Понятие и сущность иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:28, контрольная работа

Краткое описание

Иностранные инвестиции представляют собой долгосрочные капиталовложения, осуществляемые зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики государства.
Объем иностранных инвестиций зависит от привлекательности объекта инвестирования или о привлекательности так называемого «инвестиционного климата» того или иного государства.

Оглавление

1. Понятие и сущность иностранных инвестиций 3
2. Своп 8
3. Необходимость государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов. 11
4. Инвестиционная политика РФ в современных условиях. 17
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

К.р. по иностранным инвестициям.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Процентные свопы выглядят следующим образом:

На практике своп обычно организуется с помощью финансового посредника, который также получает часть суммы от указанной разности.

Другой наиболее распространенной разновидностью свопа является валютный своп, представляющий собой обмен номинала и фиксированных процентов в одной валюте на номинал и фиксированный процент в другой валюте. Иногда реального обмена номинала может не происходить. Осуществление валютного свопа может быть обусловлено различными причинами, например валютными ограничениями по конвертации валют, желанием устранить валютные риски или стремлением выпустить облигации в валюте другой страны в условиях, когда иностранный эмитент слабо известен в данной стране, и поэтому рынок данной валюты напрямую для него недоступен.

В валютном свопе стороны помимо процентных платежей обмениваются и номиналами в начале и в конце свопа. Номиналы устанавливаются таким образом, чтобы они были приблизительно равны с учетом обменного курса в начале периода действия свопа. Обменный курс — это обычно спот-курс, среднее значение между ценой продавца и покупателя. Как и с процентными свопами, посредники часто заключают контракт с одной из сторон свопа и потом подыскивают второго участника для офсетного свопа.

Валютные свопы  выглядят следующим образом:

Своп активов состоит в обмене активами с целью создания синтетического актива, который бы принес более высокую доходность. В современных условиях получили развитие товарные свопы. Их существо сводится к обмену фиксированных платежей на плавающие, величина которых привязана к цене определенного товара. Их построение аналогично процентному свопу, где фиксированные платежи и обмениваются на плавающие.

Товарные же свопы могут заключаться на длительный период и фиксировать определенный уровень цены для ряда моментов времени в будущем.


3.                  Необходимость государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов.

Дискуссии исследователей о необходимости государственного регулирования экономической деятельности ведутся уже не одно столетие, не теряя своей актуальности и в наше время.

Предметом обсуждения является как важность государственного регулирования для роста и развития экономики, так и инструментарий методов и форм воздействия.

Объективная необходимость государственного регулирования экономики подтверждается всем ходом ее исторического развития. В различные периоды истории господствовали разные точки зрения о необходимости и допустимом уровне участия государства в управлении экономикой, формах и методах такого участия, но сам факт неизбежности государственного регулирования не подвергался сомнению.

Особую актуальность в наше время приобретает теория Дж. Кейнса, ведь она сложилась сразу после окончания Великой депрессии 30-х гг. XX в., из опыта самого глубокого экономического кризиса прошлого века, аналогом которого многие именуют нынешний мировой финансовый кризис. Теоретическая ценность кейнсианства заключается в возможности анализа работы рыночного механизма в отдельных взаимодействующих сегментах: рынок товаров и услуг, финансовый рынок и рынок труда. Расширение денежного предложения, следующее из экспансивной кредитно-денежной политики, приводит к снижению нормы процента на финансовых рынках, что стимулирует инвестиции и, следовательно, рост производства [10]. Структуру данного механизма можно представить в следующем виде: повышение ликвидности в экономике – снижение нормы процента – рост инвестиций.

Согласно макроэкономической теории, созданной Кейнсом, главным стимулом эффективного спроса в условиях кризиса являются государственные инвестиции.

Возникший осенью 2008 г. мировой финансовый кризис заставил правительства ряда развитых экономических стран разрабатывать и вводить антикризисные стратегии, содержащие комплексы мер государственного регулирования и поддержки практически всех сфер экономики: банковский сектор, фондовый рынок, промышленность, сельское хозяйство и др. В целом объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных мер в отношении реального сектора экономики в 2008–2009 гг. оценивается в 2,1–2,5 трлн. руб. По объему затраченных средств на первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора к финансовым ресурсам 1,1–1,2 трлн. руб., на втором – меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери составили 500–700 трлн. руб.).

