенствуется система их конкурсного отбора.

В 1997 году предполагается завершить основную работу по созданию нормативно-правовой базы проведения инвестиционных конкурсов.

В 1997-1998 годах  различие механизма конкурсов будет  осуществляться в направлении расширения форм, условий и размеров государственной  поддержки (от 20 до 50% сметной стоимости проекта) с учетом результатов оценки качества и классификации продукции инвестиционных проектов3 .

Значительные  возможности развития механизма  конкурсов в 1996-!997 годах будут  связаны с предоставлением государственной поддержки в виде государственных гарантий, что позволит сформировать рынок эффективных инвестиционных проектов и стимулировать привлечение дополнительного капитала отечественных кредитно-финансовых институтов в инвестиционную сферу.

Аналогичную работу с высокоэффективными инвестиционными проектами намечается развернуть и на уровне субъектов Российской Федерации, имея в виду мобилизацию и использование внутренних инвестиционных ресурсов регионов.

При этом, для  повышения качества инвестиционных проектов, поступающих на инвестиционный рынок, с тем, чтобы эти проекты отвечали требованиям высокой эффективности капитальных вложений и осуществлению структурной перестройки экономики, предполагается организовать на коммерческой основе постоянно действующую Выставку (своего рода биржу) инвестиционных проектов. Выставка могла бы иметь постоянно действующие отделения и в регионах с учетом опыта работы Всероссийской Промышленно-художественной выставки в г. Нижнем Новгороде, на которой будут представляться информационно проекты — победители конкурсов, проведенных Комиссией по инвестиционным конкурсам при Минэкономики России для дополнительной рекламы и привлечения инвесторов в наиболее интересные проекты.

Предварительная проработка показывает, что Выставка инвестиционных проектов может формироваться с учетом следующих разделов:

1) высокоэффективные  коммерческие проекты, прошедшие  конкурс по распределению централизованных  капитальных вложений, включая инновационные  проекты;

2) инвестиционные проекты в области  высоких технологий;

3) инвестиционные  проекты в базовых отраслях  промышленности;

4) инвестиционные  проекты в легкой и пищевой  промышленности.

Разделы 2, 3, 4 здесь  могут формироваться на коммерческой основе, а привлекательность этих проектов будет обеспечиваться проведением межведомственной экспертизы.

Создание такой  постоянно действующей Выставки значительно упростило бы доступ к вложению средств в качественные инвестиционные проекты как отечественного, так и зарубежного капитала, существенно  активизировало бы рынок инвестиционных проектов.

Реализация  намечаемых новых принципов конкурсного  размещения централизованных инвестиций в условиях стабилизации производства и устойчивого снижения инфляции будет способствовать реальному  оживлению инвестиционной активности за счет частных капитальных вложений.

Кроме того, в 1997 году намечается значительное повышение  роли государственной амортизационной  политики в осуществлении инвестиционной деятельности предприятий и ускоренном обновлении их устаревшего производственного  аппарата. В настоящее время общеэкономическими министерствами и ведомствами разрабатывается концепция амортизационной политики в условиях рыночной экономики, которая призвана определить направления совершенствования действующей амортизационной системы. При этом намечаемое развитие законодательства об амортизации адекватно изменившимся условиям воспроизводства коснется всех его аспектов — норм амортизации, методов ее начисления, принципов определения рыночной стоимости основных фондов и порядка использования.

С 1 января 1997 г. введены новые средние (предельные) нормы амортизационных отчислений в рамках значительно укрупненных групп, позволяющие предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-вопроизводственных ресурсов4. В пределах названных средних норм будут разработаны научно обоснованные нормы амортизации по конкретным видам основных  фондов. Одновременно   при  несоответствии     норм     составу действующих  основных   фондов предприятиям будет предоставляться право их корректировки в рамках средних норм. Однако уже сейчас существует много специалистов, высказывающихся против данного указа, так как, по их мнению, эта мера уведет слишком много денежных средств предприятий из оборота, то есть несбалансированные фонды вызовут нехватку денег в производстве.

В складывающихся условиях нехватки у предлриятий  средств для накоплений правительство  стремиться обеспечить преимущественно  целевое использование амортизации  — на инвестиционные нужды для  воспроизводства основных фондов. С  учетом дальнейшего развития рыночных отношений решение этой задачи будет осуществляться не на принципах жестких ограничений по направлениям использования амортизации, а за счет приравнивания нецелевого использования амортизационных отчислений предприятиями к их налогооблагаемому доходу.

Важным направлением повышения действенности амортизационной  политики также выступает регулярная переоценка основных фондов, призванная обеспечить защиту воспроизводственных  ресурсов предприятий от инфляционного  обесценения. Это не только создаст основу для разработки обоснованных норм амортизационных отчислений, но и позволит снизить нагрузку на финансы предприятий, в том числе за счет отказа от начисления амортизации на не используемые в производстве основные фонды.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации