Прогнозирование, планирование и теория риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:11, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: изучить теорию рисков, их прогнозирование и планирование.
Задачи:
- рассмотреть основы теории рисков;
- раскрыть сущность планирования рисков;
- изучить прогнозирование рисков, основные его методы.

Оглавление

Введение______________________________________________ 2
1. Теория риска__________________________________________4
1.1. Понятие и сущность риска______________________ 4
1.2. Различные виды рисков______________________________ 6
1.3. Возможные причины возникновения риска___________ 8
1.4. Анализ риска и методы его оценки____________________12
1.5. Способы снижения риска____________________________13
2. Прогнозирование______________________________________15
2.1 Определение прогнозирования_________________________15
2.2 Сложности прогнозирования_________________________ 15
2.3 Виды прогнозов______________________________________17
2.4 Методы прогнозирования_____________________________8
3. Планирование_________________________________________20
3.1 Планирование как управленческое решение_____________20
3.2 Методы планирования_______________________________20
Заключение_____________________________________________22
Список используемой литературы_________________________24

Файлы: 1 файл

Реферат по управлению рисками.docx

— 60.67 Кб (Скачать)

Страхование — это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, хеджирование — страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.

По целям и технике  проведения операции хеджирование делятся  на хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.

Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.

Распределение риска предполагает разделение риска между участниками  проекта. Рост размеров и продолжительности  инвестирования, внедрение новых  технологий, высокая динамичность внешней  среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном получении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший, такие претензии у поставщика в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.

Любое управленческое решение  принимается в условиях, когда  результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок  сделать лучший прогноз и снизить  риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между  ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда  информация неполная.

 

 
   



 

 

 

  1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

 

    1. Определение прогнозирования

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.

Роль прогнозирования  в управлении страной, отраслью, регионом, предприятием очевидна. Необходимы учет СТЭП-факторов (социальных, технологических, экономических, политических), факторов конкурентного окружения и научно-технического прогресса, а также прогнозирование  расходов и доходов предприятий  и общества в целом. Проблемы внедрения  и практического использования  математических методов эконометрического  прогнозирования связаны прежде всего с отсутствием в нашей стране достаточно обширного опыта подобных исследований, поскольку в течение десятилетий планированию отдавался приоритет перед прогнозированием.

 

    1. Сложности прогнозирования

Иногда прогноз основан  на хорошо изученных закономерностях  и осуществляется наверняка. Никто  не сомневается, что вслед за ночью  наступит день. Методы прогнозирования  движения космических аппаратов  разработаны настолько, что возможна автоматическая стыковка кораблей. Однако встающие перед менеджером проблемы прогнозирования обычно не позволяют  дать однозначный обоснованный прогноз. Почему же остается неопределенность?

 Не претендуя на  полную классификацию различных  видов неопределенностей, укажем  некоторые из них. Часть связана  с недостаточностью знаний о  природных явлениях и процессах,  например:

- неопределенности, связанные  с недостаточными знаниями о  природе (например, нам неизвестен  точный объем полезных ископаемых  в конкретном месторождении, а  потому мы не можем точно  предсказать развитие добывающей  промышленности и объем налоговых  поступлений от ее предприятий),

- неопределенности природных  явлений, таких, как погода, влияющая  на урожайность, на затраты  на отопление, на туризм, на  загрузку транспортных путей и др.

- неопределенности, связанные  с осуществлением действующих  (неожиданные аварии) и проектируемых  (возможные ошибки разработчиков  или физическая невозможность осуществления процесса, которую заранее не удалось предсказать) технологических процессов.

 Многие возможные неопределенности  связаны с ближайшим окружением  фирмы, менеджер которой занимается  прогнозированием:

- неопределенности, связанные  с деятельностью участников экономической  жизни (прежде всего партнеров  и конкурентов нашей фирмы), в  частности, с их деловой активностью,  финансовым положением, соблюдением  обязательств,

- неопределенности, связанные  с социальными и административными  факторами в конкретных регионах, в которых наша фирма имеет деловые интересы.

 Большое значение имеют  и неопределенности на уровне  страны, в частности:

- неопределенность будущей  рыночной ситуации в стране, в  том числе отсутствие достоверной  информации о будущих действиях  поставщиков в связи с меняющимися  предпочтениями потребителей,

- неопределенности, связанные  с колебаниями цен (динамикой  инфляции), нормы процента, валютных  курсов и других макроэкономических  показателей,

- неопределенности, порожденные  нестабильностью законодательства  и текущей экономической политики (т.е. с деятельностью руководства  страны, министерств и ведомств), связанные с политической ситуацией,  действиями партий, профсоюзов, экологических  и других организаций в масштабе страны.

 Часто приходится учитывать  и внешнеэкономические неопределенности, связанные с ситуацией в зарубежных  странах и международных организациях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.

 Таким образом, менеджеру  приходится прогнозировать будущее,  принимать решения и действовать,  буквально купаясь в океане  неопределенностей. Полезно ввести  их классификацию на СТЭЭП-факторы  (по первым буквам от слов - социальные, технологические, экономические,  экологические, политические) и факторы  конкурентного окружения. СТЭЭП-факторы  действуют независимо от менеджера,  а вот конкуренты отнюдь к  нам не безразличны. Возможно, они будут бороться с нами, стремиться к вытеснению нашей  фирмы с рынка. Но возможны  и переговоры, ведущие к обоюдовыгодной договоренности.

