Инвестирование в корпоративные облигации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

Файлы: 1 файл

корпор облиг.docx

— 35.65 Кб (Скачать)

По виду обеспечения. Облигации могут быть обеспечены определенным имуществом общества, могут быть выпущены под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами или вообще быть без обеспечения.

По фиксации ставки. Облигации бывают с фиксированной ставкой процента и с плавающей ставкой процента. В облигациях последнего типа процентная ставка изменяется в зависимости от индексов, которые выбираются индивидуально для конкретных выпусков. В качестве индексов могут быть использованы валютный курс (доллар/рубль), индекс доходности ОФЗ и др. Основным достоинством облигации с плавающей ставкой является потенциальное удешевление стоимости заимствования. Главным фактором в выборе облигаций с фиксированной или плавающей ставкой являются ожидания эмитента: если он ожидает снижения доходности, то выгодно прибегать к облигациям с плавающей ставкой, если он ожидает рост доходности, то рекомендуется размещать облигации с фиксированной ставкой. С точки зрения инвесторов, использование бумаг с плавающей процентной ставкой затрудняет расчет доходности бумаги.

Отзывные облигации с  опционами. Облигации с сall-опционом дают право эмитенту отозвать их по оговоренной цене в определенные моменты времени. Единственный выпуск подобных облигаций был осуществлен компанией Аэрофлот (купонные облигации с плавающей ставкой, которые компания может погасить, если купон превысит 25% годовых). Облигации с put-опционом дают право инвестору на досрочное погашение своей облигации. В российской практике даты погашения совпадают со временем выплаты очередного купона по облигации. Облигации данного типа являются наиболее распространенными на российском рынке.

По срокам обращения. Краткосрочные: от 3 месяцев до 1 года. Наиболее распространенный инструмент на российском рынке корпоративных облигаций. Среднесрочные: от 1 года до 5 лет. Основная масса эмитентов представлена нефтяными, газовыми и энергетическими компаниями. Долгосрочные: со сроком обращения более 5 лет. На российском рынке они пока отсутствуют.

Рынок корпоративных  облигаций в Российской Федерации

Корпоративные облигации  являются одним из наиболее динамично  развивающихся секторов рынка ценных бумаг. Из-за возможности диверсифицировать  круг кредиторов, эмитент получает возможность привлечь заимствования  за меньшую плату, чем в банке. В этом смысле облигации являются альтернативой банковскому кредиту, хотя роль банков в выпуске и в  инвестировании на рынке облигаций  остается доминирующей (банки выполняют роль андеррайтеров, в некоторых случаях они берут обязательства выкупить весь объем эмиссии; банки также являются основными инвесторами на рынке облигаций).

Рынок является достаточно "молодым" и динамичным, но сравнительно небольшим. Первые выпуски корпоративных  облигаций, нацеленные на привлечение  капитала в производственные проекты или пополнение оборотных средств, появились после 1999 года.

Структура рынка  корпоративных облигаций России

Своим появлением на рынке  корпоративные облигации российских эмитентов во многом обязаны финансовому  кризису 1998 г. Крах системы государственных  заимствований на внутреннем рынке, серьезные потрясения в банковском секторе и последовавшее за этим резкое сокращение финансовых инструментов явились мощным стимулом для развития новых для российского рынка  долговых обязательств. Таким образом, появление на авансцене финансового  рынка крупнейших российских корпораций выглядело абсолютно естественным и логичным.

Инвестиции в корпоративные  облигации - наиболее надежное вложение средств на рынке ценных бумаг. Этот инструмент рекомендуется для тех, кому важна полная сохранность капитала с доходом несколько выше, чем  по вкладу в банке.

Корпоративные облигации  выпускаются частными и акционерными компаниями. Инвестор, покупая облигации, таким образом, предоставляет денежные средства в долг компании для развития ее бизнеса. Эти денежные средства должны быть потрачены на обновление оборудования, внедрение новых технологий, внедрение  новых видов выпускаемых продуктов, или на другие цели. Для инвестора  облигации являются средством получения  дохода на имеющиеся свободные средства и имеют дополнительные преимущества, как то: постоянный периодический  доход по определенной ставке и ликвидность  позиции (возможность реализовать  на открытом рынке облигации с  сохранением процентного дохода).

Корпоративные облигации  являются привлекательным средством  для инвесторов по нескольким причинам: 
Во-первых, поскольку компании, которые выпускают облигации, принадлежат к различным отраслям экономики, инвестор имеет право выбора и, таким образом, может обеспечить себе диверсификацию рисков вложений. 
Во-вторых, рынок корпоративных облигаций достаточно большой и ликвидный (что пока не в полной мере касается украинского рынка). Это значит, что, если инвестору необходимо продать облигации, он будет иметь возможность сделать это до наступления срока погашения. 
В - третьих, корпоративные облигации обычно имеют более высокую доходность по сравнению с государственными облигациями или банковскими депозитами при одинаковых сроках обращения.

Корпоративные облигации  относятся к классу ценных бумаг  с динамическими тенденциями. Поэтому  операции с корпоративными облигациями  тесно связаны с определенными  видами рисков: 

Инфляционный риск. Инфляция может съесть стоимость облигаций. Таким образом, облигации с большим  сроком обращения имеют большую  доходность, которая является компенсацией инвесторам риска инфляции. 
Риск процентной ставки. Когда процентные ставки повышаются, вновь выпущенные облигации предлагают больший купон. Это делает ранее выпущенные облигации с меньшим купоном менее привлекательными для инвесторов, вследствие чего цены на них падают. Когда процентные ставки понижаются, возникает противоположная ситуация. 
Рыночный риск. Облигации подчиняются закону спроса и предложения, как и другие ценные бумаги, их цены могут снижаться или расти в соответствии со спросом и предложением. Естественно, инвестор может избежать этого риска, просто не продавая облигации до момента погашения.

