Региональные аспекты инвестиционной деятельности ХМАО-Югра

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в инвестиционной деятельности нашего региона и экономического подъема, связующим звеном является инвестиционная политика. Роль инвестиций в экономике региона состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства. Инвестиции - то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Кроме того, часть инвестиций направляется на прирост непроизводственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов на случай непредвиденных обстоятельств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА…………………………4
1.1 Понятие инвестиций…………………………………………………………....4
1.2 Субъекты, объекты, сфера инвестиционной деятельности…………………5
1.3 Источники и методы инвестирования………………………………………...9
2 УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА…..11
2.1 Сущность и основные аспекты управления инвестиционной деятельностью……………………………………………………………………11
2.2 Структуры управления инвестиционной деятельностью…………………12
2.3 Методы управления инвестиционными проектами………………………..13
2.4 Информационное обеспечение управления инвестиционной деятельностью…………………………………………………………………..…15
3 ПРОБЛЕМЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХМАО – ЮГРЫ…………………………………………………………………………...…17
4 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ОАО «ТЮМЕНЬЭНЕРГО»……...…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………......28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая Инвестиции.docx

— 64.36 Кб (Скачать)

С усилением вертикальной интеграции возникают многочисленные вертикальные конфликты. Нормативное  воздействие управляющей компании на производственные подразделения  позволяет осуществлять масштабное перераспределение ресурсов, однако в этом процессе неизбежно появляются участники, чувствующие себя ущемленными. Необходимость жесткого вертикального управления появляется в случае реализации капиталоемких инвестиционных проектов, оказывающих значительное влияние на потенциал корпораций. В управлении этими инвестициями преобладает нисходящее планирование и централизованное управление. В российских корпорациях системы управления стратегическими корпоративными инвестициями развиты слабо. Практически не используются методы стратегического планирования. Типичным недостатком российских корпораций является сочетание в одном подразделении функций стратегического и тактического планирования приводящее к доминированию оперативного планирования над стратегическим.

Масштаб проекта оказывает  значительное влияние на организационную  структуру управления проектом. Проектные  организационные структуры целесообразно  использовать при управлении крупными инвестиционными проектами, где  затраты на управление составляют незначительную часть стоимости всего проекта. При управлении относительно небольшими проектами экономичнее использовать матричные и линейно-функциональные организационные структуры. Анализ практики хозяйствования российских корпораций свидетельствует о высокой эффективности  жестких матричных структур. Эти  организационные структуры позволяют  эффективно контролировать результаты осуществления проекта при относительно невысоких затратах на управленческий персонал.

 

 

2.4 Информационное обеспечение  управления инвестиционной деятельностью

 

Огромное значение для  эффективности управления инвестициями имеет система сбора, хранения и  обработки информации о планируемых  и реализуемых инвестиционных проектах. Согласно закону необходимого разнообразия Эшби «для управления системой управляющий  орган должен быть способным к  восприятию, по крайней мере, того же количества различных сигналов, какое  может появиться на выходе управляемой им системы». Следовательно, только при наличии полноценной системы движения информации об инвестиционной деятельности корпорации руководство различных подразделений будет способно принимать адекватные управленческие решения. В корпорациях развитых стран информационное взаимодействие различных подразделений регулируется с помощью комплекса внутренних нормативных документов - регламентов. В процессе осуществления инвестиционного проекта информационные потоки изменяются. Реализация инвестиционного проекта включает прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную фазы.

На прединвестиционной фазе информационные потоки связаны с  формированием бизнес-плана и  ТЭО проекта и их согласованием  с планами и бюджетами корпорации. На инвестиционной фазе информационные потоки связаны с учетом, результатов  реализации проекта, их сравнением с  планами и разработкой корректирующих мероприятий. На эксплуатационном этапе  информационные потоки связаны с  итоговой оценкой результатов проекта. Анализ систем управления инвестициями в крупнейших российских корпорациях  свидетельствует о слабом нормативном  обеспечении процессов управления и многочисленных информационных разрывах. Например, очень часто не осуществляется итоговая оценка результатов осуществления  инвестиционного проекта. Фактически, российские системы управления корпоративными инвестициями находятся на начальных  этапах длительного процесса развития. Поэтому, значительных успехов в  повышении эффективности управления инвестиционными проектами можно  достичь с помощью регламентации  информационного взаимодействия при  осуществлении различных этапов инвестиционных проектов.

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХМАО – ЮГРЫ

 

Относительно благополучная  социально-экономическая ситуация в России, объясняемая, в первую очередь, масштабным экспортом природных  ресурсов, не должна вводить в заблуждение, поскольку уже в обозримом  будущем предвидится исчерпание этих ресурсов. Спасительный рецепт известен: перенос акцентов на развитие инновационной  экономики и высокотехнологичного производства. Это особенно актуально  для сырьевывозящих регионов страны, к которым относится, в частности, Ханты-Мансийский автономный округ  – Югра.

Он занимает в стране первое место по добыче нефти, второе –  по выработке электроэнергии (на первом – Иркутская область), по душевому производству промышленной продукции (на первом – Ямало-Ненецкий автономный округ), по инвестициям в основной капитал (на первом – город Москва), третье – по добыче газа (после Ямало-Ненецкого  автономного округа и Оренбургской области) и т.д. На долю Ханты-Мансийского  автономного округа приходится примерно десятая часть налоговых поступлений  в общероссийский бюджет.

Это самый крупный по численности  населения регион, полностью относимый  к северным местностям, по числу  жителей он занимает 42 место среди 89 субъектов РФ. Численность населения  автономного округа превышает вдвое  число жителей шести остальных северных автономных округов.

Поскольку экономический  рост в регионе имеет ресурсную  основу, т.е. достигается не развитием  промышленного производства, а положительной мировой конъюнктурой: ценами на нефть и газ, он не сопровождается созданием рабочих мест, не решает проблему низкого уровня жизни населения, не способствует преодолению бедности.

Проблема заключается  в том, что высокотехнологичное  производство и инновационная экономика  предполагают наличие развитого  субъективного компонента: человеческих, социальных ресурсов, соответствующих  современных требованиям. Между  тем, можно предположить, что деиндустриализация страны в течение последних полутора десятилетия не могла не привести к определенной деградации этих ресурсов. Оценка социальных ресурсов приобретает не меньшую актуальность, чем оценка запасов нефти и газа. Причем понятие «социальный ресурс» несколько отличается от понятий «человеческий» или «трудовой ресурс», так как фиксирует не только демографические показатели численности населения, уровень образования или профессиональной подготовки, но и мотивационную сферу: установку на труд и получение знаний. Похоже, что именно эта сфера становится все более проблемной для современной России и рассматриваемого региона.

Необходимо учесть ряд  факторов и особенностей, которые  в значительной степени определяют ситуацию в рассматриваемом регионе. Основные из них:

- общенациональное значение  имеющихся углеводородных ресурсов  и их относительная незаменимость  в настоящее время;

- доминирующее положение  в экономике округа крупных  вертикально-интегрированных нефтегазовых  компаний, склонных к монопольному  типу поведения;

- сокращение природно-ресурсного  потенциала;

- сложные природно-климатические  условия на всей территории;

- недостаточно развитые  отношения с непосредственными  соседями – субъектами Федерации,  входящими в состав Тюменской  области;

- неравномерность социально-экономического  развития территории;

- очагово-высокая антропогенная  нагрузка на окружающую природную  среду;

- социальная напряженность  в жизнедеятельности аборигенного  населения. 

Направления воздействия  перечисленных особенностей на ситуацию в регионе различны: какие-то из них  ослабляют текущие кризисные  явления в экономике и социальной сфере, другие – затрудняют возможности  преодоления кризиса и формирования условий для дальнейшего развития.

Необходимо учесть и то, что существенно ухудшают социальную обстановку в регионе уже накопившиеся экологические проблемы. Загрязненность значительных участков территории розливами  нефти, загрязнение атмосферного воздуха, ухудшение среды проживания коренных малочисленных народов и т.п. существенно снижают безопасность жизнедеятельности населения. Продолжение стратегии развития, основанной преимущественно на освоении нефтегазовых ресурсов, может привести к дальнейшему усугублению данной ситуации.

Наиболее остро для  региона стоят следующие социальные проблемы: высокие цены, в том  числе на продукты питания; огромное неравенство по доходу и бедность пенсионеров; проблемы трудоустройства  молодежи после завершения образования; сохранившиеся проблемы низкокачественного жилфонда (балки, ветхое и «фенольное»  жилье), роста жилищно-коммунальных платежей, дефицита мест в дошкольных учреждениях и перегруженности  школ из-за смещения приоритетов инвестиционной политики властей в сторону более  престижно-статусных объектов; высокие  темпы роста наркомании и СПИДа; нарастание межэтнической напряженности, вызванное миграционным притоком из стран Закавказья и Средней Азии.

Таким образом, ведущие факторы  риска и неопределенности в социально-экономическом  развитии ХМАО-Югры в долгосрочный период связаны с необратимым  падением добычи на уникальных разрабатываемых  газовых и нефтяных месторождениях, которое повлечет за собой изменение  структуры занятости и географии  мест приложения труда при вовлечении в экономический оборот топливно-энергетических ресурсов на всей территории округа.

В настоящее время более 70% населения округа проживает в  городах и поселках, характеризующихся  наилучшими в пределах округа параметрами  качества жизни населения и качества социально-экономической среды. Внешние  функции данных поселений носят  моноспециализированный промышленный характер (добыча, переработка, транспортировка  углеводородов). Объективная ограниченность жизненного цикла социально значимых предприятий топливно-энергетического  комплекса актуализирует вопросы, связанные с долгосрочными перспективами  социально-экономического развития данных муниципальных образований и  региона в целом. Зависимость  муниципальных образований от перспективных  планов компаний ТЭК и слабая диверсификация экономики создают предпосылки  к проявлению кризисных ситуаций.

В изучении качества жизни  населения важно учитывать специфику  потребностей коренного населения, ведущего кочевой образ жизни. Расширение географии добычи углеводородного  сырья на территории округа уже в  среднесрочной перспективе обострит противоречие необходимости разработки природных ресурсов и сохранения традиционного для коренных этносов  образа жизни и системы хозяйственной  деятельности. Анализ качества жизни  коренного населения необходимо проводить с позиций приоритета сохранения традиционного уклада жизни.

Таким образом, правильно  сформированная производственная и  социальная база позволяет выйти  на траекторию устойчивого экономического роста и обеспечить рациональное размещение производительных сил на территории региона. Основной целью  совершенствования территориальной  организации производительных сил  является ликвидация диспропорций в  социально-экономическом развитии отдельных производств и территорий региона.

Наличие достаточного количества трудовых ресурсов как составляющей производительных сил ХМАО при рациональном их использовании в условиях пассивной диверсификации экономики региона будет являться одной из предпосылок территориального развития.

Такой режим функционирования региональной системы ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспечение  сбалансированного и устойчивого развития социально-трудового потенциала.

ХМАО занимает четвертую позицию среди регионов по инвестиционной привлекательности, На данный момент ежегодные инвестиции иностранные составляют 6,5 миллиардов долларов.

 

 

 

 

 

 

   4 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ОАО "ТЮМЕНЬЭНЕРГО"

 

 

  Приоритетное инвестиционное  направление Общества – это осуществление инвестиции в основной капитал в форме капитальных вложений, которые включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, приобретение оборудования и другие расходы капитального характера. 

Инвестиционная программа  ОАО «Тюменьэнерго» ориентирована  на ввод новых мощностей обеспечение  надежности и работоспособности  существующего оборудования, повышение  его энергетической эффективности.

Инвестиционная программа  Общества формировалась  с учетом Соглашения, заключенного с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых ведет свою деятельность ОАО «Тюменьэнерго».

Согласно утвержденного 10.10.2007г. откорректированного Перечня  первоочередных мер «Соглашения  о взаимодействии по реализации мероприятий  энергетических компаний для обеспечения  надёжного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим  сетям потребителей Тюменской области, ХМАО -Югры, ЯНАО»  в 2009 году велось строительство 67 объектов, из них переведено в состав основных средств в отчетном периоде 23 объекта. Все наиболее важные работы по новому строительству, техническому перевооружению и реконструкции, мероприятия направленные  на повышение надежности электроснабжения потребителей и ликвидации дефицита мощности, запланированные на 2009 год, выполнены в полном объеме. Анализируя динамику инвестиционной деятельности ОАО «Тюменьэнерго» в целом  можно отметить, что объем инвестиций в 2008 году по отношению к 2007 году увеличился на 15,4%, а объем инвестиций в 2009 году по отношению к 2008 году увеличился на 17,3%. 
         Инвестиционная программа ОАО «Тюменьэнерго» на 2010г. формировалась с учетом концентрации финансовых и материально-технических ресурсов, преимущественно на выполнении своих обязательств по новому строительству электроэнергетических мощностей с учетом реализации Перечня первоочередных мер на строительство электросетевых объектов по ОАО «Тюменьэнерго», согласованного Правительством Тюменской области, Администрацией ЯНАО, Правительством ХМАО- Югры. Согласно Перечня первоочередных мер Соглашения в 2010 году  планировалось ввести 5 объектов, из них переведено в состав основных средств в отчетном периоде  5 объектов. Объем инвестиций в 2010 году по отношению к 2009 году уменьшился на 55,6%. Значительное снижение освоения капитальных вложений в 2010 году по отношению к 2009 году вызвано прежде всего отсутствием заемных (кредитных) источников финансирования инвестиционной программы. Все работы по новому строительству, техническому перевооружению и реконструкции, запланированные на 2010 год, выполнение которых, обеспечивало надежное электроснабжение городов и населенных пунктов, промышленных предприятий выполнены в полном объеме. Выполнение мероприятий инвестиционной программы 2010  года позволило безаварийно пройти зимние максимумы  2010-2011гг.

Информация о работе Региональные аспекты инвестиционной деятельности ХМАО-Югра