В либеральных российских реформах роль государственного регулирования была необоснованно принижена, что на деле означало предоставление неограниченной свободы частному сектору. Это не только ни стимулировало хозяйственную инициативу, как задумывалось реформаторами, но и привело к кричащему неравновесию в экономике. Следствием этого, по мнению профессора кафедры экономической теории Института экономики РАН С. Дзарасова, стало «непомерное развитие добывающих отраслей промышленности в ущерб обрабатывающим, упадок машиностроительного комплекса и наукоемкого производства, зависимость страны от импорта продовольствия и технологий» [9]. Между тем из этого вытекает вывод о несоответствии принятой модели развития потребностям российской экономики.

Основной целью государственного регулирования инвестиционной деятельности является развитие экономической системы, создание благоприятных условий привлечения инвестиций, необходимых для модернизации и инновационного обновления экономики.

Важнейшей задачей государства в условиях рыночной экономики являются создание наиболее благоприятных условий для успешного проведения инвестиционной деятельности предприятиями всех организационно-правовых форм собственности, особое внимание необходимо уделить защите интересов инвесторов.

С позиций важности и необходимости регулирования экономики, можно определить государственное регулирование инвестиционной деятельности как деятельность компетентных органов государственной власти, формирующих нормативную, методологическую, регулятивную, стимулирующую основу для функционирования инвестиционного процесса.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности, разработки концепций и стратегий развития инноваций и привлечения инвестиций в модернизацию экономики.

Приоритетными формами государственного регулирования являются экономические и правовые формы. По нашему мнению, приоритетами должны стать государственная поддержка инвестиционной и инновационной деятельности, а также защита интересов инвесторов в контексте инвестиционной безопасности.

Для эффективного применения инвестиций в экономике страны, необходима проработка и дальнейшее совершенствование форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Участие государства в регулировании инвестиционной деятельности выражается в следующих формах [20]:

1. Государство выступает в качестве системообразующего фактора, так как создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, включая и реализацию реальных проектов.

2. Государство само является субъектом инвестиционной деятельности, выделяя бюджетные средства на конкурсной основе непосредственным инвесторам.

3. Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также объем и структуру государственных инвестиций.

Исходя из основных показателей экономики (уровня инфляции, дефицита бюджета, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) применяют те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров. Концепция в свою очередь базируется на целевых установках двух уровней: стратегических целях (рост ВВП, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции до 6 % в Г.), определяющих степень влияния данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство; промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентные ставки по кредитным ресурсам, динамика денежной массы и др.), служащих в качестве ориентиров регулирования пропорций между спросом и предложением на ресурсы в финансовой и денежно-кредитной сферах.

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно-законодательной базы. С первых лет рыночных преобразований в нашей стране принимались и совершенствовались законодательные акты с целью стимулирования инвестиционной деятельности.

В современных условиях нехватки финансирования на первый план выходит задача по изменению российского инвестиционного законодательства в целях скорейшего перевода отечественной экономики на рельсы инновационного развития и стимулирования отдельных отраслей промышленности, связанных с разработкой и внедрением новых высокотехнологичных разработок [3].

По данным отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2009 году» в рейтинге из 183 рассмотренных стран, Россия занимает 120 место, находясь в списке между Бангладешем и Коста-Рикой, этот показатель ухудшился по сравнению с 2008 г. (112 место) [15].

Законодательство в сфере регулирования инвестиционной деятельности имеет приоритетное значение для создания благоприятного делового климата в России [16]. На федеральном уровне сформирована необходимая нормативная правовая база. Она определяет основных участников инвестиционной деятельности, их права и обязанности, а также принципы, методы и формы регулирования. Тем не менее существующее законодательство содержит целый ряд особенностей и недостатков.

Основным препятствием является нестабильность законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности, обилие лишних административных барьеров. В связи с этим частному инвестору приходится порой проходить от 80 до 300 согласований для получения права вкладывать деньги в проект, что часто затягивается на срок от полугода до нескольких лет.

Именно административные барьеры и коррупция большинство зарубежных экспертов считают главными препятствиями для инвестиций в Россию. В 2009 г. сумма иностранных инвестиций в экономику нашей страны снизилась на 21 % по сравнению с 2008 г. и составила 81,9 млрд. руб. Ряд крупных иностранных компаний остановили развитие и расширение своего бизнеса в России, в частности IKEA, Carrefour, Hermitage Fund и др. [7].

Для преодоления административных барьеров необходимо выработать общие всероссийские стандарты получения разрешения на строительство производственных объектов, в том числе с применением международных (европейских) стандартов. По нашему мнению должны остаться только самые необходимые согласования, касающиеся соблюдения технических и технологических норм качества и безопасности проведения строительных работ, при этом число процедур для получения разрешения должно сократиться до 30, а срок до 181 дня.

Другой важной проблемой государственного регулирования инвестиционной деятельности является усиливающаяся социально-экономическая и инвестиционная дифференциация регионов России. За последние 10 лет 12 лидирующих субъектов Федерации увеличили свою долю в ВВП страны с 40 до 54 %. Основная концентрация инвестиционного потенциала страны наблюдается в нескольких регионах, в частности на города федерального значения Москву, Санкт-Петербург и Краснодарский край проходится около 18 % всех инвестиций в основной капитал в целом по стране [18]. Если в 1995 г. в России было 37 регионов с долей каждого в совокупном инвестиционном потенциале более 1 %, то к 2009 г. их осталось 25 [19].

Важным этапом в формировании благоприятного инвестиционного климата в нашей стране является совершенствование налогового законодательства. В настоящее время в нем преобладает сложность, большое количество дополнений и изменений, множество инструкций и подзаконных актов, что становиться причиной замедления притока инвестиций в экономику.

Для изменения этой ситуации, органам государственной власти, в частности Министерству финансов Российской Федерации, необходимо сосредоточить усилия на развитии налоговой реформы в направлении оптимизации ставок налогов, стимулирующих инвестиционную активность, и снижении административных барьеров.

Для повышения инвестиционной активности необходимо разработать программу развития инвестиционных рынков, учитывающую одновременно общие признаки инвестиционной деятельности и ее институтов на различных рынках и их специфические особенности, а в рамках такой программы – концепцию стимулирующего налогообложения инвестиционной деятельности и ее институтов.

Для совершенствования законодательства об инвестициях необходимо активизировать работу по внесению предложений, улучшающих базу нормативного регулирования инвестиционной деятельности, разработке экономических концепций, посредством привлечения объединений предпринимателей и частных инициатив представителей делового сообщества как России, так зарубежных стран.

Необходимо уделить внимание развитию инвестиционной активности граждан, посредством их участия в работе коллективных инвесторов – инвестиционных, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Роль этих участников на данном этапе становления экономических отношений незначительна, но с развитием инвестиционной деятельности ситуация может измениться, и они займут важное положение наравне с банковскими организациями.

В целом, существующий порядок государственного регулирования инвестиционной деятельности требует изменений и внесений корректировок в процесс регулирования. Необходимо искать новые подходы к повышению интереса инвесторов к нашей стране, притока новых технологий и инновационного развития всех отраслей экономики. Без качественного изменения отношения к инвестиционному процессу, уменьшения административных барьеров, изменения законодательства в сторону повышения прозрачности и ясности нормативных актов, проработки механизмов стимулирования, развития инфраструктуры нами не видится перспектив развития инвестиционной деятельности в России.

 

4. Инвестиционная политика РФ в современных условиях.

Инвестиционная политика Российской Федерации взаимосвязана с общей стратегией развития страны и частными стратегиями, концепциями и программами развития. Инвестиционная привлекательность стран мира ежегодно оценивается ведущими рейтинговыми агентствами. В 1998 гг. рейтинг России после дефолта по инвестиционному климату резко упал: с 71-го она опустилась на 129-е место. Затем рейтинг России стал постепенно подниматься. В России в 1990-х гг. отсутствовали общая стратегия развития экономики и промышленности и, соответственно, инвестиционная стратегия, в том числе и это обстоятельство привело в августе 1998 г. к банкротству страны в форме дефолта (к отказу Россией от выполнения своих международных и внутренних финансовых обязательств) [8, с.33]

Информация о работе Понятие и сущность иностранных инвестиций