Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:36, реферат
Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени "связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных проектов социальной сферы.
Введение
3
I. Анализ инвестиционной деятельности в 1995 и 1996 годах
4
II. Оценка источников финансирования инвестиций и их активизация
7
III. Стимулирование инвестиционной активности в рыночном секторе экономики
9
Заключение
18
Литература
Тверской Институт Экономики и Менеджмента
Кафедра финансов и кредита
Реферат на тему:
Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Выполнил: ст-т IV-го курса
Шубин Я. Ю.
Научный руководитель:
Черкасов В.Е.
Тверь
2000
Содержание
Введение |
3 |
I. Анализ инвестиционной деятельности в 1995 и 1996 годах |
4 |
II. Оценка источников финансирования инвестиций и их активизация |
7 |
III. Стимулирование инвестиционной активности в рыночном секторе экономики |
9 |
Заключение |
18 |
Литература |
20 |
Введение
Сегодня для оживления экономики страны необходим значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.
Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени "связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных проектов социальной сферы.
В этой связи в 1997 году на первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала, усиление функций государства как "стратегического" инвестора, стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства.
Практическая реализация этих задач предъявляет жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных преобразований.
Таким образом, важнейшим условием активизации производственной деятельности в 1997 году остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного климата, что предполагает необходимость:
1) выделение средств на развитие федеральной собственности;
2) в отношении отдельных
I. Анализ инвестиционной деятельности в 1995 и 1996 годах
Несмотря на снижение темпов инфляции
в 1995 году инвестиционный климат в экономике
по-прежнему остается неблагоприятным.
Дальнейшее сокращение общего объема
инвестиций сдерживало структурные
и технологические
Объем инвестиций
в основной капитал, освоенный за
1995 год предприятиями и
Расходы на государственные инвестиции в Российской Федерации профинансированы в объеме 12,3 трлн. рублей, что составляет 65,5% от утвержденного годового лимита, в том числе Федеральная инвестиционная программа — в размере 8,1 трлн. рублей или на 63 %. Объекты, строящиеся за счет средств федерального бюджета на возвратной основе по программе "Конверсия оборонных отраслей промышленности", профинансированы лишь на 21%. Федеральные целевые программы — на 61,4%.
Предусмотренные в Федеральной инвестиционной программе государственные инвестиции по производственным отраслям, размещаемые на конкурсной основе, были профинансированы всего лишь на 25%, что поставило в тяжелое положение частных инвесторов.
Основным источником финансирования капитального строительства являлись собственные средства предприятий — 60,4% всех капитальных вложений.
Доля инвестиций государственных предприятий и организаций в общем объеме капитальных вложений снизилась до 31,5% против 32,4% в 1994 году и 51% в 1993 году. По смешанным формам собственности эти показатели возрастали и составили 45% (в 1994 году — 42.2%, в 1993 году — 24,6%), а по предприятиям с частной формой собственности достигли 17% против 12% в 1993 году.
В 1995 году за счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию свыше 800 объектов и производственных мощностей в топливно-энергетической, металлургической, химической, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, транспорте, связи и других отраслях экономики.
Уровень выполнения Федеральной инвестиционной программы 1995 года в промышленности, транспорте и связи составил лишь 18%, в том числе по объектам, финансировавшимся на безвозвратной основе — 15%, на возвратной основе — 26%.
Из 206 пусковых производственных объектов приняты в эксплуатацию 38 (15 полностью и на 23 осуществлен частичный ввод мощностей).
Из числа важнейших объектов аграрного сектора экономики, строящихся в соответствии с федеральными целевыми программами, приняты в эксплуатацию 61, в том числе 10 — за счет средств федерального бюджета и 51 за счет фонда финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики. Выполнение же пусковой программы не превысило 9 %. На их строительстве освоено 1,1 трлн. рублей капитальных вложений.
В структуре капитальных вложений увеличивается удельный вес затрат на развитие социальной сферы. Доля затрат на непроизводственное строительство в 1991 году составляла 31%, а в 1995 году — 42%. На эти цели использовано 109,9 трлн. рублей.
В 1995 году на жилищное строительство направлено 64,8 трлн. рублей капитальных вложений (96% к предыдущему году против 82% в 1994 году).
Предприятиями и организациями всех форм собственности построено 630 тысяч новых благоустроенных квартир общей площадью 41 млн.кв. метров, что на 5% больше, чем в 1994 году (в том числе в сельской местности 8,9 млн.кв. метров), из них:
— государственными предприятиями — 9,4 млн.кв. метров (101% к уровню 1994 года);
— предприятиями частной формы собственности — 14,6 млн.кв. метров жилых домов, что на 21% больше, чем в 1994 году.
