Понятие и сущность иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Иностранные инвестиции представляют собой долгосрочные капиталовложения, осуществляемые зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики государства.
Объем иностранных инвестиций зависит от привлекательности объекта инвестирования или о привлекательности так называемого «инвестиционного климата» того или иного государства.

Оглавление

1. Понятие и сущность иностранных инвестиций 3
2. Своп 8
3. Необходимость государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов. 11
4. Инвестиционная политика РФ в современных условиях. 17
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

К.р. по иностранным инвестициям.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

С приходом на пост Президента РФ Владимира Путина на должность министра экономики был назначен руководитель Центра стратегических разработок Герман Греф, представивший проект Стратегии развития РФ до 2015г., который и стал базовым документом для разработок отраслевых и региональных концепций, стратегий и программ развития, а также для создания законодательной базы в регионах.

В послании Президента РФ Федеральному собранию от 25 апреля 2010 г. говорится о крайней заинтересованности России в масштабном притоке частных, в том числе иностранных инвестиций, что является стратегическим подходом в вопросе ускорения темпов роста национальной экономики.

В условиях постоянного развития научно-технических процессов и в целом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически невозможным. Россия ставит цель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество, имея при этом довольно скудные собственные производственно-технические и финансовые возможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка «прозрачной» инвестиционной политики, позволяющей решить проблемы преодоления дезинтеграции экономики, предотвращение дальнейшего бегства капитала из производственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.

Лишь после обвального кризиса 1998 года пришло понимание того, что в подъеме экономики страны существенную роль играют как внутренние инвестиционные ресурсы, так и внешние, в первую очередь – частные. Стало ясно, что стране необходима новая стратегия инвестиционной политики:  обеспечение единства высокого инвестиционного климата и столь же высокой предпринимательской активности [17, с.58].

Правительство РФ подготовило концепцию данной стратегии и провело ее «обкатку» среди деловых кругов России и ряда западноевропейских стран.

Необходимо было узнать, что хотят потенциальные инвесторы и на каких условиях готовы влить свой капитал в российскую экономику. В странах- экспортерах и импортерах капитала идет острая конкурентная борьба за выгодное размещение и привлечение капитала. Критериев принятия инвестиционных решений много, но главные из них два: возможные риски и величина прибыли. С точки зрения последнего фактора, инвестиционная привлекательность России значительно выше, чем других стран.

Общие инвестиции в России в 2010 году показали явную тенденцию к снижению. Среди внутренних факторов, которые привели к снижению роста инвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта – импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2009г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%. Кризис повлиял и на банковскую систему, но меньше всего пострадали банки Москвы, в отличие от региональных банков, многие из которых лишились лицензий [8, с.35].

Снижение темпов и объемов производства и увеличение импорта наблюдается также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика, прежде всего, связана с низким технологическим уровнем производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается процентная кредитная ставка, а также катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2010 г. падение промышленного производства продолжилось - на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.

Согласно данным Росстата, рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2010 г. по сравнению с 21,1% в 2009 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом квартале 2009 года на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что, в основном, было обусловлено усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в четвертом квартале 2009 г. до 1.9% в третьем квартале 2010 г. в связи с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения [17, с.60].

Темпы инвестиций в промышленность, в прошлом году сохранились в области положительных значений (в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределении электроэнергии, газа и воды - 11,3%). Несмотря на экономический кризис, серьезные инвестиционные планы на ближайшие годы сохраняют энергетики.

В феврале правительство РФ рассмотрело вопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики на 2011 год и даже на период 2011 и 2012 годов. По мнению кабинета министров, эти программы сформированы «исходя из необходимости обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения экономики и населения страны и соответствуют решениям, принятым в уточненном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год». В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2008- 2012 годы» и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике. Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать формирование «инвестиционного барьера» в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих: устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями экономики и компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне.

В электроэнергетике при сохранении инерционного тренда высока вероятность появления дефицита генерирующих мощностей уже к концу текущего десятилетия. Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших парковый ресурс. По данным Института энергетических исследований РАН, до 2011 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. – 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицита энергетических мощностей инвестиции в «большую электроэнергетику» должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2007-2011 гг. – в 1,9 раза; в 2011- 2015 гг. – в 2,2 раза. На транспорте потребность в увеличении инвестиций определяется необходимостью [17, с.70]:

- достройки федеральной опорной транспортной сети (без учета строительства международных транспортных коридоров);

- развития нефтепроводной инфраструктуры, в том числе на востоке страны;

- развития газотранспортной системы, включая строительство в 2007- 2020 гг. более 23 тыс. км новых магистральных газопроводов, из них свыше 7 тыс. км — в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (2001-2006 гг. – 4,8 тыс. км);

- замещения основных фондов, характеризующихся высокой степенью износа – более 60%2 (2004 г.), а по транспортным средствам – более 70%.

