Источники финансирования инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Реализация инвестиционного процесса связана с поиском решений в области определения возможных источников финансирования инвестиций, способов их мобилизации, повышения эффективности использования. Соотношение и структура финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования экономическими субъектами, во многом определяются господствующими формами и механизмом хозяйствования. Рыночной экономике присущ определенный механизм формирования источников финансирования инвестиционной деятельности, распределения инвестиционных ресурсов в обществе.

Файлы: 1 файл

Оптимизация структуры источников финансирования инвестиционнй деятельности в России.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Более того, в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период  до 2020-2030 гг. заложено дальнейшее увеличение доли привлеченных средств в структуре финансирования основного капитала. При этом доля средств консолидированного бюджета снизится, а доля кредитов банков, напротив, существенно возрастет.

     Интересно отметить: что бы ни происходило с отечественной экономикой, доля бюджетных инвестиций стабильна – примерно 20%,по крайней мере с 1995 г. Более того, в периоды небольшого снижения доли государственных инвестиций в их общей структуре снижался и темп осуществления инвестиций в целом.

     Имеющихся данных недостаточно для утверждения о том, что за относительным снижением государственных инвестиций с неизбежностью следует общее замедление роста всех инвестиций в экономику, но, по-видимому, для российской экономики это утверждение все же справедливо.

       В условиях наблюдаемого финансового кризиса роль бюджетных средств только возрастет. По-видимому, в ближайший год средства бюджета станут локомотивом инвестиционной активности, компенсирующим в значительной степени замершую инвестиционную деятельность частного бизнеса. С учетом того факта, что за последние 12 лет доля бюджетных средств в осуществлении инвестиционных программ не изменилась, а в ближайшее время скорее только \ увеличится, заложенное снижение этой доли вдвое в «Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов» в предстоящие 12 лет вызывает определенные сомнения.

     В разделе «привлеченные средства»  весьма показательна статья «кредиты банков». Доля банковских кредитов в  финансировании основного капитала довольно быстро и устойчиво растет: от символических 3% в 2000 г. до уже вполне заметных 9,5% в 2006—2007 гг., а к 2020 г. — до 22%. При современном уровне кредитования банками инвестиционных программ российского бизнеса о серьезном перераспределении инвестиционного ресурса в пользу высокоэффективного производства говорить не приходится. Однако к 2020 г. ситуация, возможно, изменится. Пока же слабость отечественных банков является системной слабостью российской экономики, ставящей ее в заведомо слабую позицию по отношению к другим экономически развитым странам, как раз имеющим почти неограниченные возможности быстрого и эффективного перераспределения общественного капитала в пользу наиболее эффективных секторов экономики.

     Следует отметить, что утроение рассматриваемой доли за последние семь лет — хороший результат, но и он связан прежде всего с тем, что российским банкам удавалось привлекать существенные ресурсы на мировом финансовом рынке. В условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса эти возможности резко сузились. Собственных же финансовых ресурсов, достаточных для удержания достигнутой доли, у российских банков нет.

     Руководство страны понимает, что просто игнорировать факт исчезновения существенной части финансовой базы банковской системы невозможно. Российские банки получили доступ к средствам Резервного фонда, но будут ли предоставленные ресурсы достаточны для компенсации сократившег ося западного финансирования и насколько дороже будет доступ к этим средствам — вопрос открытый. Во всяком случае ожидать, что возможности российского  I бизнеса финансировать развитие своего основного капитала за счет привлечения банковских кредитов расширятся, оснований нет.

     При реализации данного сценария российская промышленность вновь будет вынуждена вернуться к ситуации начала 2000-х гг., когда доля банковских кредитов в финансировании основного капитала была просто ничтожной. Опора же на собственные силы в развитии (прибыль и, как было показано выше, заниженную амортизацию) де-факто приведет к тому, что вновь открывающиеся рыночные ниши будут перехватываться зарубежными производителями, имеющими существенно большие внутренние ресурсы развития и возможности привлечения банковского кредита. Наметившийся пересмотр амортизационной политики несколько ослабит остроту проблемы, но без \ серьезных мер по замещению сократившегося запад-1 ного финансирования отечественными финансовыми! ресурсами ситуацию не исправит.

     Иностранные инвестиции

     При обращении к данным о движении иностранных инвестиций бросаются в глаза два факта:

  1. ничтожность доли иностранных инвестиций в основной капитал российских предприятий;
  2. существенный и быстро растущий приток иностранного капитала в российскую экономику.

     Что касается первого пункта, доля кредитов иностранных банков в финансировании создания основного капитала — «исчезающий» 1%, а общая 1 доля инвестиций из-за рубежа в основной капитал находится в пределах 6%, причем тенденция к росту здесь неустойчива.

     С другой стороны (второй пункт), увеличение притока иностранного капитала за 12 лет более чем в 40 раз (и особенно в 2007 г.) говорит само за себя. Более пристальный взгляд на исследуемую динамику, правда, выявляет более сложную картину движения иностранного капитала на российскую территорию. Действительно, доля прямых иностранных инвестиций в капитале российских компаний сравнительно невелика — не более одной четверти от их общего объема. При этом портфельные инвестиции до 2006 г. вообще не играли практически никакой роли, в 2006 г. они заметно возросли, но снова упали в 2007 г. Таким образом, основная часть иностранного капитала в России — это «прочие» инвестиции, т. е. кредиты (см. табл. 3 и 4 на стр. 8, рис.).

     Структура иностранных инвестиций в России ясно говорит о том, что зарубежные инвесторы не готовы взять на себя риск организации собственного производства на российской территории, зато охотно кредитуют российскую банковскую систему. Почему? По-видимому, по тем же причинам, по каким российские банки тоже «не любят» финансировать отечественные инвестиционные проекты, особенно с длительным сроком окупаемости. При этом банки, по крайней мере до осени 2008 г., охотно кредитовали население под приобретение товаров длительного пользования. В результате сформировалась стройная финансовая схема: российские банки кредитовались в западных банках под прирост потребительских кредитов, тем самым повышая спрос на продукцию, которая либо импортируется, либо собирается в России из импортных комплектующих. Таким образом, доходы от благоприятной конъюнктуры на углеводородное сырье трансформировались в потребительский спрос на товары преимущественно неотечественного производства.

     Риск  при кредитовании банков существенно  ниже, чем при осуществление инвестиций в отдельное производство. Во-первых, отечественная банковская система регулируется довольно жестко. Во-вторых, в случае ее системного кризиса Центральный банк и стоящее за ним государство с его финансовыми и иными ресурсами не допускают катастрофического развития событий.

     Строго  говоря, и в структуре прямых инвестиций до 2003 г. доля кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, была больше или сопоставима с собственно взносами в капитал. Лишь с 2004 г. взносы в капитал стали существенно превышать кредиты зарубежных совладельцев предприятий, да и то с 2006 г. ситуация начала быстро возвращаться к состоянию до 2004 г. Это обстоятельство также подтверждает стремление зарубежных инвесторов в максимальной степени переложить предпринимательские риски на российскую сторону, фокусируясь не столько на не слишком надежном с их точки зрения доходе, сколько на менее рискованных кредитных отношениях.

     Приходится  отдать должное иностранным инвесторам, которые никогда особенно и не стремились входить в капитал российских предприятий,предпочитая оставаться их кредиторами. В первом случае им оставалось бы только обреченно смотреть, как падают в цене акции их предприятий, во втором же они фактически вынудили российское правительство выплатить ранее выданные российским предприятиям кредиты под угрозой конфискации залогов, т. е. этих предприятий, полностью в пользу собственников кредитных ' ресурсов. Финансовая схема оказалась практически безрисковой: сумма кредита с оговоренными процентами выплачена, а смогут ли предприятия в новых условиях действительно расплатиться со взятыми кредитами — теперь уже проблема их взаимоотношений с российским бюджетом. Если бизнес окажется финансово несостоятельным, убытки покроет бюджет, т. е. российский налогоплательщик. Высокая зависимость суверенной страны от миро-\ вого рынка капитала всегда вызывает опасение. При возникновении напряжения на мировых финансовых рынках капитал всегда быстро уходит в тихую гавань устойчивой экономики, к числу которых российская никак не относится.

     Именно  это произошло осенью 2008 г. С обострением  ситуации на мировом рынке капитала Россия автоматически оказалась без финансовой базы для своего развития. Слабая отечественная банковская система в кризисный период, естественно, сконцентрировалась лишь на собственном выживании,мало заботясь о самочувстви российского бизнеса, который «вдруг» лишился доступа к уже привычной финансовой «игле».

     В целом, пассивная политика России в  вопросе формирования собственной  финансовой системы сослужила ей плохую службу. В период легкого  доступа к чужому дешевому капиталу экономическое развитие осуществлялось весьма успешно. Но стоило этому источнику иссякнуть, ситуация резко обострилась. Дело даже не в том, что финансовых ресурсов физически нет, а в том, что не отработан механизм конвертации аккумулированных в Резервном фонде средств в финансовый капитал. Этот механизм создается в пожарном порядке и, очевидно, сопровождается огромными потерями, которых вполне можно было бы избежать, если бы задача создания полноценной отечественной финансовой системы была поставлена до,а не после наступления финансового кризиса.

