Региональная инвестиционная стратегия на примере Красноярского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение региональной инвестиционной стратегии на примере Красноярского края. Определение целей и задач стратегии, приоритетных направлений развития этого региона.

Оглавление

Введение
Глава 1 Общая теория инвестиционной стратегии (ИС)
1.1. Понятие и сущность ИС
1.2. Принципы формирования ИС
1.3. Классификация ИС
Глава 2 Теория региональной инвестиционной стратегии
2.1. Общая характеристика региональной ИС
2.2. Инвестиционная привлекательность региона
2.3. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией
Глава 3 Анализ инвестиционной стратегии на примере Красноярского края
3.1. Краткая характеристика Красноярского края
3.2. Основные цели и задачи социально-экономического развития Красноярского края
3.3. Приоритетные направления развития Красноярского края
3.4. Крупнейшие инвестиционные проекты Красноярского края
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 63.56 Кб (Скачать)

Инвестиционная стратегия  является одним из ключевых элементов  формирования инвестиционной политики региона.

На первом этапе, используя  результаты экономического анализа  и оценки развития экономики региона, необходимо провести выбор типа базовой  стратегии структурных преобразований и инвестиционной политики, которым будет соответствовать определённая инвестиционная политика в регионе.

На втором этапе формирования инвестиционной политики определяются ключевые задачи, составляющие сущность её построения. Они заключаются в:

  • разработке концепции развития хозяйства региона, на основе, которой станет возможным выявить и обосновать круг приоритетных объектов для инвестирования в регионе.
  • формировании основных направлений инвестиционной политики, в частности, поиск, формирование и концентрацию средств, включая полученные из различных источников финансирования.

Инвестиционная стратегия  региона содержит следующие составляющие:

  • стратегию развития региона на перспективу, в основе которой закладывается система приоритетов развития и структурной политики;
  • основные направления инвестиционной политики региона, выступающие в качестве условий, обеспечивающих реализацию концепции. На их основе разрабатываются предложения по активизации инвестиционной деятельности в регионе (создание благоприятного инвестиционного климата, формирование механизмов для роста объёмов финансирования, подготовка экономики региона к эффективному использованию инвестиций, направление инвестиций на реализацию концепции развития экономики региона).

Одним из важнейших этапов инвестиционной стратегии является обеспечение эффективной отдачи от вложенных средств. Эффективность  инвестиционных проектов в случае, если инвестиционная деятельность связана  с инновациями в различных  сферах экономики; в проведении НИОКР  с целью создания научного задела в различных отраслях науки и  техники, в разработке новых технологий и их внедрении, в развитии сферы услуг и поддержании высокого уровня качества жизни населения.

Инвестиционная стратегия  региона, в конечном счёте, должна обеспечивать экономическую и социальную эффективность, экологическую безопасность, развитие поддерживающей инфраструктуры региона.

 

2.2 Инвестиционная  привлекательность региона

 

Одна из задач, стоящих  пред современным обществом, заключается  в создании необходимых и благоприятных  условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни  населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем  и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение  инвестиционной привлекательности  способствует дополнительному притоку  капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих  средств, руководствуется определенными  характеристиками: инвестиционным потенциалом  и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность  региона.

Задачами оценки инвестиционной привлекательности региона является:

- определение социально-экономического  развития,

- установление влияния  инвестиционной привлекательности  на  приток  инвестиций,

- разработка мер, направленных  на урегулирование инвестиционной  привлекательности.

В Российской Федерации законодательством  не определена конкретная методика оценки инвестиционной привлекательности  регионов, поэтому в последнее  время стали все чаще появляться различные методики расчета показателей  инвестиционной привлекательности.

Для условий рационального использования инвестиций, применяется категория инвестиционного климата. В связи с этим вполне закономерным явлением выступает увеличивающийся интерес субъектов инвестиционной деятельности, прежде всего инвесторов,  к существующим методам оценки инвестиционного климата страны.

Многообразие условий  и факторов,  под воздействием которых происходит развитие субъектов РФ на современном этапе,  определяет острую необходимость в разработке единого системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов,  учитывающем все условия и факторы их инвестиционного развития. Такая комплексная оценка направлена на решение следующих задач:  повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов,  формирование оптимальных территориальных, отраслевых и других направлений инвестиционных потоков, создание более благоприятного инвестиционного климата,  стратегическое планирование и формирование инвестиционной политики,  совершенствование механизмов обоснования и привлечения инвестиций, снижение степени рисков для инвесторов и кредиторов.

Заинтересованность в  этой оценке, прежде всего, возникает  у органов государственных инвестиционных институтов,  объектов инфраструктур инвестиционного рынка и иностранных инвесторов.

Чтобы принять решение  об инвестировании средств, в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности этого региона. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов. На ее основе публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.

В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности используют статистические данные по развитию регионов, законодательные  акты, имеющие отношение к регулированию  инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, а также публикации в печати.

При составлении практически  всех рейтингов в той или иной степени используют экспертные оценки. В общем виде составление рейтинга включает следующие этапы:

      • выбирают и обосновывают набор показателей, наиболее точно, по мнению экспертов, отражающий состояние инвестиционного комплекса региона.
      • Каждому показателю или группе однородных показателей присваивают весовые коэффициенты, соответствующие их вкладу в инвестиционную привлекательность региона.
      • Рассчитывают интегральную оценку инвестиционной привлекательности для каждого региона.

Инвестиционная привлекательность  региона представляет собой объективные  предпосылки для инвестирования и количественно выражается в  объеме капитальных вложений, которые  могут быть привлечены в регион, исходя из присущих ему инвестиционного  потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. В соответствии с этим все российские регионы  рассматриваются в плоскости  потенциал – риск.

Уровень инвестиционной привлекательности  выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное  влияние показателей инвестиционного  потенциала и инвестиционного риска.

Инвестиционный потенциал  складывается в виде суммы объективных  предпосылок для инвестиций, зависящей  как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Инвестиционный потенциал включает в себя восемь частных потенциалов:

  • ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  • производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
  • потребительский (совокупная покупательная способность населения);
  • инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  • трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
  • институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
  • финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
  • инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).

Bce виды потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как средневзвешенная сумма ряда статистических показателей, а общий инвестиционный потенциал региона – как взвешенная сумма частных потенциалов.

Уровень некоммерческого  инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и  дохода от них и рассчитывается как  средневзвешенная сумма следующих  видов риска:

  • экономического (тенденции в экономическом развитии региона);
  • финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
  • политического (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти);
  • социального (уровень социальной напряженности);
  • экологического (уровень загрязнения окружающей среды, включая и радиационное);
  • криминального (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
  • законодательного (юридические условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска учитывали как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

 

2.3 Разработка инвестиционной стратегии на уровне региона

 

Переход России к устойчивому  развитию невозможен без обеспечения устойчивого развития всех ее регионов. Мероприятия на уровне страны в целом не обеспечивают конкретики осуществления инвестиций на уровне регионов. Поэтому очень важно внедрять систему управления инвестициями на уровне каждого региона, учитывающую его специфику, направление и уровень развития рыночных отношений. Сложность и особенность системы управления инвестициями на уровне региона заключается в учете ее двух основных составляющих – региональной и инвестиционной, каждой из которых присуща высокая степень неопределенности.

Несмотря на многочисленные исследования, задача создания эффективной системы управления инвестициями в настоящее время в полной мере не реализована ни в России в целом, ни, тем более, в ее регионах. Среди наиболее значимых проблем регионального управления инвестициями: отсутствие инвестиционной стратегии, несогласованность инвестиционного законодательства, неполное выполнение функций планирования и контроля, отсутствие процедур стратегического управления. Развитие любого региона России можно представить как процесс изменения во времени сложной многоуровневой организации. Поэтому в настоящее время нельзя представить поступательного развития региона без четко определенной, осмысленной и адаптированной к региональным условиям стратегии.

Инвестиционная стратегия  является одним из ключевых элементов формирования инвестиционной политики региона. На первом этапе, используя результаты экономического анализа и оценки развития экономики региона, необходимо провести выбор типа базовой стратегии структурных преобразований и инвестиционной политики, которым будет соответствовать определенная инвестиционная политика в регионе.

В основу типизации региона  по признаку отнесения его к той  или иной стратегии структурных преобразований и инвестиционной политики могут быть положены различные группы совокупных характеристик и факторов, отражающих важнейшие стороны развития хозяйственного комплекса региона в целом. На втором этапе формирования инвестиционной политики определяются ключевые задачи, составляющие сущность и технологические принципы ее построения. Они заключаются в том, чтобы:

      • Разработать концепцию развития хозяйства региона, на основе, которой станет возможным вывить и обосновать круг приоритетных объектов для инвестирования в регионе. Это позволит реализовать стратегию структурной перестройки хозяйственного комплекса и решить другие актуальные проблемы развития рыночного реформирования региона.
      • Сформировать основные направления инвестиционной политики, имеющей целью активизацию инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики, в частности, поиск, формирование и концентрацию средств, включая полученные из различных источников финансирования.

Инвестиционная стратегия  региона должна содержать следующие составляющие ее научно-методического обеспечения:

      • стратегию развития региона на перспективу, в основе которой закладывается система приоритетов развития и структурной политики;
      • основные направления инвестиционной политики региона, выступающие в качестве условий, обеспечивающих реализацию концепции. На их основе разрабатываются конкретные предложения по активизации инвестиционной деятельности в регионе (создание благоприятного инвестиционного климата, формирование механизмов для роста объемов финансирования, подготовка экономики региона к эффективному использованию инвестиций, направление инвестиций на реализацию концепции развития экономики региона).

Инвестиционная стратегия  региона позволяет скоординировать  усилия различных структур на достижении одной цели и формировать механизм их взаимодействия.

 

Информация о работе Региональная инвестиционная стратегия на примере Красноярского края