Необходимые инвестиции в транспортную систему, по оценке, должны возрасти (по сравнению с предыдущим пятилетием): в 2007-2011 гг. – в 1,7 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.

В нефтегазовом комплексе освоение новых месторождений в северной и восточной частях страны, а также компенсация ухудшающихся условий добычи в традиционных районах только для поддержания достигнутого уровня добычи углеводородов потребуют наращивания капиталовложений: в 2007-2011 гг. – в 1,3 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,2 раза. Между тем для России сейчас открыты реальные возможности по улучшению инвестиционного климата, и прежде всего они должны быть ориентированы на:

- интенсивное расширение инвестиционного спроса со стороны крупных инфраструктурных компаний и вертикально интегрированных корпораций нефтегазового комплекса, оказывающее «разогревающее» влияние на российский инвестиционный рынок;

- благоприятные условия для развития энергетического, транспортного, нефтяного и химического машиностроения.

При этом риски для России заключаются в следующем:

- в случае падения объемов капиталовложений ниже уровня «инвестиционного барьера» высока вероятность того, что инфраструктурные отрасли выступят в роли ограничителя экономического развития, а также снижения добычи углеводородов;

- вероятность ускоренного роста цен на услуги инфраструктурных монополий для обеспечения потребности в поддерживающих инвестициях.

В целом можно сделать вывод, что финансовый кризис негативно повлиял на инвестиции в России: их объем заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в ближайшем будущем наша страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так и иностранных. В связи с тем, что в настоящее время инвестиционная активность, несмотря на некоторые положительные тенденции, является самым слабым местом в российской экономике, инвестиционная стратегия России должна вбирать в себя абсолютное большинство предложений и пожеланий потенциальных иностранных инвесторов, которые базируются на многолетней практике.


Список использованных источников

1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39 – ФЗ (в редакции от 02.02.09.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства. – 2009. - №5. – С.23-29;

2. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160 – ФЗ (в редакции от 03.06.2009.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства. – 2009. - №17. – С.3-19;

3.  Акопян О.А. Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения // Журнал российского права. 2010. № 2.

4. Бард B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики: учебник/ B.C. Бард. М.: Экзамен, 2010. – 409с;

5.                 Бард B.C. Инвестиционный потенциал российской экономики: учебник/ B.C. Бард, С.Н. Бузулуков, И.Н. Дорогобыцкий, СЕ. Щепотова. М.: Экзамен, 2010. – 478с;

6.                 Бард B.C. Инвестиционный потенциал российской экономики: учебник/ B.C. Бард, С.Н. Бузулуков, И.Н. Дорогобыцкий, СЕ. Щепотова. М.: Экзамен, 2010. – 478с;

7. Верников А., Родионов И. Инвестиции: что немцам хорошо, для нас – крохи // Консультант. 2009. № 23;

8. Гусарова В. Ю. Основные направления развития инновационной теории// Аналитический вестник. – 2010. - №5. – С.33-37;

9.  Дзарасов С. Российский кризис: истоки и уроки // Вопросы экономики. 2009. № 3.

10. Ермолаев С.Н. Механизм влияния расширения денежного предложения на стимулирование инвестиционной активности в российской экономике //Финансовый менеджмент. 2010. № 1;

11. Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизм функционирования: учебное пособие/ Г.И. Иванов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 578с;

12. Иванов Н. И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе: учебное пособие. - СПб.:Астерион. 2010. – 612с;

13. Игонина Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина; под ред. проф. В.А. Слепова. М.: Юристъ, 2009. – 535с;

14. Инвестиции: учебник / под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. М.: ТК Велби, 2010. – 493с;

15. Исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса в России 2009». URL: http://subnational.doingbusiness.org;

16. Концепция развития законодательства РФ на период до 2012 г. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ) // СПС «Консультант Плюс»;

17. Нестеренко. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории// Вопросы экономики. - 2011. - №1. С.57-  73;

18. По данным Российской службы государственной статистики;

19. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Стат. сб. / Госкомстат России. 2010;

20. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект // СПС «Гарант».

 

 

 

25

 



Информация о работе Понятие и сущность иностранных инвестиций