Роль иностранных инвестиций в экономике Узбекистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Термин «инвестиции» имеет латинское происхождение - investure (облачать), в экономическую теорию и практику указанное понятие пришло из английского языка - to invest (вкладывать). В широкой трактовке понятие инвестиции применяют как вложение капитала с целью последующего возрастания.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Иностр инвест.doc

— 4.93 Мб (Скачать)

Портфельными иностранными инвестициями принято называть капиталовложения в ценные бумаги зарубежных предприятий и организаций. Также возможно инвестирование средств в ценные бумаги иностранного государства.

Отличительной чертой портфельных инвестиций являются мотивы инвесторов. Так, портфельный инвестор не заинтересован в управлении компанией, ценные бумаги которой он приобрел. Его целью является получение доходов от владения ценными бумагами (дивидендов, процентов, разницы между ценами покупки и продажи и т.д.).

в) иностранные кредиты

В качестве кредиторов обычно выступают международные организации (Международный валютный фонд и др.) и крупные зарубежные банки (Европейский Банк реконструкции и развития, Дойче банк и др.). Среднесрочные и долгосрочные кредиты могут предоставляться промышленным и торговым корпорациям, предприятиям, банкам, финансовым компаниям, а также непосредственно государству.

В последние годы на международном рынке часто используется такая форма долгосрочного финансирования, как проектное финансирование. Оно заключается в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.

Глава 3. Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана

 

3.1.Роль иностранных инвестиций в экономике Узбекистана

 

В осуществлении структурных преобразований экономики Узбекистана иностранные инвестиции играют чрезвычайно важную роль, поскольку производительные силы республики нуждаются в крупных капиталовложениях для модернизации и реконструкции, а внутренние источники финансирования инвестиций недостаточны. Поэтому привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций преследует стратегические цели и является одним из важнейших направлений проводимой государственной политики.

Основная задача государства заключается в создании благоприятных условий для вложения капитала. Наша страна имеет все необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:

    • сформированную законодательную базу, определяющую правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции;
    • созданную инфраструктуру поддержки инвестиционного процесса;
    • политическую стабильность;
    • выгодное географическое положение;
    • богатые минерально-сырьевые ресурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора;
    • квалифицированные трудовые ресурсы;
    • достаточно емкий рынок сбыта.

Важным фактором инвестиционного климата является система финансово-экономических стимулов и льгот для иностранных инвесторов, которая сориентирована на увеличение прямых иностранных инвестиций в производственную сферу и, в особенности в отрасли и производства, обладающие большим экспортным потенциалом.

3.2.Иностранные инвестиции: общая оценка

 

За годы независимости в развитие экономики страны было привлечено свыше 100 млрд. долларов инвестиций, в том числе более 25 млрд. долларов иностранных инвестиций. Общий объем инвестирования в экономику составил более 4,3 млрд. долларов в эквиваленте и вырос на 23 процента. Рост капитальных вложений за счет собственных средств предприятий составил 78,2%, прямых иностранных инвестиций - 56,8%. Объем освоенных иностранных инвестиций составил более 1 млрд. долларов (рост более 58%). Почти 76% всех иностранных инвестиций составили прямые инвестиции.

С участием иностранных инвестиций было создано свыше семисот новых предприятий. На долю предприятий с иностранными инвестициями приходится треть внешнеторгового оборота республики. Аналитики, например, сегодня особо подчеркивают тенденцию роста объемов привлекаемых в экономику иностранных инвестиций и кредитов при сокращении доли финансирования проектов под гарантию правительства. Они отмечают, что в 2007 году объемы освоенных прямых иностранных инвестиций увеличились в 1,85 раза, с ростом их доли в структуре валового объема освоенного иностранного капитала с 73 процентов до 79. При этом значительная часть инвестиций была направлена на реализацию проектов, связанных с развитием, модернизацией, техническим и технологическим перевооружением значимых отраслей промышленности. Характерный для развития экономики момент: большее увеличение объемов инвестиций было направлено в перерабатывающие отрасли примерно 57%.

Еще более впечатляют цифры в отношении роста инвестиций по географическому параметру: по данным Управления по мониторингу реализации иностранных инвестиций и проектов Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, иностранных инвестиций на долю государств СНГ приходится 36,3 процента всего объема инвестиций в 2007 году, Европы - 21,9, Юго-Восточной Азии и Азии - 18,2 процента.

Впрочем, интерес иностранных инвесторов к Узбекистану и их очевидное стремление работать в стратегически важных для республики секторах не снижаются, и, конечно же, они не случайны. Наша страна богата нефтью, хлопком, золотом и многими другими ресурсами, которые могут принести более чем хорошую прибыль.

В 2007г. в рамках Инвестиционной программы вливание инвестиций прослеживалось примерно из 40 государств. При этом лидирующие позиции занимали Россия с ее 36,3 процентами совокупного объема инвестиций и Швейцария, на которую пришлись 12,7 процента. Крупные проекты с иностранными инвестициями, практически оцениваемыми в многомиллионном долларовом исчислении, сегодня работают в нефтегазовой отрасли. И здесь реализация проектов идет совместно с российскими нефтеколоссами - компаниями «Лукойл», «Газпром», «СоюзНефтеГаз», о чем «Биржа» уже рассказывала подробно.

Кстати, возросли инвестиции из Китая в 1,7 раза - до $67 млн. Это понятно. Ведь китайцы за последние годы расширили свое присутствие в нашей стране и участвуют не только в нефтяных проектах, как известная сегодня во всем мире корпорация CNPC, но и немало их инвестиций вложено в текстильную индустрию, сферу телекоммуникаций, как, например, от компании Huawei. Крупными инвесторами также выступают Япония и Малайзия, на последнюю падает 4 процента всех инвестиций, а также Великобритания, Германия и Турция.

В какие отрасли вкладывается иностранный инвестор?

В рамках Инвестиционной программы 2007г. наибольшее количество иностранных инвестиций привлечено, впрочем, как это и было ожидаемо, в нефтегазовую отрасль - 43,9 % (565,45 млн. долл.) от общей суммы освоенных средств, сферу информационных систем и телекоммуникации - 16,9 % (217,51 млн. долл.), текстильную отрасль - 5,8% (75,10 млн. долл.). Далее следуют социальная сфера - с ее 4,3% (55,81 млн. долл.), сельское и водное хозяйство - 3,4% (44,85 млн. долл.). Не менее высока инвестиционная активность и в таких важнейших секторах, как топливно-энергетическая (ТЭК), телекоммуникационная и легкая промышленности. Из общей суммы освоенных в 2007 году в ТЭК прямых иностранных инвестиций 60 процентов приходится на разработку месторождений и 40 - на геологоразведочные работы. В 2008 году, в рамках Инвестиционной программы реализованны 17 инвестиционных проектов с освоением в 2009 в размере $689 миллионов, то есть 49 процентов от всех инвестиций по линии этой программы.

Поэтому с момента обретения нашей страной независимости особые надежды возлагаются на создание, развитие и динамичную работу совместных предприятий. Как уже отмечалось выше, с участием иностранных инвестиций создано свыше 700 новых предприятий. А общий объем инвестиций, привлеченных в экономику республики, в 2007 году вырос на 23 процента. Разумеется, эти показатели имеют важное значение не только для развития отечественной экономики. Прежде всего они несут в себе социальный фактор, поскольку создание новых совместных производств - это новые рабочие места, обеспечение занятости населения. Так что в целях более интенсивного развития предприятий с иностранными инвестициями, увеличения их доли в экономике страны создаются гарантии и условия для их свободной деятельности. Кстати, эти вопросы не так давно стали предметом живого обсуждения на семинаре в Министерстве юстиции. Тогда первый заместитель министра юстиции А. Ахмедов отметил, что «система правовой защиты иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями все более укрепляется. В рамках законов Республики Узбекистан, касающихся таможенных тарифов и иностранных инвестиций, имущество, ввозимое иностранными инвесторами на территорию Узбекистана для производственных нужд, не облагается пошлиной».

 

3.3.Инвестиционная программа 2012: направления развития

 

Государственная инвестиционная политика Узбекистана, согласно Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2012 год, нацеленная на реализацию, прежде всего, стратегически значимых инвестиционных проектов, направленных на строительство новых современных производств, модернизацию, техническое и технологическое обновление предприятий, опережающее развитие современной сети транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Все это послужит основой достижения устойчивого и динамичного развития экономики страны.

Основными задачами Инвестиционной программы на текущий год являются:

* совершенствование процесса модернизации и технического перевооружения производственных объектов в целях опережающего развития промышленного потенциала республики;

* расширение финансовой поддержки отраслей, перерабатывающих местные сырьевые ресурсы, высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечивающих рост экспортного потенциала;

* привлечение инвестиций для осуществления работ по мелиоративному улучшению орошаемых земель, ускорению социального развития в сельской местности;

* дальнейшее развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры на основе мировых технических достижений;

* реализация государственных целевых программ по развитию материально-технической базы социальной сферы, в первую очередь высших образовательных и медицинских учреждений.

Всего в 2012 году предусмотрено освоить 23679,7 млрд. сумов капитальных вложений, что на 9,3% больше, чем было освоено в предыдущем году. Причем централизованные инвестиции составят 24,2% от общего объема вложенных средств. Доля инвестиций за счет средств государственного бюджета продолжает оставаться на достаточно низком уровне - порядка 5% в общем объеме инвестиций.

Средства государства направляются на решение задач общественного развития. Значительная их часть будет вложена в строительство и реконструкцию объектов системы здравоохранения, улучшение жилищно-коммунального обслуживания населения и развитие инфраструктуры.

Продолжится программа строительства индивидуального жилья в сельской местности с участием средств созданного для этой цели «Кишлоккурилиш банка». В 2012 году намечается строительство еще 8510 индивидуальных жилых домов с жилой площадью свыше 1,2 млн. кв.м, или с ростом против прошлого года на 15%. Особое значение имеет также проект Азиатского банка развития, в рамках которого предусмотрено вложение в 2012 году $160 млн. в строительство жилья в сельской местности.

Наиболее крупные средства из государственного бюджета для развития производственной сферы выделяются агропромышленному комплексу. Инвестиции будут направлены на проведение ирригационно-мелиоративных работ, повышение безопасности и надежности эксплуатации особо важных водохозяйственных объектов.

В структуре централизованных инвестиций практически половину (49,9%) составят средства внебюджетных целевых фондов. В 2012 году программы по созданию условий для всестороннего развития детей и подростков намечено реализовать за счет средств фондов развития детского спорта и реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений. В общей сложности в рамках этих программ на строительство, капитальную реконструкцию и оснащение образовательных и спортивных учреждений предполагается направить свыше 455 млрд. сумов, или 16% инвестиций.

Предусматривается заметное увеличение вложений средств на развитие транспортных коммуникаций. Для этих целей из Республиканского дорожного фонда намечается направить средств в объеме, эквивалентном свыше $360 млн., что на 12,5% больше, чем в прошлом году и составит, предположительно, 24%от инвестиций внебюджетных фондов.

Значительную долю в структуре централизованных инвестиций составят иностранные инвестиции и кредиты под гарантию правительства - 29,6% от централизованных инвестиций в целом (рис. 1). Всего иностранными инвесторами будет профинансировано проектов на сумму свыше $3,3 млрд., что почти на 14% больше освоенных иностранных инвестиций и кредитов в 2011 году.

Всего с использованием иностранных инвестиций и кредитов под гарантию правительства в 2012 году предусмотрена реализация 47 проектов на общую сумму свыше $900 млн., причем 10 проектов находятся на стадии завершения.

Привлечены кредиты ведущих международных организаций, развитых стран и крупных банков для осуществления проектов по развитию социальной сферы, в том числе образования и здравоохранения. Свыше $330 млн. направляются на улучшение водоснабжения и водного хозяйства в регионах страны по кредитным линиям таких международных финансовых организаций, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития (ИБР) и другими.

Все возрастающую роль в осуществлении процессов модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий играет Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан, капитал которого в настоящее время превысил $9 млрд. В 2012 году за счет средств Фонда предусматривается обеспечить софинансирование 29 стратегических инвестиционных проектов в ведущих отраслях промышленности и производственной инфраструктуры в объеме более $758 млн., что на 38,2% больше, чем в прошлом году.

Участие Фонда в совместных проектах содействовало привлечению более $3,2 млpд. иностранных инвестиций и кредитов из средств Азиатского банка развития, Японского агентства по международному сотрудничеству, Исламского банка развития, Экспортно-импортного банка Китая, Государственного Банка развития Китая, Корейского банка развития, других зарубежных финансовых институтов, банков и компаний.

Информация о работе Роль иностранных инвестиций в экономике Узбекистана