Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:36, реферат

Краткое описание

Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени "связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных проектов социальной сферы.

Оглавление

Введение
3

I. Анализ инвестиционной деятельности в 1995 и 1996 годах
4
II. Оценка источников финансирования инвестиций и их активизация
7
III. Стимулирование инвестиционной активности в рыночном секторе экономики
9

Заключение
18

Литература

Файлы: 1 файл

ИНВЕСТ~1.DOC

— 134.00 Кб (Скачать)

Тверской Институт Экономики и  Менеджмента

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Современное состояние  и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т IV-го курса

Шубин Я. Ю.

 

Научный руководитель:

Черкасов В.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь

2000

 

Содержание

 

 

 

Введение

3

   

I.      Анализ инвестиционной  деятельности в 1995 и 1996 годах

4

II.    Оценка источников  финансирования инвестиций и  их активизация

7

III.   Стимулирование инвестиционной  активности в рыночном секторе экономики

9

   

Заключение

18

   

Литература

20


 

Введение

 

Сегодня для оживления экономики  страны необходим значительный приток средств частных инвесторов, и  прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.

Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса  в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых  объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени "связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных проектов социальной сферы.

В этой связи  в 1997 году на первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала, усиление функций государства как "стратегического" инвестора, стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства.

Практическая  реализация этих задач предъявляет  жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности  использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных преобразований.

Таким образом, важнейшим условием активизации  производственной деятельности в 1997 году остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного климата, что предполагает необходимость:

  • устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;
  • осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что позволит делать сбережения в денежной форме;
  • четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного бюджетов, а именно:

1) выделение средств на развитие  федеральной собственности;

2) в отношении отдельных объектов, находящихся в муниципальной  собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в порядке софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет местного бюджета;

  • дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в экономику;
  • проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;
  • создания благоприятного налогового режима, способствующего наращиванию производительного капитала;
  • стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору на приоритетных для государства направлениях инвестирования.

 

I. Анализ инвестиционной  деятельности в 1995 и 1996 годах

 

Несмотря на снижение темпов инфляции в 1995 году инвестиционный климат в экономике  по-прежнему остается неблагоприятным. Дальнейшее сокращение общего объема инвестиций сдерживало структурные  и технологические преобразования производства, усугубляло проблему технологической отсталости и конкурентоспособности отечественной промышленности.

Объем инвестиций в основной капитал, освоенный за 1995 год предприятиями и организациями  всех форм собственности, составил 267 трлн. рублей, что на 10% меньше уровня предшествующего года, в производственной сфере — на 11%1. Доля капитальных вложений в объеме валового внутреннего продукта составила 16,1% против 17,3% в 1994 году и 22% в 1990 году (в ценах соответствующих лет).

Расходы на государственные  инвестиции в Российской Федерации профинансированы в объеме 12,3 трлн. рублей, что составляет 65,5% от утвержденного годового лимита, в том числе Федеральная инвестиционная программа —  в размере 8,1 трлн. рублей или на 63 %. Объекты, строящиеся за счет средств федерального бюджета на возвратной основе по программе "Конверсия оборонных отраслей промышленности", профинансированы лишь на 21%. Федеральные целевые программы — на 61,4%.

Предусмотренные в Федеральной инвестиционной программе  государственные инвестиции по производственным отраслям, размещаемые на конкурсной основе, были профинансированы всего лишь на 25%, что поставило в тяжелое положение частных инвесторов.

Основным источником финансирования капитального строительства  являлись собственные средства предприятий — 60,4% всех капитальных вложений.

Доля инвестиций государственных предприятий и  организаций в общем объеме капитальных  вложений снизилась до 31,5% против 32,4% в 1994 году и 51% в 1993 году. По смешанным  формам собственности эти показатели возрастали и составили 45% (в 1994 году — 42.2%, в 1993 году — 24,6%), а по предприятиям с частной формой собственности достигли 17% против 12% в 1993 году.

В 1995 году за счет всех источников финансирования сдано  в эксплуатацию свыше 800 объектов и  производственных мощностей в топливно-энергетической, металлургической, химической, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, транспорте, связи и других отраслях экономики.

Уровень выполнения Федеральной инвестиционной программы 1995 года в промышленности, транспорте и связи составил лишь 18%, в том числе по объектам, финансировавшимся на безвозвратной основе — 15%, на возвратной основе — 26%.

Из 206 пусковых производственных объектов приняты  в эксплуатацию 38 (15 полностью и  на 23 осуществлен частичный ввод мощностей).

Из числа  важнейших объектов аграрного сектора  экономики, строящихся в соответствии с федеральными целевыми программами, приняты в эксплуатацию 61, в том  числе 10 — за счет средств федерального бюджета и 51 за счет фонда финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики. Выполнение же пусковой программы не превысило 9 %. На их строительстве освоено 1,1 трлн. рублей капитальных вложений.

В структуре капитальных вложений увеличивается удельный вес затрат на развитие социальной сферы. Доля затрат на непроизводственное строительство в 1991 году составляла 31%, а в 1995 году — 42%. На эти цели использовано 109,9 трлн. рублей.

В 1995 году на  жилищное строительство направлено  64,8 трлн. рублей капитальных вложений (96% к предыдущему году против 82% в 1994 году).

