Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:51, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть общетеоретические аспекты сбережений и инвестиций и понять, какую роль они играют в рыночной экономике. Для достижения поставленной задачи был произведён анализ учебной и общеэкономической литературы. Необходимо отметить. Что указанные вопросы деталь освещены в финансовой периодике.
r
процента
r2
r1
I(r2) I(r1)
Рис.4 а
Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохода можно графически представить таким образом:
IV
|
| ||
r0
IS
I
I0 I1 0 Y 1 Y0
I
S1
S0
I=S
III
Рис.5 Модель «IS» «инвестиции-сбережения»
На этом графике представлена модель «IS», т.е. «investment-saving» («инвестиции-сбережения»), впервые разработанная английским экономистом Джоном Хиксом в 30-х годах нашего столетия и дополненная в 50-е годы американским экономистом Элвином Хансеном.
Что же иллюстрирует эта кривая?[1] Модель «IS» позволяет показать одновременно связь между четырьмя переменными: сбережениями, инвестициями, процентом и национальным доходом. При помощи этой модели можно понять условия равновесия на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг. Ведь равенство I и S и есть условие этого равновесия.
Анализ начнём с IV квадранта. Здесь изображена известная нам обратная пропорциональная зависимость между инвестициями и реальной ставкой процента. Чем выше r, тем ниже I. В данном случае уровню r0 соответствуют инвестиции в размере I0. Далее обращаемся к III квадранту. Биссектриса, исходящая из начала осей координат III квадранта, есть не что иное, как отражение равенства I = S. Она помогает нам найти такое значение сбережений, которое равно инвестициям: I0 = S0. Затем исследуем II квадрант. Представленная здесь кривая – это уже известный нам график сбережений, ведь S зависит от реального дохода (Y). Уровню S0 соответствует объём реального дохода Y0. И, наконец, в I квадранте можно, зная уровень r0 и Y0, найти точку IS0.
Если норма процента повысится, то произойдут следующие изменения (опять исследуем IV, III, II и I квадранты): повышение процентной ставки от уровня r0 до r1 приведёт к уменьшению инвестиций, т. е. до уровня I1. Этому соответствуют и меньшие сбережения S1, образовавшиеся при меньшем объёме дохода Y1. Следовательно, теперь можно найти точку IS1. Через точки IS0 и IS1 можно провести кривую IS.
Итак, кривая IS показывает различные
сочетания между ставкой
Построение кривой IS имеет большое
значение для понимания проблем
макроэкономического
3. Проблемы превращения сбережений в инвестиции в России.
Недостаток глубоких структурных
преобразований в российской экономике
ставит дальнейшие перспективы роста
в зависимость от тенденций на
мировых сырьевых рынках. Поэтому
в настоящее время главная
задача заключается в том, чтобы
вовлечь в процесс
По результатам анализа
Повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов играет положительную роль. Уровень прямых иностранных инвестиций является одним из решающих факторов в увеличении ВВП. Следовательно, задача правительства страны сделать всё от него зависящее для их притока.
1. Правительство страны должно стремится к повышению доверия населения к своей деятельности и выбранному курсу развития
2. Государство должно обращать внимание на базовые аспекты инвестиционного климата, например на недопустимость, так называемых интервенций. То есть механизм адресной поддержки отдельных отраслей через бюджетные субсидии должен быть исключён, так как это противоречит базовым принципам рынка.
В качестве шагов правительства, направленных
на улучшение инвестиционного
1. Проведение административной реформы, которая «формирует способность государства, как продвигать все остальные реформы по широкому кругу вопросов, так и своевременно и адекватно отвечать вызовы, возникающие в экономики».
2. Дерегулирование экономики.
3. Защита прав собственности.
4. Совершенствование налогового администрирования, так как сами ставки налогов невысоки.
5. Реформа образования, так как «доставшаяся в наследство система подготовки кадров не отвечает новым потребностям рынка труда и современной экономики является «миной замедленного действия».
Таким образом, реализация намеченных Правительством мер по развитию российской экономики в целом, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, позволяет прогнозировать ежегодный рост объемов ВВП
Факторы, препятствующие активизации инвестиционной деятельности.
