Международный валютный фонд и его роль в регулировании капиталопотоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:17, доклад

Краткое описание

МВФ: история создания, цели, функции, структура. Кредитные отношения со странами-членами МВФ. Основные и специальные методы кредитования. Роль МВФ в преодолении мирового финансового кризиса.

Файлы: 1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 50.40 Кб (Скачать)

Осуществлять  кредитование стран-членов, МВФ может  с помощью собственного капитала или заемных средств. Величина собственного капитала формируется из взносов государств-членов, производимых ими по подписке и определяемых на основе данных об экономике страны. МВФ также может использовать заемные средства в форме кредитов от стран и центральных банков, подписавших с Фондом Генеральные соглашения о займах (ГСЗ). В зависимости от того, какие средства - собственные или заемные - использует Фонд для выдачи кредитов, в его кредитной деятельности используются два понятия:

  1. сделка – это предоставление валютных средств странам из собственных ресурсов
  2. операция – это оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные  операции и сделки только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками. Современная деятельность МВФ осуществляется путем предоставления нескольких виды кредитов, которые могут получать его члены. Эти виды кредитов получили название механизмов финансирования. Выделяют обычные и специальные механизмы, а также механизмы льготного финансирования.

  1. Обычные (основные) механизмы - механизмы, финансирование которых осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на счете общих ресурсов. К ним относятся:
    1. Резервная доля - первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Государство может в любой момент произвести покупку в рамках своей резервной доли. Единственным условием для такой покупки является наличие у страны потребности в финансировании платежного баланса.
    1. Кредитные доли - средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли. Делятся на четыре кредитные доли, или транша, составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % ее квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % ее квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел.
    2. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай - обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Соглашения о кредитах стэнд-бай заключаются на срок до 18 месяцев, а, иногда, и до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.
    3. Механизм расширенного кредитования - предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырех лет, определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением расширенных кредитов, как и кредитов стэнд-бай, является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ.  Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определенных условий, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Письме о намерениях или в Меморандуме об экономической и финансовой политике, направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путем периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации. Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определенным макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.
 
  1. Специальные механизмы – механизмы, созданные в целях расширения масштабов и совершенствования структуры кредитных операций МВФ. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами - членами Фонда средств по линии специальных механизмов является дополнением к их кредитным долям. Как правило, финансирование в рамках специальных механизмов МВФ осуществляется за счет собственных средств Фонда. К таким механизмам относят:
    1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования - предназначен для кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т. п.
    1. Механизм финансирования буферных запасов – создан с целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит - 35% квоты. Не использовался с 1984 года.
    2. Механизм финансирования системных (структурных) преобразований - временный специальный механизм для стран, осуществлявших переход от централизованно планируемой экономики к рыночной. Создан в 1993 году. Практически этот механизм был образован главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ.
    3. Механизм финансирования дополнительных резервов – создан вследствие азиатского кризиса как часть политики МВФ по предотвращению распространения таких кризисов. Предоставление кредитных средств через МФДР, в отличие от кредитов по линии других механизмов, не ограничено какими-либо лимитами и может производиться в любых размерах. Погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем во всех других случаях, срока - от одного года до полутора лет. В исключительных случаях Исполнительный совет может продлить этот срок еще на один год.
    4. Чрезвычайные кредитные линии – кредиты, призванные не допустить, предотвратить наступление кризис. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам - членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, "бегства" капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны стран-заемщиц. Срок погашения кредита - 1 -1,5 года.

      

  1. Механизмы льготного финансирования созданы для оказания помощи самым бедным развивающимся странам. Эти займы финансируются не за счет общих ресурсов Фонда, а путем использования других источников - главным образом кредитов и субсидий, которые те или иные страны предоставляют МВФ, давая ему тем самым возможность оказывать льготную финансовую помощь другим странам, имеющим право на ее получение. К ним относят:
    1. Трастовый (доверительный) фонд – функционировал в 1976 – 1981, получателями являлись наименее развитые страны.
    1. Механизм финансирования структурной перестройки - действовал в 1986 - 1993 гг, получателями были развивающимся странам с низким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности в области платежного баланса.
    2. Механизм расширенного финансирования структурной перестройки - по своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования структурной перестройки. Однако условия стабилизационных программ, осуществляемых при поддержке ресурсов МРФСП, более комплексные и радикальные по своим целевым установкам. Предоставляется сроком на 3 года.

    Помимо перечисленных  механизмов, МВФ использует также  и другие специальные процедуры:

    1. Механизм экстренного финансирования - представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.
    2. Поддержка фондов валютной стабилизации – применяется с целью повышения доверия к странам-членам, применяющим меры по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации.
    3. Экстренная помощь - оказывается государствам-членам, которые испытывают трудности в финансировании платежного баланса, в результате неожиданных и непредсказуемых стихийных бедствий. Кредиты такого рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты и не предполагают процедуры проверки с помощью использования критериев реализации.
    4. Помощь пережившим конфликт странам – предусматривает оказание экстренной финансовой помощи при возникновении кризисных ситуаций, являющихся результатом пережитых странами военно-политических конфликтов.
 

Кроме этого, в случае острой необходимости, МВФ всегда может учредить другой временный кредитный механизм, который будет способствовать локализации и сглаживанию последствии кризисных явлений в странах – членах и недопущению перерастания кризиса в мировой. 

Широкий выбор  механизмов финансирования позволяет  МВФ играть важную роль в регулировании и прогнозировании рынка капиталов. По мнению фонда, по мере того как экономический подъем набирает силу, состояние глобальной финансовой системы улучшается, но риски для стабильности остаются повышенными. Поэтому необходимы меры политики, направленные на уменьшение рисков с помощью тщательно разработанных стратегий бюджетной консолидации; на преодоление наследия кризиса и содействие плавному процессу сокращения заемных средств. С этой целью, МФК предлагает:

  1. В области перестройки системы финансового регулирования: наделить органы регулирования функцией «мониторинга» системных связей и ввести дополнительные требования к размеру капитала с учетом системных рисков, которые соответствуют вкладу организаций в создание этих рисков.
  2. В области повышение надежности внебиржевых производных инструментов: создать глобальную систему надзора за центральными контрагентами и четкую правовую основу для их деятельности.
  3. В области расширения глобальной ликвидности предполагается: проведение более гибкой политики в отношении валютного курса, в частности, в тех случаях, когда валютный курс занижен; накопление резервов; снижение процентных ставок, если позволяют перспективы инфляции; ужесточение налогово-бюджетной политики, если общие установки макроэкономической политики являются слишком либеральными.
 

Не менее важную роль играет МВФ и в преодолении  мирового финансового кризиса. Согласно Фонду, существует 3 основные причины возникновения МФК:

  1. Органы финансового регулирования оказались неприспособленными к выявлению повышенной концентрации риска, вызвавшую бурный рост финансовых инноваций.
  2. Центральные банки в основном сосредоточивали внимание на инфляции, а не на рисках, связанных с высокими ценами на активы и возросшей долей заемных средств.
  3. Международные финансовые организации не смогли наладить активного сотрудничества на международном уровне.

Современный мировой  кризис уже прошел 3 этапа своего развития и находится на 4-ом:

  1. первоначальная паника.
  2. скоординированные международные антикризисные меры.
  3. ослабление накала, когда меры стали приносить плоды.
  4. восстановление и подъем. Основные проблемы текущего этапа: высокая безработица, рост официального долга и риск, связанный с растущими потоками капитала в страны с формирующимся рынком.

Для окончательного преодоления кризиса, по мнению МВФ, необходимо:

  1. Расширить сферу регулирования всеми видами деятельности, которые создают риски для экономики в целом.
  2. Укрепить рыночную дисциплину
  3. Заполнить пробелы в информации и повысить степень прозрачности в стоимостной оценке финансовых инструментов.
  4. центральным банкам следует укрепить свои основы для предоставления системной ликвидности.