     Таким образом, Россия активно и достаточно успешно сумела воспользоваться  плюсами глобальной экномики: практически  неограниченным доступом к дешевому капиталу, что в значительной степени  предопределило ее многолетний быстрый и устойчивый рост. Однако она оказалась совершенно не готовой к минусам этой экномики. «Неожиданно» выяснилось,что капитал может не только легко приходить в экономику, но и столь же легко покидать ее. К тому же «беда редко приходит одна»: уход иностранного капитала сопровождается резким падением цен на основные сырьевые продукты российского экспорта, отечественной экономике предстоят тяжелые испытания после такого двойного удара.

     В настоящее время в мире нет  стран, в той или иной мере не интегрированных в мировую экономику. Тот факт, что интегрированность России оказалась заметно выше, чем это представлялось до начала мирового финансового кризиса, в значительной степени стал следствием отечественной экономии©' ской политики, ориентированной на постулат о том что рыночные силы и свободный перелив капитала выправят накопившиеся с советских времен диспропорции и обеспечат устойчивый рост.

     Благоприятная конъюнктура цен на топливно-энергетические ресурсы позволила государству  аккумулировать существенные средства, часть из которых была направлена на формирование транспортной инфраструктуры страны, ориентированной, правда, в первую очередь на добычу и транспортировку на экспорт продукции добывающей промышленности. Обрабатывающая же промышленность, оставленная, в отличие от инфраструктурных отраслей, «один на один» с рыночными силами, демонстрирует существенно более слабую динамику. Конкурентоспособность отечественной продукции низка, поэтому невелик и ее собственный инвестиционный потенциал. Финансовый же капитал, видя слабую конкурентоспособность, практически полное отсутствие финансовой, организационной и институциональной поддержки этих отраслей со стороны государства, предпочитает идти в российскую банковскую сферу, которая, кстати, как показали последние события, оказалась наиболее защищена государством.

     Отечественный товаропроизводитель вправе ждать  от государства более активной инвестиционной политики. Положение, когда государство  отвечает за развитие национальной инфраструктуры и социального кластера, а бизнес отвечает за производство, объективно работает на пассивное встраивание страны в место, куда ее выталкивает глобальная экономика. Если Россия претендует на собственное место в мировой экономике, государство должно определиться: либо резко активизировать свое участие в формировании нового производственного базиса страны, либо создать действенные институты, принуждающие национальный и иностранный капитал строить современную экономику. Пока же экономическая политика пассивно следует за непредсказуемо меняющейся ситуацией, без формулирования внятных приоритетов. Нарастающий мировой финансовый кризис — хороший повод, чтобы наконец определиться с базовыми стратегиями развития национальной экономики.

 
 

 

 

  1. Оптимизация структуры источников

    При принятии решения о финансировании инвестиционного проекта большое значение имеет правильное определение долей всех источников инвестиций, поскольку собственных средств, как правило, недостает. Т.е. встает задача оптимизации источников финансирования инвестиций.

    При решении вопроса о структуре  источников инвестиций приходится обращаться к определению стоимости инвестиционных ресурсов. Например, цена таких источников финансирования, как привилегированные  акции, может быть определена по формуле:

   

   

 
 
 

    где Ра  — цена данного источника инвестиционных ресурсов;

    d  — денежное выражение дивиденда;

    Ро  — рыночная цена привилегированной акции;

    N — количество выпущенных акций.

    Цена  банковской ссуды как источника  финансирования расчитывается по формуле: Рк = i(1 – i¢), где Рк  — цена кредитного инвестиционного ресурса, i  — банковский процент, i¢ — ставка налога на прибыль.

    Для расчета эффективности совокупности привлекаемых инвестиционных ресурсов в практике инвестиционного финансирования используются два показателя: взвешенная средняя стоимость капитала и маржинальная стоимость капитала. Их экономическое содержание связано с понятием альтернативной стоимости (цены выбора). Финансовый риск возникает в связи с особенностями финансирования: чем выше доля привлеченных средств и кредита в структуре капитала, тем выше риск. Подсчет последнего зависит от взвешенной средней стоимости капитала (weighted average cost of capital  — WACC), которая определяется по формуле:

Информация о работе Источники финансирования инвестиционной деятельности