В 1995 году в Чеченской Республике на восстановление и развитие экономики и социальной сферы использовано 5663 млрд. рублей капитальных вложений по объектам производственного и непроизводственного назначения, в том числе за счет средств федерального бюджета — 5528 млрд. рублей капитальных вложений или 98% от общего объема. На проведение восстановительных работ затрачено 4985 млрд. рублей капитальных вложений, из них на восстановление жилого фонда — 2451 млрд, рублей или 49% таких затрат.
В 1996 году по-прежнему продолжается падение инвестиционной активности. Общий объем инвестиций в основной капитал составил 350 трлн. рублей, или 82% к предыдущему году2. Вместе с тем спад в инвестиционной сфере за истекшие 6 месяцев того года пока весомо превышает прогнозируемый уровень: за указанный период объем инвестиций в экономику составил 133 трлн. рублей и сократился к соответствующему периоду прошлого года на 14%. При этом половина этого спада приходится на инвестиции, финансируемые из федерального бюджета.
Так же как и в прошлые годы наиболее быстрыми темпами сокращается инвестиционное финансирование объектов производственной сферы: за январь-июнь здесь инвестировано 77 трлн. рублей — на 16% меньше чем в соответствующий период прошлого года. За этот же период инвестиции в социальную сферу составили 56 трлн. рублей (43,4% общего объема капиталовложений), а темпы падения — 11%.
Наиболее устойчиво в 1996 году осуществляется жилищное строительство. В январе - июне за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 12,1 млн.кв. метров общей площади жилых домов, что составляет 100,8% к соответствующим показателям прошлого года. Более 70% жилья введено предприятиями частной и смешанной форм собственности.
Доля инвестиций государственных предприятий и организаций в общем объеме капитальных вложений снизилась до 27% против 31,5% в 1995 году и 32,4% в 1994 году. По смешанным формам собственности эти показатели возросли и составили 48,5% (в 1995 году — 45%), а по предприятиям с частной формой собственности — достигли 18,5% против 17% в 1995 году.
Сохраняющаяся неблагоприятная ситуация в инвестиционной сфере вызвала обострение воспроизводственных проблем. Высокие масштабы недоинвестирования привели к образованию в производстве колоссальной массы обесцененных кризисом, физически и морально изношенных основных фондов. К настоящему времени средний возраст машин и оборудования превысил 9 лет; подавляющая часть основных фондов российской промышленности морально устарела и уже давно эксплуатируется за пределами экономически целесообразных периодов. По оценкам специалистов, сегодня рынком реально востребовано только 50-55% всего объема основных фондов промышленности, остальная часть по степени изношенности не отвечает спросовой конъюнктуре и требует замены.
Для преодоления общеэкономического кризиса и восстановления роста российская экономика остро нуждается в инвестициях. Главная проблема на данном этапе экономических преобразований заключается в сохраняющихся крайне ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада.
Причины углубляющегося кризиса инвестиций во многом кроются в сохраняющейся неблагоприятной общеэкономической обстановке в стране. Проблема низкой инвестиционной активности усугубляется острым кризисом неплатежей.
Не менее острая проблема — завышенная относительно инфляции цена кредитных ресурсов, что делает их недоступными реальному сектору.
Потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в существенно более доходные и надежные финансовые активы, в том числе — в государственные ценные бумаги.
Сохраняющаяся
на протяжении длительного времени
высокая (реальная) доходность государственных
долговых инструментов привела к
значительному разрыву
Негативное влияние на рынок оказывает также быстрое сокрашение государственных капиталовложений, не компенсируемое инвестициями частных инвесторов. За 1992-1996 гг. удельный вес госинвестиций в ВВП снизился более чем в два раза (с 2,95% до 1,45%). Также быстро сокращается и доля государственных инвестиций в общих объемах капитальных вложений: в !995 году доля реально профинансированных инвестиционных расходов из бюджета (по кругу федеральной инвестиционной программы) снизилась до 3% общего объема инвестиций в стране.
Кроме того, запланированные инвестиционные расходы в подавляющей части финансируются из бюджета несвоевременно и не в полном объеме — по принципу "замыкающих" (остаточных) расходов.
За 7 месяцев 1996 года профинансировано всего 6,9 трлн. рублей государственных инвестиций, или 20,7% годовых назначений, в том числе на погашение кредиторской задолженности за 1995 год — 1,8 трлн. рублей или 26% профинансированных инвестиций; программа конверсии оборонных отраслей профинансирована — 2,3 %, а инвестиции намеченные к размещению на конкурсной основе — только 3% от годовых назначений.