    Также следует:

  1. Поставить на более прочную основу налогово-бюджетную политику.
  2. Сделать денежно-кредитную политику более чуткой к нарастанию системных рисков.
  3. Необходимо решить проблему дисбалансов в международных потоках капитала.

    Кроме того, необходимо лидерство в принятии мер в ответ на системные глобальные риски. На лидирующую роль могут претендовать различные организации, в том числе МВФ. Из реализованных Фондом антикризисных мер можно выделить:

  1. Наращивание объемов кризисного кредитования. МВФ быстро отреагировал на глобальный экономический кризис: его обязательства по предоставлению ссуд достигли рекордного уровня в 160 млрд долларов при резком росте льготного кредитования беднейших стран мира.
  2. Создание системы защиты финансового сектора. В рамках этой системы МВФ увеличил собственные ресурсы до 750 млрд долларов (в 3 раза) путем расширения и модернизации новых соглашений о займах (НСЗ).
  3. Создание новой кредитной линии для успешно развивающихся стран с формирующимся рынком. В рамках такой линии предоставление средств осуществляется без разделения на этапы, и не устанавливаются условия, которые страна должна была бы выполнять для получения требуемых.Данной кредитной линией уже воспользовались Колумбия, Мексика и Польша, которым были предоставлены кредиты  на общую сумму в 78 млрд долларов
  4. Создание новых правил в отношении условий кредитования МВФ. С 1 мая 2009 года структурные критерии реализации были упразднены для всех кредитов МВФ, в том числе для программ, реализуемых в странах с низкими доходами.
  5. Использования гибкого подхода в программах, поддерживаемых ресурсами МВФ. Примерами такого подхода служат поддерживаемые ресурсами МВФ программы в Исландии, Коста-Рике, Гватемале и Пакистане, включающие увеличение расходов на заработную плату и инфраструктуру и переориентацию государственных расходов в пользу расходов на социальные нужды и трудоемкие общественные работы.
  6. Увеличение расходов на социальные нужды. Например, в рамках поддерживаемой МВФ программы в Таджикистане увеличить расходы на социальные нужды и на цели сокращения 7,3 процента ВВП до 10 процентов ВВП в 2010 году.
  7. Проведение структурных реформ, нацеленных, нацеленных на поддержку наиболее уязвимых слоев населения. Примером является отмена в Сальвадоре субсидии на электроэнергию для нежилых помещений, в результате чего удалось освободить до 0,3 процента ВВП для увеличения социальных расходов.
  8. Оказание помощи беднейшему населению мира. Планируется резко увеличить льготную помощь — до 8 млрд долларов в год. новые обязательства МВФ в отношении стран Африки к югу от Сахары превысили 2,7 млрд долларов США. Лимиты доступа стран к льготному финансированию со стороны МВФ были увеличены в 2 раза. 24 страны с низкими доходами получили от МВФ облегчение бремени задолженности на общую сумму примерно в 6 млрд долларов.
  9. Совершенствование налогово-бюджетной политики. Целевые налогово-бюджетные показатели были ослаблены почти в 80 процентах стран Африки с действующими программами МВФ. В среднем по всем странам Африки бюджетный дефицит в 2009 году увеличен на 2 % ВВП.
  10. Гибкость в отношении инфляции. В странах с низкими доходами, в 2008 году темпы инфляции  прогнозировались на уровне 5,3 процента. Однако в 2008 году в связи с ростом мировых цен на продовольствие и топливо эта цель была сделана менее жесткой.
  11. Проведение реформы инструментов финансирования. Она предполагает более действенную краткосрочную и экстренную финансовую помощь, увеличение ресурсов, удвоение лимитов заимствования, нулевые процентные ставки до конца 2011 года.

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в регулировании капиталопотоков