Предприятиями и организациями всех форм собственности  построено 630 тысяч новых благоустроенных  квартир общей площадью 41 млн.кв. метров, что на 5% больше, чем в 1994 году (в том числе в сельской местности 8,9 млн.кв. метров), из них:

—  государственными предприятиями — 9,4 млн.кв. метров (101% к уровню 1994 года);

—  предприятиями  частной формы собственности  — 14,6 млн.кв. метров жилых домов, что  на 21% больше, чем в 1994 году.

В 1995 году в Чеченской  Республике на восстановление и развитие экономики и социальной сферы использовано 5663 млрд. рублей капитальных вложений по объектам производственного и непроизводственного назначения, в том числе за счет средств федерального бюджета — 5528 млрд. рублей капитальных вложений или 98% от общего объема. На проведение восстановительных работ затрачено 4985 млрд. рублей капитальных вложений, из них на восстановление жилого фонда — 2451 млрд, рублей или 49% таких затрат.

 

В 1996 году по-прежнему продолжается падение инвестиционной активности. Общий объем инвестиций в основной капитал составил 350 трлн. рублей, или 82% к предыдущему году2. Вместе с тем спад в инвестиционной сфере за истекшие 6 месяцев того года пока весомо превышает прогнозируемый уровень: за указанный период объем инвестиций в экономику составил 133 трлн. рублей и сократился к соответствующему периоду прошлого года на 14%. При этом половина этого спада приходится на инвестиции, финансируемые из федерального бюджета.

Так же как и  в прошлые годы наиболее быстрыми темпами сокращается инвестиционное финансирование объектов производственной сферы: за январь-июнь здесь инвестировано 77 трлн. рублей —  на 16% меньше чем в соответствующий период прошлого года. За этот же период инвестиции в социальную сферу составили 56 трлн. рублей (43,4% общего объема капиталовложений), а темпы падения — 11%.

Наиболее устойчиво  в 1996 году осуществляется жилищное строительство. В январе - июне за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 12,1 млн.кв. метров общей площади жилых  домов, что составляет 100,8% к соответствующим показателям прошлого года. Более 70% жилья введено предприятиями частной и смешанной форм собственности.

Доля инвестиций государственных предприятий и  организаций в общем объеме капитальных  вложений снизилась до 27% против 31,5% в 1995 году и 32,4% в 1994 году. По смешанным формам собственности эти показатели возросли и составили 48,5% (в 1995 году — 45%), а по предприятиям с частной формой собственности — достигли 18,5% против 17% в 1995 году.

Сохраняющаяся неблагоприятная ситуация в инвестиционной сфере вызвала обострение воспроизводственных проблем. Высокие масштабы недоинвестирования привели к образованию в производстве колоссальной массы обесцененных кризисом, физически и морально изношенных основных фондов. К настоящему времени средний возраст машин и оборудования превысил 9 лет; подавляющая часть основных фондов российской промышленности морально устарела и уже давно эксплуатируется за пределами экономически целесообразных периодов. По оценкам специалистов, сегодня рынком реально востребовано только 50-55% всего объема основных фондов промышленности, остальная часть по степени изношенности не отвечает спросовой конъюнктуре и требует замены.

Для преодоления  общеэкономического кризиса и восстановления роста российская экономика остро нуждается в инвестициях. Главная проблема на данном этапе экономических преобразований заключается в сохраняющихся крайне ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада.

Причины углубляющегося кризиса инвестиций во многом кроются  в сохраняющейся  неблагоприятной  общеэкономической  обстановке  в стране. Проблема  низкой  инвестиционной  активности  усугубляется острым кризисом неплатежей.

Не менее  острая проблема — завышенная относительно инфляции цена кредитных ресурсов, что делает их недоступными реальному  сектору.

Потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в существенно более  доходные и надежные финансовые активы, в том числе — в государственные ценные бумаги.

Сохраняющаяся на протяжении длительного времени  высокая (реальная) доходность государственных  долговых инструментов привела к  значительному разрыву доходности вложений в реальный и финансовый секторах экономики и напрямую способствует оттоку капитала из производства. В 1996 году конкурентные преимущества рынка госдолга еще более усилились — компенсация недобора налогов в бюджет вызвала необходимость значительного в сравнении с прошлым годом увеличения масштабов заимствования на внутреннем рынке и рост доходности государственных ценных бумаг.

Негативное  влияние на рынок оказывает также  быстрое сокрашение государственных  капиталовложений, не компенсируемое инвестициями частных инвесторов. За 1992-1996 гг. удельный вес госинвестиций в ВВП снизился более чем в два раза (с 2,95% до 1,45%). Также быстро сокращается и доля государственных инвестиций в общих объемах капитальных вложений: в !995 году доля реально профинансированных инвестиционных расходов из бюджета (по кругу федеральной инвестиционной программы) снизилась до 3% общего объема инвестиций в стране.

Кроме того, запланированные  инвестиционные расходы в подавляющей  части финансируются из бюджета  несвоевременно и не в полном объеме — по принципу "замыкающих" (остаточных) расходов.

За 7 месяцев 1996 года профинансировано всего 6,9 трлн. рублей государственных инвестиций, или 20,7% годовых назначений, в том числе  на погашение кредиторской задолженности  за 1995 год — 1,8 трлн. рублей или 26% профинансированных инвестиций; программа конверсии оборонных отраслей профинансирована — 2,3 %, а инвестиции намеченные к размещению на конкурсной основе — только 3% от годовых назначений.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации