Особенности бюджетных ассигнований
связаны с их публичным характером и сводятся
к следующим:
- возможность предоставления средств
на условиях безвозвратности и безвозмездности
(для финансирования объектов, включенных
в федеральную целевую программу);
- гласность разработки и исполнения программ
бюджетных ассигнований;
- адресный характер, строгая целевая направленность
финансирования и жесткий финансовый
контроль; при этом любое использование
средств не по назначению расценивается
как нарушение бюджетного законодательства;
- преобладание социальных приоритетов
и приоритетов объектов национальной
экономики.
Условия предоставления бюджетных
ассигнований при государственном финансировании
инвестиционных проектов предопределяют
реализацию следующего алгоритма.
При оформлении финансирования
капитальных вложений за счет бюджетных
ассигнований - средств федерального бюджета
на безвозвратной основе - предприятия-застройщики
представляют в обслуживающие их банки
и в соответствующие территориальные
органы Федерального казначейства следующие
документы: - титульные списки вновь начинаемых
строек и объектов с распределением капитальных
вложений по годам; - уточненные объемы
капитальных вложений и строительно-монтажных
работ на соответствующий год по переходящим
стройкам; - генеральные контракты (договоры
подрядов) на строительство предприятий,
объектов на весь период строительства
с указанием формы расчетов с подрядчиками
за выполненные работы; - расчеты сметной
стоимости строительства; - заключения
государственной вневедомственной технико-экономической
экспертизы и экологической экспертизы
проектно-сметной документации по каждому
инвестиционному проекту.
Федеральные органы власти,
уполномоченные Правительством РФ государственными
заказчиками, ежемесячно представляют
в Министерство финансов РФ данные об
использовании выделенных им средств.
Финансирование строительства
за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов производится
в соответствии с бюджетными распределениями
региональными и местными финансовыми
органами путем перечисления денежных
средств на расчетные счета предприятиям
и организациям-заказчикам. Предприятия
и организации-заказчики представляют
в соответствующие финансовые органы
документацию, включающую титульные списки
строящихся объектов, уточненные объемы
капитальных вложений по переходящим
(незавершенным) объектам, генеральные
контракты, подряды на строительство,
сводные сметы на строительство, заключения
технико-экономической и экологической
экспертиз проектно-сметной документации.
Кроме этого, в ходе реализации инвестиционных
проектов предприятиями и организациями-заказчиками
в соответствующие финансовые органы
ежемесячно представляется информация
об использовании выделенных финансовых
средств.
Налоговые
льготы (инвестиционный налоговый кредит).
В соответствии с Налоговым
кодексом Российской Федерации предприятия
для финансирования инвестиционной деятельности
могут использовать инвестиционный налоговый
кредит, который представляет собой отсрочку
уплаты налога. Этот кредит дается на условиях
возвратности и платности. Срок его предоставления
– от одного года до пяти лет. Проценты
за пользование инвестиционным налоговым
кредитом устанавливаются по ставке не
менее 50 и не более 75% ставки рефинансирования
Банка России. Инвестиционный налоговый
кредит может быть предоставлен по налогу
на прибыль, а также по региональным и
местным налогам.
Инвестиционный налоговый кредит
выделяется на основе заявления предприятия
и документов, подтверждающих необходимость
предоставления кредита. При принятии
положительного решения между предприятием-налогоплательщиком
и органом исполнительной власти заключается
договор об инвестиционном налоговом
кредите. В течение срока действия этого
договора предприятие уменьшает налоговые
платежи (но не более чем на 50%) за каждый
отчетный период до достижения размера
кредита, определенного в договоре.
Прочие схемы финансирования.
Паевые
инвестиционные фонды
В зависимости от категории
паевого инвестиционного фонда можно
судить о степени риска и потенциале дохода,
на который мы можем рассчитывать, инвестируя
деньги в фонд и тем самым защищая интересы
инвестора.
Основных категорий фондов
шесть:
- фонды денежного рынка;
- фонды облигаций;
- фонды смешанных инвестиций;
- фонды акций, в том числе индексные фонды;
- венчурные фонды;
- фонды недвижимости.
Самыми распространенными являются
фонды облигаций, акций и смешанных инвестиций.
Венчурное
финансирование
Одним из перспективных источников
средств для развития малого предпринимательства
может стать привлечение венчурного (рискового)
капитала. Механизм венчурного финансирования
заключается в обычной рисковой схеме,
которая предполагает, что часть из инвестируемых
(обычно инновационных) проектов будет
иметь столь высокую доходность, что она
покроет убытки от неудачной реализации
остальных проектов. Финансовая поддержка
такого рода проектов строится на софинансировании
и обеспечении гарантий авторских прав
и безопасности проекта.
Венчурное инвестирование,
как правило, осуществляется без предоставления
малыми предприятиями какого-либо залога
в отличие, например, от банковского кредитования.
Венчурное финансирование заключается
в предоставлении определенной суммы
капитала отдельным предприятиям для
реализации инновационных реальных проектов
повышенного риска в обмен на соответствующую
долю в уставном фонде или на определенный
пакет акций. В отличие от обычного акционирования
этот метод финансирования применяется
с помощью посредника – венчурной компании
(«венчурного капиталиста»), осуществляющей
посредничество между коллективными инвесторами
и предпринимателем. Соответственно венчурная
компания получает только часть инвестиционной
прибыли, основная ее доля распределяется
между инвесторами и инициаторами инвестиционного
проекта.
Использование
услуг экспортно-импортных агентства.
Другой важной формой обеспечения
банковских (денежных) кредитов во многих
проектах могут оказаться экспортные
контракты на продажу (take off) уже произведенной
или планируемой к производству продукции
предприятия-заемщика и/или его деловых
партнеров. Применяются принятые в мировой
практике технологиями оформления счетов
escrow, необходимых для эффективного мониторинга
таких сделок, и активно рекомендуем подобные
технологии нашим заказчикам.
Контрактинг
(B.O.T, B.O.O.T).
Подрядчик обеспечивает строительство
объекта, в течение определенного периода
(срока концессии) эксплуатацию этого
объекта и затем передает его государственному
заказчику. Срок контракта (срок концессии)
определяется таким образом, чтобы подрядчик
смог возместить свои затраты на строительство
объекта и получение запланированной
прибыли.
Практическая
часть
Расчет и анализ экономической
эффективности вариантов проекта
Вариант 15. Исходные данные
Варианты проекта |
Капитальные вложения, всего
млн. руб. |
Распределение капитальных
вложений по годам, % |
Ожидаемые доходы за год, млн.
руб. |
Ожидаемые расходы за год, млн.
руб. |
Ставка дисконтирования, % |
1-й |
2-й |
3-й |
1 |
6,0 |
24 |
49 |
27 |
3,5 |
1,3 |
15 |
2 |
6,5 |
31 |
56 |
13 |
4,3 |
2,1 |
3 |
5,5 |
51 |
13 |
36 |
12,7 |
0,0 |
Первый проект. Реконструкция
здания с последующим размещением в нем
делового центра.
Ориентировочная стоимость реконструкции
составляет 6,0 млн.руб. (капитальные
вложения).
Ежегодный предполагаемый доход от эксплуатации
делового центра: 3,5 млн. руб.
Ежегодные эксплуатационные издержки: 1,3 млн. руб. (ожидаемые
расходы).
Второй проект. Реконструкция здания под гостиницу.
Ориентировочная стоимость реконструкции
составляет 6,5 млн. руб.
Ежегодный предполагаемый доход от эксплуатации
гостиницы: 4,3 млн. руб.
Ежегодные эксплуатационные издержки: 2,1 млн. руб.
Третий проект. Реконструкция здания под жилой дом.
Предполагается продажа жилого дома
без дальнейшей его эксплуатации.
Ориентировочная стоимость реконструкции
составляет 5,5 млн. руб.
Предполагаемый единовременный доход
– 12,7 млн. руб.
Ставка дисконтирования составляет 15%.
Величина капитальных вложений для каждого
проекта рассчитывается в зависимости
от процента распределения по годам строительства
(табл.2).
Таблица 2
Распределение капитальных вложений
по годам строительства, млн. руб.
Наименование объекта |
Годы |
1-й |
2-й |
3-й |
Деловой центр |
0,24*6,0=1,44 |
0,49*6,0=2,94 |
0,27*6,0=1,62 |
Гостиница |
0,31*6,5=2,015 |
0,56*6,5=3,64 |
0,13*6,5=0,845 |
Жилой дом |
0,51*5,5=2,805 |
0,13*5,5=0,715 |
0,36*5,5=1,98 |
Для каждого проекта рассчитаем показатели
эффективности, используя формулы:
- чистый дисконтированный доход:
- индекс доходности, внутренняя
норма доходности:
- срок окупаемости.
Коэффициент дисконтирования при ставке
дисконтирования Е = 15%:
Таблица 3
Расчет чистого дисконтированного дохода
для делового центра, млн. руб.
Шаг расчета |
Результаты |
Эксплуата-ционные
затраты |
Капитальные
вложения |
Разность |
Коэффициент
дисконтиро-вания,Е1=15% |
Дисконти-рованный доход |
0 |
0 |
0 |
1,44 |
-1,44 |
1 |
-1,44 |
1 |
0 |
0 |
2,94 |
-2,94 |
0,8696 |
-2,5565 |
2 |
0 |
0 |
1,62 |
-1,62 |
0,7561 |
-1,2250 |
3 |
3,5 |
1,3 |
0 |
2,2 |
0,6575 |
1,4465 |
4 |
3,5 |
1,3 |
0 |
2,2 |
0,5718 |
1,2579 |
5 |
3,5 |
1,3 |
0 |
2,2 |
0,4972 |
1,0938 |
6 |
3,5 |
1,3 |
0 |
2,2 |
0,4323 |
0,9511 |
7 |
3,5 |
1,3 |
0 |
2,2 |
0,3759 |
0,8271 |
8 |
3,5 |
1,3 |
0 |
2,2 |
0,3269 |
0,7192 |
9 |
3,5 |
1,3 |
0 |
2,2 |
0,2843 |
0,6254 |
ЧДД = 1,7
Таблица 4
Расчет чистого дисконтированного дохода
для гостиницы, млн. руб.
Шаг расчета |
Результаты
|
Эксплуата-ционные
затраты |
Капитальные
вложения |
Разность
|
Коэффициент
дисконтиро-вания,Е1=15% |
Дисконти-рованный доход |
0 |
0 |
0 |
2,015 |
-2,015 |
1 |
-2,02 |
1 |
0 |
0 |
3,64 |
-3,64 |
0,8696 |
-3,1652 |
2 |
0 |
0 |
0,845 |
-0,845 |
0,7561 |
-0,6389 |
3 |
4,3 |
2,1 |
0 |
2,2 |
0,6575 |
1,4465 |
4 |
4,3 |
2,1 |
0 |
2,2 |
0,5718 |
1,2579 |
5 |
4,3 |
2,1 |
0 |
2,2 |
0,4972 |
1,0938 |
6 |
4,3 |
2,1 |
0 |
2,2 |
0,4323 |
0,9511 |
7 |
4,3 |
2,1 |
0 |
2,2 |
0,3759 |
0,8271 |
8 |
4,3 |
2,1 |
0 |
2,2 |
0,3269 |
0,7192 |
9 |
4,3 |
2,1 |
0 |
2,2 |
0,2843 |
0,6254 |