Международный валютный фонд и его роль в регулировании капиталопотоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:17, доклад

Краткое описание

МВФ: история создания, цели, функции, структура. Кредитные отношения со странами-членами МВФ. Основные и специальные методы кредитования. Роль МВФ в преодолении мирового финансового кризиса.

Файлы: 1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 50.40 Кб (Скачать)
 
 

«Международный  валютный фонд и его  роль в регулировании  капиталопотоков»  

Международный валютный фонд (МВФ) — это специальное агентство ООН, учреждённое 186 государствами, предназначенное для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.

МВФ был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (июль 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США). Конференция приняла статьи соглашения МВФ, которые исполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г. Практическую деятельность фонд начал в мае 1946г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но, впоследствии, в связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались:  

Первая серия поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СДР). СДР – это международный резервный актив, созданный МВФ в 1969 году для дополнения существующих официальных резервов государств-членов. СДР распределяются между государствами-членами пропорционально их квотам. СДР также служит расчетной единицей МВФ. Его стоимость определяется на основе корзины ключевых международных валют.  

Во второй поправке, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему.

Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом.

В начале 90-х  годов, в результате глубоких социально-экономических  и политических реформ, имевших целью  переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, бывшие социалистические страны, а также государства ранее входившие в состав СССР, вступили в МВФ(за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и Балтии – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г. В 1999г. число стран – членов МВФ составляло уже 182. На 1997-1999 гг. пришлись рекордные по объему заимствования по линии МВФ – 120 млрд.долл.США. Крупнейшими заемщиками в этот период стали страны, пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия. Другое крупное заимствование пришлось на 2004 год, когда МВФ одобрил выделение средств на сумму около 14,5 млрд. СДР, из которых почти 9 млрд.СДР пришлось на долю Аргентины, 4,5 млрд.СДР на долю Бразилии и 411 млн.СДР на долю Украины. Долговые кризисы середины-конца 90-х послужили катализатором процесса реформирования деятельности Фонда. Суть реформ состояла в переходе к политике “помощи для самопомощи”, направленной на раннее выявление уязвимых мест в финансовых системах стран-членов и предупреждение кризисов, главным образом, через механизмы мониторинга и экспертной помощи. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов. В настоящее время МВФ объединяет 186 государств, а в его структурах работают 2360 человек из 146 стран. В настоящий момент приняты обязательства по выделению кредитов на сумму 191 млрд. долларов, из которых 121 млрд. долларов еще не был использован. Крупнейшими заемщиками на данном этапе являются Румыния, Венгрия и Украина. Постоянное место пребывания руководящих органов Фонда – Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке.

Важное значение в деятельности Фонда имеет повышение эффективности сотрудничества с Всемирным Банком. Оба эти учреждения были задуманы на Бреттонвудской конференции в июле 1944 года как организации, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. В своей деятельности Банк и Фонд дополняют друг друга, но при этом существуют довольно существенные различия между функциями, выполняемыми каждым из этих учреждений. Всемирный банк – это кредитное учреждение, чья цель заключается в содействии интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному экономическому росту, способствующему повышению уровня жизни населения бедных стран. МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года. Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные).

Официальные цели, стоящие перед МВФ:

  1. Способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;
  2. Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. Обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
  4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. Предоставлять временно государствам-членам средства иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.
 

Для достижения поставленных целей, МВФ выполняет  следующие функции:

  1. Содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  2. Расширение мировой торговли
  3. Кредитование
  4. Стабилизация денежных обменных курсов
  5. Консультирование стран дебиторов
  6. Разработка стандартов международной финансовой статистики
  7. Сбор и публикация международной финансовой статистики
 

Высший руководящий  орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Уставный капитал Фонда составляет около 217 млрд СДР. Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США —16.74 %; Япония —6.01%; Германия —5.87%;  Великобритания —4.85 %; Франция —4.85%; Китай - 3.65%;  Италия —3.19%; Саудовская Аравия —3.16 %; Канада - 2.88%; Россия —2.69%. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Поэтому, несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %).

Совет управляющих  делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный совет обычно заседает несколько раз в неделю и состоит из 24 исполнительных директоров, выбираемых странами-членами. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда. В настоящее время эту должность занимает Доминик Стросс-Канн, его первым заместителем является Джон Липски. Главой постоянного представительства МВФ в России выбран Одд Пер Брекк.

Существенную  роль в организационной структуре  МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК). Он состоит из 24 управляющих МВФ и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.

Подобные функции  выполняет также Комитет по Развитию –совместный орган МВФ и Всемирного банка. Его роль заключается в предоставлении рекомендаций по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, необходимых для содействия экономическому развитию в развивающихся странах. В состав Комитета по Развитию входят 24 управляющих от МВФ или ВБ, заседания проводятся дважды в год.

Составной частью структуры МВФ являются территориальные департаменты, к которым относят: Департамент стран Африки; Департамент стран Азиатско-тихоокеанского региона; Европейский департамент и Европейское отделение; Региональное отделение для Азии и бассейна Тихого океана; Департамент стран Ближнего Востока и Центральной Азии; Департамент стран Западного полушария.

Также в структуру  Фонда включены специализированные департаменты: Финансовый, Юридический, Исследовательский, Статистический, Департамент по бюджетным вопросам, Департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала, Департамент по вопросам стратегии, политики и анализа, Институт МВФ (Сингапурский, Венский и институт стран Африки).

Информационную  поддержку и координацию деятельности Фонда обеспечивает Департамент внешних связей и Представительство МВФ при ООН. Вспомогательные функции выполняют Департамент технического обеспечения и общего обслуживания, Департамент кадров и Секретариат. 

Кредитные отношения  МВФ с государством-заемщиком  протекают в 2 этапа. Первый этап кредитных отношений начинается со вступления страны в МВФ. Далее эксперты Фонда определяют размер первичной помощи. Государство получает экономическую и политическую поддержку, в обмен на ряд условий, прежде всего декларативного характера. Например, при вступлении России в МВФ и получении первого кредита, от неё потребовали удержания дефицита госбюджета в определённых рамках и контроля за приростом денежной массы. Кроме того, необходимо наличие утверждённого до начала нового финансового года федерального бюджета, сохранение стабильного налогового режима и т. д. Размер экономической помощи на данном этапе, как правило, невелик. Таким образом, возникает зависимость от кредитной поддержки Фонда. У МВФ также есть определённая заинтересованность на этом этапе. Помимо долгосрочных перспектив, Фонд получает определённый контроль над экономической политикой государства, и косвенно направляет её в интересах главных кредиторов. Первый период кредитных отношений в России продолжался с 1992 по1994 годы. В это время ей был предоставлен кредит в $1.145 млрд. Таким образом, для первого этапа характерны следующие черты:

  1. Фонд предоставляет кредиты, не обуславливая их какими-либо важными требованиями.
  2. Размер кредита зачастую оказывается незначительным.
  3. Имеется обоюдная выгода.
  4. МВФ получает нового члена клуба.
  5. страна способна выправить пошатнувшееся экономическое положение.
 

В дальнейшем ситуация может развиваться двумя путями: страна выправит свое положение, и не будет нуждаться в  дальнейшем кредитовании; либо

стране не удастся  улучшить свое положение,  и она  будет вынуждена просить очередной  кредит. В данном случае, наступит второй этап кредитных отношений между МВФ и государством-заемщиком. На данном этапе МВФ представляет программу, составленную экспертами Фонда или близкими к ним по духу отечественными экономистами. От страны требуется выполнение ряда условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета. Размеры помощи, выделяемой на втором этапе, больше, чем на первом, однако, выдается она стране частями (траншами), после выполнения государством оговорённых условий. За выполнением условий кредитования осуществляется мониторинг представителями Фонда в форме надзора за экономической политикой государства на уровне страны, региональном и глобальном уровнях. Выгодой на данном этапе для страны является получение кредитных ресурсов (хотя в итоге страна может оказаться в проигрыше, взяв кредиты и не решив своих задач). Выгода МВФ заключается в размещении своего капитала и в установлении более тесных связей со страной. Выгода для стран кредиторов проявляется в расширении рынка сбыта своей продукции и улучшении условий этого сбыта; упрощении притока в страну спекулятивного капитала; приобретении рычагов политического давления на страну. 

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в регулировании капиталопотоков