Корпоративная облигация - это  ценная бумага, удостоверяющая отношения  займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают  акционерные общества, предприятия  и организации других организационно-правовых форм собственности.

К основным характеристикам  корпоративных облигаций относят: стоимостную оценку, купон, период обращения.

К факторам риска, которые  должны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигаций  эмитента можно отнести:

1.Экономические факторы.

- Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка  ценных бумаг и др.)

- Изменение финансово-хозяйственной  деятельности эмитента

- Нестабильность экономической  ситуации в народном хозяйстве,  уровень инфляции

- Размер конкуренции в  целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и  перспективы развития эмитента

- Развитие инфраструктуры  рынка ценных бумаг.

2. Политические факторы

- изменение законодательства  РФ

Оценка инвестиционных качеств  облигаций производится по следующим  направлениям.:

Во-первых, определяется надежность компании по осуществлению процентных выплат. С этой целью производится сопоставление дохода, получаемого компанией в течение года, с суммой процентных платежей по всем видам займов. Величина дохода в 2—3 раза должна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии корпорации. Анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает свои возможности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о нестабильности деятельности компании и с течением времени она не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты.

Во-вторых, оценивается способность компании погасить имеющуюся задолженность по всем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений денежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отношению к величине долга составляет не менее 30%.

В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качественный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют в своем штате службы анализа, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснованных решений.

В настоящее время рынок  корпоративных облигаций в России дает инвесторам определенную возможность  выбора. В то же время круг облигации  и особенно вторичный рынок остаются крайне узкими.

Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно  разделить на три основные группы:

• среднесрочные валютно-индексированные  облигации (срок обращения 2—5 лет);

• краткосрочные(3—9 мес.) рублевые облигации;

• небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую  ставку процента, обычно привязанную  к ставке рефинансирования ЦБР или  ставкам по депозитным счетам Сбербанка  РФ.

Существуют все основания  предполагать, что в перспективе  ближайших 2—3 лет рынок корпоративных  облигаций будет развиваться  достаточно быстрыми темпами.

Среди предпосылок для  такого развития выделим следующие. В

ближайшие годы российской промышленности потребуются значительные средства для модернизации Собственных средств предприятий будет недостаточно для подобных инвестиций. Банковская система также не будет иметь возможность полностью закрыть потребности реального сектора в инвестициях, прежде всего потому, что банки не располагают долгосрочными ресурсами. Соответственно со стороны предприятий сохранится интерес к размещению облигаций.

Законодательная среда будет  эволюционировать скорее в сторону благоприятную эмитентам облигаций. Благоприятными будут и остальные факторы: идет развитие небанковских финансовых институтов, повышается уровень корпоративного менеджмента и т. д. При этом маловероятно, что произойдут резкие изменения, которые могли бы негативно повлиять на развитие рынка корпоративных облигаций: уровень процентных ставок останется достаточно стабильным и невысоким. Доступ на внешние рынки еще какое-то время будет для подавляющего.

Первая группа облигаций  является наиболее значительной в номинальном  выражении, на нее приходится более 80% объемов размещенных средств  на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации  Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО «ЕЭС России». Срок их обращения составляет 3-5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара.

Валютно-индексируемые облигации  Валютно-индексируемая облигация - индексируемая облигация, выпущенная с номиналом в национальной валюте и переменным купоном, рассчитывающимся таким образом, чтобы обеспечить инвестору постоянный доход в  валюте не представляют большого интереса для широкого круга инвесторов и  в своем большинстве куплены  узкой группой нерезидентов.

Компания, которой впервые  предложено осуществить выпуск ценных бумаг, должна четко осознавать, что  размещение ценных бумаг - достаточно длительный и сложный процесс, состоящий из большого количества взаимосвязанных событий, мероприятий и ограничений. Успех предстоящей эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как она подготовлена. Осуществление эмиссии должно основываться на четком понимании целей и детальной проработке финансируемых с ее помощью проектов.

Тенденции и перспективы  российского рынка облигаций

Сезон природного расцвета 2010 года охарактеризовался "пробуждением" и деловой активностью на российском рынке корпоративных облигаций. Правда, кризис 2008 года внес свои мазки в картину данного сегмента: в прошлом остались низкие процентные ставки и определенное равнодушие инвесторов к вопросам контроля за рисками. Между тем примечательно, что именно в этот период зафиксированы рекордные показатели.

В конце весны - начале лета 2010 года заметно увеличился объем размещений корпоративных облигаций на первичном рынке. Так, если в марте, апреле и мае на внутреннем рынке он составлял $1-1,5 млрд. в месяц, то в июне достиг отметки в $6,6 млрд. - это максимальное значение за все время существования рынка.

Помимо улучшения внешнего фона, свою роль в столь заметном росте мог сыграть, по всей видимости, и значительный "навес" из неразмещенных  ранее и отложенных выпусков. В первые месяцы кризиса в связи с уменьшением склонности инвесторов к риску и увеличением стоимости заимствований объем размещений существенно сократился. Если на внутреннем рынке облигации еще размещались, то первичный рынок российских еврооблигаций оказался фактически заморожен с августа 2008 года. С улучшением же ситуации в финансовой системе эмитенты поспешили предложить свои облигации инвесторам.

Информация о работе Инвестирование в корпоративные облигации