Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2015 в 10:45, доклад

Краткое описание

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самим опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование инвестиций в России.docx

— 24.83 Кб (Скачать)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РФ

 

Бутузова Анастасия Сергеевна, студентка;

Афанасьева Елена Валерьевна, студентка;

Волкова Наталья Анатольевна, старший преподаватель

Самарский государственный аэрокосмический университет

 

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования  производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самим опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.

Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

 

Понятие и сущность иностранных инвестиций

В соответствии со статьей 2 ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" иностранная инвестиция - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

 

Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях

Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих  регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон №160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование  организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон №39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон №160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].

Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].

Принципы регулирования иностранных инвестиций в России

Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:

  1. Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;
  2. Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.
  3. Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.

Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:

  1. Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;
  2. Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;
  3. Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;
  4. Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;
  5. Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;
  6. Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;
  7. Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;
  8. Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;
  9. Право на возможное участие в процессе приватизации;
  10. Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;
  11. Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;
  12. Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]

 

Проблемы правового регулирования инвестиций

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные  направления изменения правой основы  инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

  1. Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону №160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.
  2. Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.
  3. Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.
  4. Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.
  5. Разработка конкретных  правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним  компенсаций в случае причинения им вреда.
  6. Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданных для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.
  7. Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.
  8. Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Заключение

Особенностью правового статуса государства в инвестиционных отношениях является его двоякая роль: в одних случаях оно может выступать непосредственно как инвестор, а в других - как носитель властных полномочий, гарант инвестиционной деятельности. Отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений, оформляются инвестиционными договорами, договорами долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции.

По своей правовой природе соглашение о разделе продукции является смешанным предпринимательским договором, содержащим наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.). Инвестиционный режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [7].

Источниками финансирования инвестиционной деятельности, в частности, являются:

  • собственные средства инвестора — амортизационные отчисления, прибыль, создающаяся в результате ПД организации, накопления граждан;
  • заемные финансовые средства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, другие средства);
  • привлеченные финансовые средства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы граждан и юридических лиц) [6].

Правовое регулирование инвестиций носит комплексный характер, это создает в правоприменительной практике и законодательной деятельности определенные трудности. В основу правового регулирования должен быть положен принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

Библиографический список:

1. http://base.garant.ru/12116250/

2. http://base.garant.ru/12114699/

3. http://www.largeeconomic.ru

4. В.Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.

6. Мороз С.П. Инвестиционное право: Курс лекций. // Алматы: КОУ. - 2008.

7. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.

 


Информация о работе Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