Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:17, доклад
МВФ: история создания, цели, функции, структура. Кредитные отношения со странами-членами МВФ. Основные и специальные методы кредитования. Роль МВФ в преодолении мирового финансового кризиса.
«Международный
валютный фонд и его
роль в регулировании
капиталопотоков»
Международный валютный фонд (МВФ) — это специальное агентство ООН, учреждённое 186 государствами, предназначенное для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.
МВФ был учрежден
на мировой валютно-финансовой конференции
ООН (июль 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США). Конференция
приняла статьи соглашения МВФ, которые
исполняют роль его устава. Этот документ
вступил в силу 27 декабря 1945г. Практическую
деятельность фонд начал в мае 1946г., имея
в своем составе 39 стран членов, а к валютным
операциям он приступил с 1 марта 1947г. СССР
принял участие в Бреттон-Вудской конференции,
но, впоследствии, в связи с холодной войной
он не ратифицировал статьи соглашения
МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х
годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия
и Куба. По мере эволюции мировой валютной
системы, а также трансформации деятельности
МВФ статьи соглашения трижды пересматривались:
Первая серия
поправок была осуществлена в 1968-69гг.,
в связи с образованием механизма специальных
прав заимствования (СДР). СДР – это международный
резервный актив, созданный МВФ в 1969 году
для дополнения существующих официальных
резервов государств-членов. СДР распределяются
между государствами-членами пропорционально
их квотам. СДР также служит расчетной
единицей МВФ. Его стоимость определяется
на основе корзины ключевых международных
валют.
Во второй поправке, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему.
Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом.
В начале 90-х годов, в результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, бывшие социалистические страны, а также государства ранее входившие в состав СССР, вступили в МВФ(за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и Балтии – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г. В 1999г. число стран – членов МВФ составляло уже 182. На 1997-1999 гг. пришлись рекордные по объему заимствования по линии МВФ – 120 млрд.долл.США. Крупнейшими заемщиками в этот период стали страны, пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия. Другое крупное заимствование пришлось на 2004 год, когда МВФ одобрил выделение средств на сумму около 14,5 млрд. СДР, из которых почти 9 млрд.СДР пришлось на долю Аргентины, 4,5 млрд.СДР на долю Бразилии и 411 млн.СДР на долю Украины. Долговые кризисы середины-конца 90-х послужили катализатором процесса реформирования деятельности Фонда. Суть реформ состояла в переходе к политике “помощи для самопомощи”, направленной на раннее выявление уязвимых мест в финансовых системах стран-членов и предупреждение кризисов, главным образом, через механизмы мониторинга и экспертной помощи. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов. В настоящее время МВФ объединяет 186 государств, а в его структурах работают 2360 человек из 146 стран. В настоящий момент приняты обязательства по выделению кредитов на сумму 191 млрд. долларов, из которых 121 млрд. долларов еще не был использован. Крупнейшими заемщиками на данном этапе являются Румыния, Венгрия и Украина. Постоянное место пребывания руководящих органов Фонда – Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке.
Важное значение в деятельности Фонда имеет повышение эффективности сотрудничества с Всемирным Банком. Оба эти учреждения были задуманы на Бреттонвудской конференции в июле 1944 года как организации, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. В своей деятельности Банк и Фонд дополняют друг друга, но при этом существуют довольно существенные различия между функциями, выполняемыми каждым из этих учреждений. Всемирный банк – это кредитное учреждение, чья цель заключается в содействии интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному экономическому росту, способствующему повышению уровня жизни населения бедных стран. МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года. Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные).
Официальные цели, стоящие перед МВФ:
Для достижения поставленных целей, МВФ выполняет следующие функции:
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Уставный капитал Фонда составляет около 217 млрд СДР. Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США —16.74 %; Япония —6.01%; Германия —5.87%; Великобритания —4.85 %; Франция —4.85%; Китай - 3.65%; Италия —3.19%; Саудовская Аравия —3.16 %; Канада - 2.88%; Россия —2.69%. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Поэтому, несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %).
Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный совет обычно заседает несколько раз в неделю и состоит из 24 исполнительных директоров, выбираемых странами-членами. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда. В настоящее время эту должность занимает Доминик Стросс-Канн, его первым заместителем является Джон Липски. Главой постоянного представительства МВФ в России выбран Одд Пер Брекк.
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК). Он состоит из 24 управляющих МВФ и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.
Подобные функции выполняет также Комитет по Развитию –совместный орган МВФ и Всемирного банка. Его роль заключается в предоставлении рекомендаций по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, необходимых для содействия экономическому развитию в развивающихся странах. В состав Комитета по Развитию входят 24 управляющих от МВФ или ВБ, заседания проводятся дважды в год.
Составной частью структуры МВФ являются территориальные департаменты, к которым относят: Департамент стран Африки; Департамент стран Азиатско-тихоокеанского региона; Европейский департамент и Европейское отделение; Региональное отделение для Азии и бассейна Тихого океана; Департамент стран Ближнего Востока и Центральной Азии; Департамент стран Западного полушария.
Также в структуру Фонда включены специализированные департаменты: Финансовый, Юридический, Исследовательский, Статистический, Департамент по бюджетным вопросам, Департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала, Департамент по вопросам стратегии, политики и анализа, Институт МВФ (Сингапурский, Венский и институт стран Африки).
Информационную
поддержку и координацию
Кредитные отношения МВФ с государством-заемщиком протекают в 2 этапа. Первый этап кредитных отношений начинается со вступления страны в МВФ. Далее эксперты Фонда определяют размер первичной помощи. Государство получает экономическую и политическую поддержку, в обмен на ряд условий, прежде всего декларативного характера. Например, при вступлении России в МВФ и получении первого кредита, от неё потребовали удержания дефицита госбюджета в определённых рамках и контроля за приростом денежной массы. Кроме того, необходимо наличие утверждённого до начала нового финансового года федерального бюджета, сохранение стабильного налогового режима и т. д. Размер экономической помощи на данном этапе, как правило, невелик. Таким образом, возникает зависимость от кредитной поддержки Фонда. У МВФ также есть определённая заинтересованность на этом этапе. Помимо долгосрочных перспектив, Фонд получает определённый контроль над экономической политикой государства, и косвенно направляет её в интересах главных кредиторов. Первый период кредитных отношений в России продолжался с 1992 по1994 годы. В это время ей был предоставлен кредит в $1.145 млрд. Таким образом, для первого этапа характерны следующие черты:
В дальнейшем ситуация
может развиваться двумя
стране не удастся
улучшить свое положение, и она
будет вынуждена просить
Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в регулировании капиталопотоков