 Каждая из перечисленных  видов неопределенности может  быть структуризована далее. Так, имеются крупные разработки по анализу неопределенностей при технологических авариях, в частности, на химических производствах и на атомных электростанциях. Ясно, что аварии типа Чернобыльской существенно влияют на значения СТЭЭП-факторов и тем самым на поступления и выплаты из бюджета как на местном, так и на федеральном уровне.

 

    1. Виды прогнозов

Прогнозы всегда опираются  на некоторые предположения. Наиболее обычным является предположение  стабильности: "если существующие тенденции  и связи сохранятся", "если не произойдет ничего необычного"... Однако иногда надо спрогнозировать развитие интересующего нас процесса как  раз в необычных условиях. Например, что произойдет с экономикой России в целом и с Вашей фирмой в частности, если будут отменены все таможенные сборы и пошлины  на экспорт и импорт, т.е. Россия перейдет к политике "свободной торговли", пропагандируемой во многих американских учебниках по экономике?

 Если необходимо рассмотреть  ситуацию, в которой события могут  развиваться по нескольким принципиально  различным вариантам, то применяют  метод сценариев. Это - метод  декомпозиции (т.е. упрощения) задачи  прогнозирования, предусматривающий  выделение набора отдельных вариантов  развития событий (сценариев), в  совокупности охватывающих все  возможные варианты развития. При  этом каждый отдельный сценарий  должен допускать возможность  достаточно точного прогнозирования,  а общее число сценариев - быть обозримым.

 В конкретной ситуации  сама возможность подобной декомпозиции  не всегда очевидна. При применении  метода сценариев необходимо  осуществить два этапа исследования:

- построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев;

- прогнозирование в рамках  каждого конкретного сценария  с целью получения ответов  на интересующие менеджера вопросы.

 Каждый из этих этапов  лишь частично формализуем. Существенная  часть рассуждений проводится  на качественном уровне, как это  принято в общественно-экономических  и гуманитарных науках. Одна из  причин заключается в том, что  стремление к излишней формализации  и математизации приводит к  искусственному внесению определенности  там, где ее нет по существу, либо к использованию громоздкого  математического аппарата. Так, рассуждения  на словесном уровне считаются  доказательными в большинстве  ситуаций, в то время как попытка  уточнить смысл используемых  слов с помощью, например, теории  нечетких множеств (одно из перспективных направлений современной прикладной математики) приводит к весьма громоздким математическим моделям.

 Некоторые прогнозы  имеют свойство самоосуществляться. Само их высказывание способствует их осуществлению. Например, высказанный по телевидению прогноз банкротства конкретного банка приводит к тому, что многие вкладчики сразу заявляют о желании забрать свои вклады из этого банка. Но ни один банк не может вернуть вклады одновременно всем вкладчикам или даже достаточно большой их доле (например, четырем из десяти). Действительно, часть средств выдана в качестве кредитов, часть вложена в ценные бумаги той или иной степени ликвидности, часть истрачена на содержание банка (здание, компьютеры, зарплата сотрудников). В результате банк не может выполнить обязательства перед вкладчиками, что дает основания начать процедуру банкротства.

Один из вариантов применения методов прогнозирования - выявление  необходимости изменений путем "приведения к абсурду". Например, если население  Земли каждые 50 лет будет увеличиваться  вдвое, то нетрудно подсчитать, когда  на каждый квадратный метр поверхности  Земли будет приходиться по 10000 человек. Из такого прогноза следует, что  закономерности роста численности  населения должны измениться.

Учет нежелательных тенденций, выявленных при прогнозировании, позволяет  принять необходимые меры для  их предупреждения, а тем самым  помешать осуществлению прогноза. Прогнозирование - частный вид моделирования как  основы познания и управления.

 

 

    1. Методы прогнозирования

Математические методы восстановления зависимостей в детерминированном  случае исходят из заданного временного ряда, т.е. функции, определенной в конечном числе точек на оси времени.

 Применяют и более  общие методы и модели. Временной  ряд при этом часто рассматривается  в рамках вероятностной модели, вводятся иные факторы (независимые  переменные), помимо времени, например, объем денежной массы (агрегат  М2). Временной ряд может быть многомерным, т.е. число откликов (зависимых переменных) может быть больше одного.

Основные решаемые задачи - интерполяция и экстраполяция (т.е. собственно прогноз). Метод наименьших квадратов в простейшем случае (линейная функция от одного фактора) был разработан немецким математиком К.Гауссом в 1794-1795 гг. Могут оказаться полезными предварительные преобразования переменных. Для игроков на финансовых рынках такой подход именуется "техническим анализом".

Опыт прогнозирования  индекса инфляции и стоимости  потребительской корзины накоплен в Институте высоких статистических технологий и эконометрики. При этом оказалось полезным преобразование (логарифмирование) переменной - текущего индекса инфляции. Характерно, что  при стабильности условий точность прогнозирования оказывалась достаточно удовлетворительной - 10-15 %. Однако спрогнозированное  на осень 1996 г. значительное повышение  уровня цен не состоялось. Дело в  том, что руководство страны летом 1996 г. перешло к новой политике сдерживания роста потребительских  цен. Эта политика была проста - массовая невыплата зарплаты и пенсий. Условия  изменились - и статистический прогноз  оказался непригодным. Другой пример –  административная власть руководства  Москвы проявилось в том, что в  ноябре 1995 г. (перед парламентскими выборами) цены в Москве упали в  среднем на 9,5%, хотя обычно для ноября характерен более быстрый рост цен, чем в другие месяцы года, кроме  декабря и января.

Информация о работе Прогнозирование, планирование и теория риска