Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиционная деятельность законом определяется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Из легального определения инвестиционной деятельности следует, что инвестиционная деятельность может быть предпринимательской (когда она осуществляется предпринимателями в целях систематического извлечения прибыли), а может и не быть таковой (при отсутствии признаков предпринимательской деятельности - ст. 2 ГК).

Оглавление

Введение
1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
2. Субъекты инвестиционных отношений
3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Правовое регулирование инвестиционной деятельности.docx

— 47.71 Кб (Скачать)

Иностранными инвестициями признаются вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской  деятельности на территории Российской Федерации, включая осуществление  прямых иностранных инвестиций. Прямой иностранной инвестицией признается любой из следующих видов использования капитала:

• приобретение иностранным  инвестором не менее 10% доли в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

• вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

• осуществление на территории Российской Федерации иностранным  инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) основных средств таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Главная цель осуществления  прямой инвестиции - получение инвестором эффективного контроля над управлением  коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Привлечение капитала осуществляется в форме денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, имущественных  прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Инвестирование является одним из видов предпринимательской  деятельности и преследует в качестве своей цели извлечение прибыли, хотя Закон об иностранных инвестициях  в РФ при определении понятия  «инвестиции» не содержит прямого указания на цели инвестирования. Российское законодательство не признает иностранной инвестицией  создание представительства иностранной  компании на территории России или  вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно  полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли. Получение  прибыли как результат инвестирования реализуется в основном путем  вложения капитала в коммерческие организации, создание филиалов иностранных компаний на территории России, а также использование  иного экономически эффективного имущества  в деятельности предприятий.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории ' Российской Федерации, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст. 22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 4 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

В целях государственной  регистрации коммерческой организации  с иностранными инвестициями в дополнение к обычному перечню документов иностранный  инвестор должен представить учредительные  документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра  государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также  документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим  его банком.

Коммерческой организации  с иностранными инвестициями может  быть отказано в государственной  регистрации, а филиалу иностранного лица - в аккредитации в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства (ст. 20, 21 Закона об иностранных инвестициях  в РФ).

Правовое регулирование  иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это  означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования  полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального  режима нормы гражданского права  применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без  гражданства и иностранных юридических  лиц, если иное не предусмотрено федеральным  законом (ст. 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два вида изъятий  из данного принципа:

• изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства) предусматриваются только федеральными законами;

• изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных  инвесторов могут быть установлены  в интересах социально-экономического развития Российской Федерации) предусматриваются  законодательством.

Изъятия ограничительного характера  обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление  инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности. В гражданско-правовых отношениях между иностранными инвесторами и Российской Федерацией или ее субъектами ответственность РФ и ее субъектов перед иностранными инвесторами может быть ограничена законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ), который в настоящий момент еще не принят. Изъятиями стимулирующего характера, например, является освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Привлечение иностранных  инвестиций обеспечено системой конституционных  гарантий общего характера, касающихся предпринимательской деятельности (право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом право  на возмещение убытков, причиненных  в результате незаконных действий органов  государства, и др.), и рядом специальных  гарантий, содержащихся в нормах ГК РФ, Закона об иностранных инвестициях  в РФ, а также в положениях международных  двусторонних договоров России с  другими странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Специальные гарантии обеспечивают реализацию следующих прав иностранных инвесторов.

Право на суброгацию. Означает право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Например, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации (договор страхования политических рисков), к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). К политическим рискам относятся риск неконвертации валюты страны - получателя инвестиций, причинение ущерба инвестициям в результате войны или социальных беспорядков, риск экспроприации инвестиций.

Право на компенсацию при  реквизиции или национализации. В случае реквизиции или национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями они имеют право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Надо отметить, что гарантия российского законодательства в отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно худшие условия по сравнению с международными соглашениями[9], которые обычно предусматривают право инвестора (и соответственно, обязанность государства) на «быструю, адекватную и эффективную компенсацию» (формула Хэлла).

Стабилизационная («дедушкина») оговорка. В целях обеспечения стабильности правового режима иностранных инвестиций, обусловленного налоговым, валютным и таможенным законодательством, иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями предоставляются гарантии от неблагоприятного для них изменения законодательства Российской Федерации (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Стабилизационная оговорка предусмотрена в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации  с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты  за счет иностранных инвестиций, при  условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, используются в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ. а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, не применяются в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, если при этом увеличиваются размеры:

• ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ) (Имеются  в виду специальные, антидемпинговые  и компенсационные пошлины - ст. 7 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»[10] и Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798), или

• федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную  стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и  взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в  Пенсионный фонд РФ), или

• совокупной налоговой  нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации  с иностранными инвестициями (сумма  средств по указанным выше таможенным пошлинам и налогам).

Срок окупаемости приоритетного  инвестиционного проекта истекает в момент, когда сумма накопленной  чистой прибыли от проекта превысит амортизационные отчисления и затраты. Данная гарантия не может превышать 7 лет со дня начала финансирования проекта. В отдельных случаях  семилетний стабилизационный период может  быть продлен по решению Правительства  РФ в отношении проектов в сфере  производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным  объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб.

Приоритетным признается проект, включенный Правительством РФ в специальный перечень (пока не создан), суммарный объем иностранных  инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб. или в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб.

Право на использование доходов  от инвестиций. Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России, а также на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, включая дивиденды, проценты, средства в связи с исполнением гражданско-правовых обязательств, с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала или компенсацией при реквизиции и национализации.

Иностранный инвестор имеет  также право на беспрепятственный  вывоз за пределы Российской Федерации  имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые  были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции. В этом случае к инвестору не могут быть применены  такие меры нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности, как квотирование, лицензирование и т.п. (ст. 11.12 Закона об иностранных инвестициях в  РФ).

Правительство РФ уполномочено осуществлять контроль за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации (в частности, утверждать перечень приоритетных инвестиционных проектов), а также разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций (ст. 23 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

 

Заключение 

 

Традиционно выделяются два  вида инвестиций: портфельные - вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, доли участия в хозяйственных  обществах и товариществах и  прямые - вложения в приобретение, создание новых, реконструкцию и перевооружение действующих производств.

По объекту инвестирования инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные; по субъекту инвестирования - на институциональные, корпоративные, индивидуальные; по форме собственности - на частные, государственные, муниципальных  образований, смешанные; по периоду  инвестирования - на долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), краткосрочные (до 1 года).

Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности