Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров, расположенных на территории Российской Федерации; и, наконец, в-третьих, охарактеризовать деятельность развитых стран по регулированию международного оффшорного бизнеса.

Оглавление

Введение
Основные понятия
Характеристика оффшорных зон по регионам мира
Оффшорные зоны в Европе
Оффшорные зоны в Азии
Оффшорные зоны в Латинской Америке
Оффшорные зоны в Африке
Оффшорные зоны в Российской Федерации
Регулирование международного оффшорного бизнеса
Заключение
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

ФГОУВПО ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

     В зоне происходит быстрый рост оффшорных  компаний. В 1988 г. там было зарегистрировано 7,1 тыс. компаний, в 1991 г. – 15,6 тыс., а  в 1996 г. – уже 43 тыс. новых международных коммерческих компаний. Таким образом, по некоторым оценкам, в регистре Британских Виргинских островов за 10 лет – с 1984 по 1994 г. было зарегистрировано 200000 международных компаний, а сегодня их число превысило 600000.28Доходы от оффшорного бизнеса и туризма формируют подавляющую часть бюджета страны.

     Крупным оффшорным центром является Панама – независимая страна в Центральной  Америке, пользующаяся большой популярностью  у судовладельцев. Панама – один из крупнейших в мире торговцев национальным флагом, предоставляющая льготные условия для регистрации морских судов. По количеству зарегистрированных судов ( свыше 13 тыс.29) страна до сих пор занимает первое место в мире. В регистр судов Панамы могут быть занесены суда, длина которых составляет 20 м и более, а водоизмещение – по крайней мере 50 т. В соответствии с международной практикой это минимальные требования к размерам и тоннажу судов.

     Наибольшую  привлекательность панамского судового регистра обуславливают два фактора:

  • возможность двойной регистрации;
  • отсутствие налогов на доходы и имущество, за исключением регистрационных и ежегодных стандартных налогов и сборов по минимальным ставкам.

     Хорошая инфраструктура, высокий уровень  банковского регулирования, отсутствие налога на прибыль делают эту юрисдикцию довольно привлекательной и ля оффшорных компаний. Ежегодно там регистрируются 8-10 тыс. компаний. Накопленные в Панаме зарубежные банковские депозиты по своим размерам значительно превосходят основные макроэкономиические показатели страны пребывания и существенно превосходят обычные потребности национальной экономики в банковском обслуживании. По количеству зарегистрированных в год оффшорных компаний, их приросту за последние годы, а также общему количеству этих компаний в реестре государства Панама в начале текущего столетия занимала третье место среди мировых оффшорных юрисдикций.

     Оффшорные зоны в Африке

     Африка  также располагает расширяющейся  сетью оффшорных центров, которые  расположены в Либерии, Маврикии, на острове Майдера и Канарских островах.

     Либерия является крупным оффшорным центром  на континенте. Первоначально эта  зона рассматривалась как оффшор с исключительной специализацией на регистрации судов, используемых в  международных перевозках.

     В соответствии с Законом о мореплавании либерийский флаг может быть использован любой «либерийской нерезидентной компанией» и либерийским иностранным предприятием в сфере судоходства. Иностранное судоходное предприятие может быть зарегистрировано Министерством иностранных дел Либерии. На основании такой регистрации предприятия уплачивается взнос в размере 1525 долл. Ежегодный сбор составляет 500 долл30. Дешевизна и простота регистрации судовладельческих предприятий, необременительность регистрационных процедур, высокие требования к конфиденциальности информации способствовали тому, что Либерия остаётся мировым лидером по общему тоннажу зарегистрированных судов.

     Последние десятилетия спектр услуг и налоговых  преимуществ Либерии постоянно  расширялся, и страна вошла в число  ведущих многоцелевых оффшорных центров. Помимо регистрации судов, оффшорные компании Либерии широко используются для международного управления активами, налогового планирования для физических лиц, а также в схемах международной торговли.

     Расширению  сфер деятельности способствовали различные льготы, действующие в зоне. В соответствии с налоговым законодательством Либерии зарегистрированные в стране корпорации не подлежат обложнеию подоходным налогом при одновременном соблюдении двух условий:

  • если не менее 75% уставного капитала прямо или косвенно принадлежат нерезидентам.
  • Если доход корпорации получен из источников за пределами Либерии.

     Кроме того, для компаний-нерезидентов отсутствует  необходимость раскрытия имён реальных владельцев, акционеров, директоров, не требуется предоставление ежегодных отчётов о деятельности компании, для оффшорных компаний нет необходимости иметь зарегистрированный офис в стране.

     Дополнительную  привлекательность Либерии придают  такие факторы, как отсутствие каких-либо валютных ограничений на деятельность нерезидентов, жёсткие требования к сохранению конфиденциальности, хождение американского доллара наравне с либерийским.

     Ежегодно  в оффшорном центре регистрируются 10-12 тыс. компаний, а всего в регистр  зоны внесено около 337 тыс. компаний31.

     Другим оффшорным центром, созданном относительно недавно, но имеющим значительный потенциал роста, является Республика Маврикий. Это островное государство, расположенное на пересечении торговых путей, связывающих Европу, страны Африки и Юго-Восточной Азии, а также Индию, стало выполнять функции оффшорного центра с 1992 г. Экономическое положение в стране довольно благополучное. Маврикий придерживается преимущественно рыночных методов хозяйствования, на острове развита банковская система, а также финансовая сфера. По уровню технологической оснащённости телекоммуникационными сетями и доступу в Интернет, способствующих развитию финансовых услуг, Маврикий занимает одно из первых мест среди стран Африки и Южной Азии.

     Базовым нормативным актом для формирования оффшора на острове стал принятый в 1992 г. Закон об оффшорной деятельности на Маврикии, тогда же был учреждён правительственный орган – Управление по деловой активности в маврикийском оффшоре. Им была разработана система законодательных актов, регулирующих деятельность оффшорных компаний и банков, благодаря чему Маврикий по уровню развития данного законодательства можно сравнить с такими признанными оффшорными центрами, как Мальта и Багамы.

     На  Маврикии регистрируются различные  типы компаний, но главными среди них  являются международные компании, для  которых предусмотрены более  льготные условия, чем для прочих компаний. Международную компанию можно  зарегистрировать в течение одного рабочего дня, однако для неё обязательно наличие зарегистрированного на острове офиса с почтовым адресом.

     В 2000 г. появилось существенное новшество  в корпоративном законодательстве Маврикия: вступил в силу Закон  о «сотовых» компаниях, своеобразие  которых заключается в том, что их уставных капитал разделён на доли, т.е. «соты», каждая из которых защищена от возможных требований кредиторов к другим сегментированным долям капитала. Поэтому риски банкротств и ответственности в таких компаниях сильно разграничены, их активы не смешиваются, и директора «сотовой» компании обязаны вести дела каждой ячейки отдельно.

     Другая  сфера деятельности оффшорного центра – регистрация судоходных компаний в маврикийском открытом судовом регистре. На Маврикии оффшорные судоходные компании свободны от валютного контроля в портах приписки их судов. Зарегистрированные в республике нерезидентные судоходные компании освобождаются от всех местных налогов, если они получают доходов от фрахта за пределами страны регистрации. Вместо этого они платят умеренные регистрационный и годовой сборы в зависимости от водоизмещения и назначения судов. Регистрируемые судна должны быть не старше 15 лет и соответствовать квалификации, утверждённой директором по судоходству. Временная регистрация производится на срок 6 месяцев, постоянная – на год с последующим продлением.

     В оффшорном центре осуществляется также  страховая деятельность. Оффшорные  страховые компании могут быть учреждены  как самостоятельные организации  в соответствии с Законом о  компаниях 1984 г. или как филиалы других компаний. Регистрационный взнос составляет 500 долл., а ежегодная пошлина – 1, 5 тыс. долл32.

     Отличительной особенностью оффшорного центра Маврикий является его преимущественная ориентация на создание инвестиционных фондов для  работы с индийскими акциями и прочими ценными бумагами Индии. По оценкам, через Маврикий в Индию ежегодно инвестируется ( в основном странами Юго-Восточной Азии) несколько миллиардов долларов, что составляет значительную долю прямых зарубежных инвестиций в эту страну. Таким образом, островное государство Маврикий играет значительную роль в капиталовложениях в экономику Индии.

     В последнее время Маврикий стремится  диверсифицировать направленность финансовых потоков в целях ослабления их ориентации на индийский рынок  и расширения связей с рынками африканских стран, а также стран Ближнего и Среднего Востока. Основные инвестиционные фонды проявляют большую заинтересованность в выходе на рынки стран Персидского залива. А также Пакистана и Бангладеш.

     Конкурентоспособность оффшорного центра возрастает в связи с низкой платой за предоставление услуг по регистрации и содержанию компаний. Так, стоимость регистрации компании, включая оплату за первый год, составляет 1990 долл., ежегодная плата за освобождение от налогов со второго года – 150 долл., сроки регистрации компании – до 7 дней33. Стоимость предоставляемых оффшорных услуг на Маврикии значительно ниже, чем в известных европейских юрисдикциях – на островах Мэн и Кипр. По количеству оффшорных компаний Маврикий входит в десятку оффшорных центров в развивающемся мире.

     Оффшорный бизнес – важнейшая часть экономической  системы Маврикия. Он влияет на показатели экономического роста страны. В конце 1990-х гг. доля оффшорного сектора  в ВВП Маврикия составляла 24%34. Можно сказать, что, развивая оффшорный бизнес, это малое островное государство нашло свою нишу в мировой экономике, обеспечивающую ему стабильные доходы.

 

      Оффшорные зоны в  Российской Федерации

     Активное  включение России в международный  оффшорный бизнес началось в начале 90-х гг. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон. В настоящее время, по оценке специалистов, Россия лидирует среди стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний, из них около 60 тыс. – российские ( за пределами России). Существуют в Российской Федерации и свои оффшорные зоны. К ним, с определёнными оговорками, можно отнести Республику Калмыкия и зону благоприятствования «Ингушетия».

     Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для  внешних инвесторов был введён в 1994 г., когда в республике была снижена  региональная ставка налога на прибыль  до 5%. Принятый в 1995 г. Народным хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков», составлен в классических традициях оффшорных зон. Согласно новому закону, компании, не использующие сырьевые и природные ресурсы Калмыкии, освобождаются от уплаты:

     -налога  на прибыль, зачисляемого в  бюджет Калмыкии и местные  бюджеты

     -сбора  на нужды образовательных учреждений

     -налога  на содержание жилищного фонда  и объектов социально-культурной  сферы

     -налога  на владельцев транспортных средств

     -налога  на приобретение транспортных средств.

     Компании, желающие получить право на льготы, должны платить ежегодно регистрационный  сбор в размере 500 минимальных размеров оплаты труда равномерными частями  ежеквартально.

     В Калмыкии сняты запреты на использование  оффшорными компаниями финансовых ресурсов республики. Обязательное условие для такой оффшорной компании – необходимость иметь в составе директоров хотя бы одного постоянного жителя Калмыкии или одну калмыцкую компанию.

     Зона  экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия» образована в 1994г. постановлением Правительства РФ №740 от 19 июля 1994 г., в котором предусмотрены следующие основные принципы функционирования зоны:

     -денежный  резерв для снижения региональных  налогов создаётся за счёт  бюджетной ссуды в этом размере

     -местным  властям предоставлено право  самостоятельно определить порядок  регистрации предприятий и уполномоченные  банки на их расчётно-кассовое  обслуживание.

     Льготами  по региональным налогам могут пользоваться не только нерезиденты, но и местные предприятия.

     Важная  особенность ЗЭБ «Ингушетия»  в том, что федеральная бюджетная  ссуда предоставляется Финансовой корпорацией «БИН» - официальным  агентом Правительства Республики Ингушетия, его главным откупщиком (агентом государства по сбору  налогов и других обязательных платежей). В результате значительная часть бюджета Ингушетии фактически находится у Финансовой корпорации «БИН» в доверительном управлении, что порождает определённые политические риски и ведёт к угрозе дальнейшего стабильного существования ЗЭБ. Поэтому расчёт на долголетнее существование ЗЭБ «Ингушетия» представляется рискованным и делает её малопривлекательной для долгосрочных инвестиций.

Информация о работе Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике