Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:44, реферат

Краткое описание

Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.

Оглавление

Глава 1. Введение 3
Глава 2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России 4
2.1. Инвестиционный климат РФ. 4
2.2. Проблемы и факторы влияющие на приток иностранных инвестиций в экономику России. 11
2.3. Пути решения проблем и способы привлечения иностранных инвестиций в Россию. 15
Глава 3. Заключение. 21
Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

реферат мвкфо.docx

— 378.25 Кб (Скачать)

     Но  не смотря на это на экономическом  форуме в Давосе в январе 2011 года Россия выдвинула свою кандидатуру  на создание Международного Финансового  Центра. Довольно позитивно оценивая саму идею, иностранцы предостерегли  Москву от надувания финансового  пузыря. Выступая в Давосе, глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман предостерег Россию от создания мирового финансового центра (МФЦ) без привязки к реальной экономике. Москва рискует надуть финансовый пузырь, считают иностранцы. С этим мнением  согласны и эксперты «НГ». Власти РФ пытаются искусственно сконструировать  финансовый центр на одних амбициях, в то время как в других странах  такие центры – это следствие  высокоразвитой экономики. По-настоящему своевременной идея МФЦ станет для  России, по разным оценкам, лишь через  десятки лет12. Кроме такой воли в России, по сути, нет никаких других предпосылок для формирования международного центра. Несмотря на одобрительные сигналы, у западных инвесторов мало веры в возможности России создать в ближайшей перспективе здоровый и востребованный МФЦ. Да и настоящей потребности в этом центре на территории РФ у западных инвесторов тоже нет, ведь уже сегодня существуют более привлекательные альтернативы в Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Шанхае, Гонконге.

     Назревает вопрос: что Россия может предложить иностранным инвесторам? Безусловно, это богатые сырьевые базы, есть интересные рынки, но это было раньше. Инвестору нужны прозрачные и  стабильные правила игры, возможность  работать, не платя каждому взятку, уважение к правам собственников, устойчивая макроэкономика и развитая инфраструктура. Будет все это достигнуто ради построения МФЦ или просто для того, чтобы бизнес смог зажить «по-человечески», – дело десятое.

  1. 2. Проблемы и факторы влияющие на приток иностранных инвестиций в экономику России.

     Начиная с 90-х годов XX в. Иностранные инвестиции рассматриваются как одно из важных условий стабилизации российской экономики и ее роста. Возможные объемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, как и в экономику любой другой страны, обусловлены уровнем доверия зарубежных инвесторов, имиджем на мировых рынках капитала, состоянием инвестиционного климата, мерами стимулирования иностранного капитала и отсутствием барьеров на их пути, соблюдением общепризнанных стандартов по отношению к ним13.

     Инвестиционная  политика страны в период кризиса  стала еще более активной, субъекты РФ соревнуются за привлечение капитала. Для создания привлекательных условий  для прихода инвесторов, прежде всего  устранения административных барьеров и формирование необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры, нужна  качественная программа развития и  высокие экономические показатели14.

     В настоящее время российская экономика  нуждается в притоке иностранных  инвестиций. Это вызвано практически  полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств  у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими  причинами. Действительно, иностранный  капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное  влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.

     В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической  помощи, направленной на углубление использования  собственных ресурсов, повышение  квалификации национальных кадров, а  уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться  эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный  капитал в свою экономику.

     Перспективы же для инвесторов в России в настоящее  время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны  национальных предпринимателей, дешевая  рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок  потребления, и, самое главное, высокий  процент прибыли, во много раз  превышающий среднюю прибыль  в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику  привлекательной для иностранных  предпринимателей.

   Однако, несмотря на это, иностранные инверторы  не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами этого являются:

  • нестабильность экономической и политической ситуации
  • несовершенное и противоречивое законодательство
  • неясность в определении прав собственности
  • отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала
  • нестабильность рубля как национальной валюты
  • непредсказуемость изменений в налоговой системе
 
 
 

Рис 2. Проблемы российских и иностранных инвесторов (2002 - 2009)15

    Анастасия Деулина, вице-президент  Корпорации First Reserve: «Приток зарубежных  инвестиций в российскую инфраструктуру  будет медленным. Главной причиной  тому менталитет: иностранные инвесторы  вес еще не осознали масштаба  перемен, произошедших в России. Иностранцам важно иметь налаженные  связи с местными партнерами. Тарифы в России недостаточно  предсказуемы. Тем нимение потенциал  велик, и инвестиции со временем  придут»16.

  Андрей  Мовчан, управляющий партнер УК «Третий  Рим»: «Объем инвестиций в страну зависит  от того, насколько удобно в ней  работать. Несущественные, на первый взгляд, детали, такие как визовые правила, могут значить очень многое. Есть языковой барьер: в России недостаточно владеют английским. Есть налоговый  барьер: в разных регионах и разных учреждениях правила соблюдаются  по-разному. Есть образовательный барьер: иностранным инвесторам важна квалификация местного персонала и дисциплина менеджеров среднего звена»17.

   Государственные мероприятия по привлечению иностранных  инвестиций можно свести в две  группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты  по внешним долгам. Ко второй - мероприятия  правительства, которые снижают  налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

     Привлечение и эффективное использование  иностранных инвестиций является важным направлением инвестиционной политики государства, способствующим обеспечению  устойчивого динамического развития экономики Российской Федерации  и ее регионов.

     Проводимая  работа по совершенствованию российского  законодательства в целях обеспечения  благоприятного инвестиционного климата  и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а  также принятые меры по совершенствованию  налогового, таможенного и валютного  регулирования способствовали росту  объема иностранных инвестиций.

     В то же время масштаб привлечения  иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного  и налогового законодательства, недостаточной  его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению  иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.

Для активизации  процесса привлечения иностранных  инвестиций требуется проведение скоординированной  политики на федеральном и региональном уровнях.

     Крайне  острой проблемой стало регулирование  таможенного режима в России. В  настоящее время ряд иностранных  компаний, реализующих импортозамещающие  проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие  и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

     Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для  страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются  материальные потери вследствие недополучения  значительных инвестиций и низкой эффективности  «работающих» капиталовложений.

     Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства  в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным  вопросам, прочность государственных  институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства  в экономику и т.д.

     На  инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения  деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку  эта нестабильность лишает инвестора  возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

  1. 3. Пути решения проблем и способы привлечения иностранных инвестиций в Россию.

     Одной из приоритетных задач экономической  политики в России является привлечение  российских и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

     Действующих на российском рынке иностранных  инвесторов можно условно разделить  на 3 группы: инвесторы, действующие  в анклавной части общего правового  поля национального режима хозяйствования; инвесторы - мелкие и средние товаропроизводители, обладающие оригинальной технологией производства продукции и услуг, как правило, имеющие собственные патенты или «ноу-хау», обеспечивающие конкурентоспособность выпускаемых товаров, нацеленные на стабильное рациональное расширение своего производства; инвесторы, ориентирующиеся на получение прибыли спекулятивного характера за счет игры на курсовой стоимости активов и использования факторов экономической нестабильности.

     С точки зрения перспектив развития экономики  России особое внимание необходимо обратить на привлечение второй группы инвесторов, присутствие которых на российском рынке усиливает конкуренцию  среди производителей, способствует распространению технологии и управленческого  опыта.

     Меры, ориентированные на создание привлекательных  условий для притока инвестиций, включают в себя 3 основные группы: базовые  меры по созданию благоприятного инвестиционного  климата; правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов; специфические стимулы для притока  инвестиций.

     Стратегической  целью политики в сфере привлечения  иностранных инвестиций должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего  благоприятные условия для притока  иностранных инвестиций в экономику  России. Для этого необходима серьезная  подготовительная работа по изменению  налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла  бы способствовать интенсификации инвестиционного  процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных  компаний. Учитывая обострение конкуренции  в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением  странами многочисленных льгот иностранным  инвесторам, а главное – неблагоприятный  инвестиционный климат в России, принцип  национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

     Наряду  с применением принципа национального  режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования  иностранных инвестиций. В первую очередь,

речь  идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими  государствами с целью исключить  дискриминацию по отношению к  инвесторам из каких-либо стран.

     Режим в отношении иностранных инвестиций в России должен характеризоваться  высокой транспарентностью. Принцип  транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных  инвесторов, должны быть открытыми  и не допускать неоднозначной  интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить  в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию  по обсуждаемым вопросам.

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России