К факторам, препятствующим активизации инвестиционной деятельности в стране, следует отнести:
1. низкий уровень реальных денежных доходов населения и уменьшение соответственно валовых сбережений в секторе домашних хозяйств, а также сохраняющееся недоверие граждан к финансовым институтам, работающим с физическими лицами;
2. слабые возможности отечественной экономики в плане накоплений, в том числе в силу утраты немалой части материальной базы из-за кризисного обеспечения производственного капитала и его сокращения, а также крупномасштабной утечки отечественного капитала за рубеж.
3. сложившаяся экспортно-сырьевая структура экономики. Это обусловило необходимость всё большего переключения финансовых ресурсов на инвестиции для поддержания производства в этих отраслях из-за ухудшения условий добычи и первичной переработки сырья;
4. аварийное состояние значительной части производственных фондов, что ограничивает возможности перехода капитала высокотехнологичные сферы, определяющие перспективные структурные сдвиги;
5. концентрация инвестиционных ресурсов и оборотных средств в регионах и отраслях, являющимися естественными монополистами, и превращение их в абсолютных монополистов не только на товарных рынках, но и на рынках инвестиционных ресурсов;
6. неразвитость рыночной инфраструктуры, обеспечивающей информационную, юридическую и прочую поддержку инвесторам и инициаторам инвестиционных проектов;
7. недостаток оборотных средств у предприятий. Он приводит к практике использования бартера (до 80% расчётов между хозяйствующими субъектами), денежных суррогатов и других неденежных форм расчётов между контрагентами. Данные инструменты хозяйствования в свою очередь деформируют систему ценообразования и увеличивают издержки и себестоимость продукции (так как бартерные и иные неденежные сделки осуществляются по заведомо завышенным ценам). В результате ценовая конкурентоспособность продукции снижается, а бюджетная система недополучает налоговые платежи в значительных размерах. С другой стороны, использование неденежных форм расчётов ухудшает финансовые показатели предприятий и снижает их привлекательность для потенциальных инвесторов;
8. теневой характер экономики, выраженный, в частности, в непрозрачности и закрытости финансовой деятельности предприятий, а также в использовании механизмов занижения выручки при составлении официальной отчётности, что создаёт потенциальные риски возвратности средств внешних инвесторов.
Главной причиной инвестиционного кризиса в стране является неумение использовать эффективные формы управления инвестиционной деятельностью, как в народном хозяйстве, так и на предприятиях. Результатом этого является осуществление несостоятельной инвестиционной политики.
Важнейшим моментом, приведшим к
кризисному состоянию инвестиционную
сферу, стало устранение государства
от проведения активной политики, как
это делается во всех развитых странах.
Принимая различные стратегические
документы в отношении той
или иной отрасли (или их комплекса),
правительство занижает роль центральных
органов как распорядителей бюджетных
средств в отношении
Инициатором и гарантом осуществления
инвестиционной деятельности в стране
должно быть только государство в
лице своих компетентных органов. Механизмы
же реализации государственной инвестиционной
политики могут быть всевозможными.
В частности, они могут учитывать
высокую степень
В тех отраслях, которые в условиях устойчивого экономического роста могут самостоятельно осуществлять техническое обновление производства, для выхода из кризиса также требуется государственная инвестиционная поддержка, являющаяся, в частности, гарантом для привлечения в ту или иную сферу частных вложений.
Что же касается несостоятельной инвестиционной
политики, то она в основном связана
с неподготовленностью и
По расчётам Минэкономразвития, для того чтобы экономика нормально функционировала, необходимо инвестировать в реальный сектор не менее 22-23% ВВП.
Меры по активизации инвестиционной деятельности.
Программно-целевой подход к формированию государственной инвестиционной политики предполагает следующие моменты:
– проведение расчётов инвестиционных потребностей экономики в целом с разбивкой по отраслям и регионам;
– определение долго-, средне- и
краткосрочных приоритетов
– разработку отраслевых программ и инвестиционных проектов по каждому из заявленных приоритетов. При этом должны использоваться единый методический подход и осуществляться постоянный и целенаправленный контроль за распределением инвестиций на государственном уровне.
Инициатива и ответственность лежит полностью на государстве, которое до недавнего времени во многом устранялось от выполнения данных функций. Решение проблемы использования инвестиций в качестве ключевого фактора экономического роста должно стать главным в программе действий нового состава правительства.